18 декабря 1921 года родился великий актер цирка и кино Юрий Никулин
Юрий Владимирович Никулин
Родился 18 декабря 1921 года в Демидове (ныне Смоленская область).
Отец, Владимир Андреевич Никулин родился в Москве, но демобилизовавшись из Красной армии и окончив курсы Политпросвета, он устроился в драматический театр в Демидове. Там же служила актрисой и мать Юрия, Лидия Ивановна Никулина (Германова). Она была уроженкой города Ливенгоф (ныне Ливаны, Латвия), а в годы Первой мировой войны переехала в город Демидов, подальше от войны к родственникам.
В Демидове отец организовал «Теревьюм» — передвижной театр революционного юмора, где сам ставил спектакли и много играл. Также организовал и тренировал первую в городе футбольную команду.
Адрес проживания семьи Никулиных в Демидове на январь 1922 года — улица Духовская (ныне Мареевская), дом 23.
Дом в Демидове, в котором родился Юрий Никулин
В 1925 году семья перебралась в Москву. Жили в коммуналке в Токмаковом переулке, недалеко от площади Разгуляй (дом не сохранился). Первые семь классов Никулин учился в образцовой школе № 349, где частыми гостями были известные писатели, в частности, Аркадий Гайдар.
Аркадий Гайдар
В восьмом классе перешёл в среднюю школу № 346. 18 ноября 1939 года, после окончания средней школы, в возрасте неполных 18-ти лет был призван в Красную армию и направлен в шестую батарею второго дивизиона 115-го зенитно-артиллерийского полка.
Во время советско-финской войны эта зенитная батарея находилась под Сестрорецком и охраняла воздушные подступы к Ленинграду.
В Великую Отечественную войну воевал под Ленинградом сначала в том же полку, весной 1943 года после контузии и лечения в госпитале был переведён в 72-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион на должность командира отделения разведки, позднее там же стал помощником командира взвода.
В 1943 году вступил в КПСС.
Победу встретил в Курляндии; ещё год служил на территории Восточной Пруссии, был демобилизован 18 мая 1946 года в звании старшего сержанта. За время войны был награждён медалями «За отвагу» (первоначально был представлен к ордену Славы III степени), «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
Юрий Никулин
После окончания войны пытался поступить во ВГИК, куда его не приняли, так как председатель комиссии Сергей Юткевич не обнаружил в нём актёрских способностей. После провала хотел поступить в ГИТИС на театральный факультет. Но председатель комиссии С. Гушанский также не нашёл в молодом человеке актёрских задатков. В конце концов поступил в школу-студию разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре и окончил учебное заведение в 1948 году. Первое выступление на манеже состоялось 25 октября 1948 года в паре с Борисом Романовым в репризе «Натурщик и халтурщик». Затем стал работать ассистентом вместе с популярным тогда клоуном Карандашом.
Никулин и Карандаш
Работая у него, познакомился с Михаилом Шуйдиным. Вместе с Карандашом, сам актёр и Шуйдин неоднократно ездили на гастроли по стране и набирались циркового опыта. Проработав с Карандашом два с половиной года, в 1950 году Шуйдин и сам актёр вместе ушли от него из-за рабочего конфликта.
Никулин и Шуйдин на арене цирка на Цветном бульваре
Начав работать самостоятельно, составили знаменитый клоунский дуэт Никулин и Шуйдин, хотя по характеру артисты были совершенно разные.
Дебютировал в кино в 1958 году в эпизодической роли пиротехника в фильме «Девушка с гитарой».
Девушка с гитарой
Артист дебютировал в кино в 36 лет и с первых картин зарекомендовал себя как неподражаемый разнохарактерный и профессиональный актёр. Он принёс с цирковой арены на экран различные роли-маски, широко используя цирковую эксцентрику и фактуру. Таковы роли пиротехника («Девушка с гитарой»), Клячкина («Неподдающиеся»), Балбеса («Совершенно серьёзно»).
«Неподдающиеся»
Одна из киноновелл альманаха «Совершенно серьёзно» — «Пёс Барбос и необычный кросс» режиссёра Леонида Гайдая — положила начало ролям, которые обеспечили актёру всенародную любовь.
«Пёс Барбос и необычный кросс»
Незабываемый образ Балбеса из знаменитой тройки (Трус, Балбес и Бывалый) в кинокомедиях «Самогонщики», «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» отличают исключительное обаяние и жизнерадостность.
«Самогонщики»
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
Однако сам актёр (например, в книге «Почти серьёзно») более высоко ценил короткометражные новеллы, считая недостаточно удачной «Кавказскую пленницу», не говоря уже об использовании образа троицы жуликов другими режиссёрами (Эльдаром Рязановым — «Дайте жалобную книгу», Евгением Кареловым — «Семь стариков и одна девушка»).
«Дайте жалобную книгу»
«Семь стариков и одна девушка»
Играл во многих любимых народом фильмах. Самыми известными являются кинокомедии с его участием — «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Старики-разбойники». Персонажи этих фильмов — комедийно-гротесковые, с оттенком детскости, наивные чудаки, лиричные, добродушные и непосредственные.
«Бриллиантовая рука»
12 стульев»
«Старики-разбойники»
Но актёр играл не только комические роли. В фильме «Когда деревья были большими» раскрылся драматический талант исполнителя. В своём герое — Кузьме Кузьмиче Иорданове — актёр обнаруживает сложное переплетение различных психологических состояний: лживость, опустошённость, паразитизм, одиночество, стремление вывести свою жизнь из состояния краха.
«Когда деревья были большими»
В фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» убедительно сыграл трагическую роль монаха Патрикея — казначея Успенского собора во Владимире, подвергнутого жестоким истязаниям монголо-татарскими захватчиками.
«Андрей Рублёв»
В драматическом фильме «Ко мне, Мухтар!» играл младшего лейтенанта Глазычева, характер которого полон сострадания, жертвенности и преданности собачье-людской дружбе.
«Ко мне, Мухтар!»
Следует отметить его игру в фильмах о Великой Отечественной войне («Они сражались за Родину», режиссёр Сергей Бондарчук; «Двадцать дней без войны», режиссёр Алексей Герман). В фильме «Двадцать дней без войны» роль военного журналиста Лопатина была сыграна актёром в сдержанной и безыскусной манере, при этом исполнена подлинного внутреннего драматизма. Спор между режиссёром и Госкино о назначении его на роль Лопатина был решён положительно, благодаря вмешательству писателя Константина Симонова.
«Они сражались за Родину»
«Двадцать дней без войны»
В драматическом фильме Ролана Быкова «Чучело» о девочке по имени Лена Бессольцева, которую травят одноклассники, сыграл одну из последних своих ролей — роль дедушки Лены.
«Чучело»
В последние годы (1993—1997) вёл юмористическую передачу «Клуб „Белый попугай“» на телеканале «ОРТ», был одним из постоянных участников телепередачи «В нашу гавань заходили корабли». Автор книги «Почти серьёзно…» (1979).
Перестал выступать в цирке, когда ему исполнилось 60 лет, в 1981 году, и перешёл на должность главного режиссёра цирка на Цветном бульваре.
С 1982 года — директор и художественный руководитель Московского цирка на Цветном бульваре. При нём для цирка было построено полностью новое здание, открытие которого произошло 29 сентября 1989 года. Всего проработал в цирке около 50 лет.
В середине 1990-х гг. был членом редакционной коллегии журнала «Огонёк».
С 1992 года — председатель правления Фонда Мира.
В последние годы жизни страдал сахарным диабетом, имел проблемы с печенью, сердцем, лёгкими и сосудами.
Скончался 21 августа 1997 года на 76-м году жизни в Москве из-за осложнений после операции на сердце. Прощание с артистом состоялось 25 августа 1997 года в Московском цирке на Цветном бульваре.
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Памятник на могиле Ю. В. Никулина
Если публикация понравилась:
поставьте класс чтобы поддержать публикацию и группу
Комментарии 2