Максим Горький, 1906 год
«Теперь жизнью России правят люди, находящиеся в непрерывной запальчивости и раздражении. Они затеяли и разжигают взаимоистребление демократии, возбуждают бессмысленное и пагубное для этой демократии и для всей страны злорадство, ненависть, злобу...»
«Они, эти фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе неосуществимые надежды, влекут русский пролетариат к разгрому и гибели...»
«Они совершают опыт социальной революции — занятие, весьма утешающее маньяков и очень полезное для жуликов... Они крикнули: «Грабь награбленное!». И грабят изумительно, артистически... Грабят и продают музеи, церкви, пушки, винтовки, интендантские склады, дворцы, воруют и продают буквально все, что можно! И вот русский народ, этот слабый, темный, органически склонный к анархизму народ, ныне призывается быть духовным водителем мира, Мессией Европы! Большевики, эти «вожди народа», говорят, что они зажгут из сырых русских поленьев костер для всего Западного Мира! Они уже зажгли его. Он горит плохо, воняет Русью, грязной, пьяной и жестокой. Несчастную Русь тащат на Голгофу, чтобы распять, видите ли, ради спасения Мира!»
«Среди служителей советской власти то и дело попадаются взяточники, спекулянты, жулики, а честные люди, чтобы не умереть с голода, занимаются физическим трудом... Кошмар, нелепость, идиотизм!»
«Народные комиссары относятся к России, как к материалу для опыта. Русский народ для них лошадь, которой прививают тиф для выработки противотифозной сыворотки... Какой жестокий и заранее обреченный на неудачу опыт!»
«Я буду твердить русскому пролетариату: тебя ведут на гибель, тобой пользуются для бесчеловечного опыта!»
«Большевистская политика выражается в равнении на бедность и ничтожество. Большевизм есть национальное несчастие...»
«Советская власть не стесняется расстрелами, убийствами, арестами, никакой клеветой, никакой ложью... В среду лиц, якобы выражающих волю народа, введено множество разного рода мошенников, бывших холопов Охранного Отделения и авантюристов...»
«Рабочих развращают бесшабашной демагогией... Советская политика — предательская политика по отношению к рабочему классу...»
Причем – и это очень существенная деталь – если все вышеперечисленные материли новую власть, находясь в эмиграции, то Горький это делал в Москве, и высказывал все то открыто, печатая в газете в своей колонке «Несвоевременные мысли».
Комментарии 3