Создаем родословную своих предков (часть 24)
Продолжение истории поиска пропавшего предка.
Пожар 1812 года и
Великопостная роспись.
В прошлом посте я привел родословное древо Карповых их села Хомутово. Моя прабабушка по отцу происходит из этого славного семейства. А на установление родственной связи меня натолкнула семейная легенда, поведанная двумя постами ранее. Полюбопытствуйте. До этого момента я вёл своё генеалогическое расследование по прямой мужской линии и по отношению к ней предки прабабушки составляют входящее родственное древо рода Карповых. Семейная легенда – это особый случай, и я конечно рассмотрел эту линию.
В большинстве практических случаев прослеживать мужскую ветвь проще, нежели женскую. Причиной тому патриархальный устой в правовой, общественной, религиозной и экономической организации жизни предков. Как следствие патрилокальность и патрилинейность расселения и учёта. При проведении в начале XVIII — 2-й половине XIX века подушных переписей податного населения Российской империи, из 10 имеющихся, в 1,2,3,6 ревизиях женщины не учитывались, а в сводных таблицах женский пол и вовсе никогда не фигурировал.
И это не местный специалитет, по утверждению некоторых социологов, все известные общества являются патриархальными.
— «А что, у отца-то большая семья?»
— «Семья-то большая, да два человека,
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
Поэтому вернусь к своей мужской линии. Изучение её натолкнуло меня на несколько любопытных находок и соображений. Сейчас я с Вами ими поделюсь и продолжу рассматривать предковую линию, впоследствии давшую род Карповых. Даже при хорошей сохранности ревизских сказок нечасто удаётся проследить по ним всю цепочку предков до самой первой ревизии. В случае с Карповыми удалось даже немного выйти за её пределы. Сохранность архивных документов не всегда хорошая, в московском регионе, например, 4-я и 5-я сказки по городу и губернии были практически полностью уничтожены в пожаре 1812 года. А исповедальные переписи региона большей частью тот пожар пережили, но были планово уничтожены в советское время. Надо было где-то архивировать многочисленные материалы партийных и комсомольских организаций и для пережитков прошлого места не нашлось. Процесс начался почти сразу со сменой идеологии. Согласно бюллетеню Центрархива РСФСР от 25 мая 1927 года, все исповедные росписи, начиная с 1865 года и более поздние подлежали уничтожению в архивах, как не имеющие исторической ценности. Это продолжалось и далее и затронуло так же и более древние акты. Однако часть документов сохранилась волею случая, в основном потому, что те ветхие фонды не были толком разобраны и описаны, дела часто были рассредоточены, никто их систематизировать не собирался, а вывоз на мукулатуру происходил обычно в грузовых объёмах, с целью освободить стеллаж, угол или целое помещение, каждую бумажку не рассматривали; распоряжение выполнили, место для партхозактива освободили, вот и славно.
Но были и исключения. Посмотрите например чудом сохранившуюся испове́дную ро́спись 1751 года прихода Покровской церкви села Хомутово. А в ней значится под № 10 двор моих предков из рода Карповых в том селе.
Нет комментариев