Как известно, Петр I основал Петербург в довольно плоском месте, в заболоченном устье полноводной реки. Собственно, само географическое название территории между Ладожским озером и Финским заливом свидетельствует о том же — Приневская низина. Однако из-за того, что основной рельеф этой местности формировался во время последнего ледникового периода, в нем изредка встречаются и неровности типа холмов или остатков бывших берегов Литоринового моря. К вытянутым в длину возвышенностям ледникового происхождения и относится группа холмов, получивших название Дудергофские высоты.
У этого наименования две возможных этимологии. Доподлинно известно, что название Дудергоф старше нашего города, о чем свидетельствует второй, немецкий корень hoff ‘усадьба, двор’ и тот факт, что оно существовало еще на старинных шведских картах XVII века. По одной из версий, первый корень восходит к древнерусскому «дударь» (‘караульный, предупреждающий звуковым сигналом о приближении противника’), так как здесь, на возвышенности, мог располагаться сторожевой пост Новгородского княжества в ту пору, когда эта земля принадлежала новгородцам. По другой версии, слово имеет финно-угорское происхождение: duoddar — ‘гора’.
Самой высокой точкой Санкт-Петербурга считается входящая в Дудергофские высоты Ореховая гора (176 м над уровнем моря), название которой вполне прозрачно. Отметим, что в древнерусском языке слово «гора» обозначало любую возвышенность. Рядом с нею находится еще одна высокая точка — Воронья гора (147 м). Еще в XVIII веке Ореховую и Воронью горы не различали и считали цельной возвышенностью, что подтверждается и геологическим строением холмов: у них общее основание. Позднее, в 1828 году, по указу императрицы Александры Федоровны здесь был разбит полудикий парк «Нагорный».
Рядом с Ореховой и Вороньей горами находится гора Кирхгоф (170 м). Это немецкое название (Kirche hoff — ‘церковный двор’) холм получил по находившейся на нем лютеранской церкви прихода Туутари. Интересно, что это один из старейших приходов Ингерманландии: первый пастор был назначен еще в 1640 году.
Однако в Петербурге существуют не только настоящие, природные холмы и высоты, но и рукотворные, появившиеся в результате человеческих планов и амбиций. К ним, например, относится гора Парнас в Шуваловском парке в Парголово. Эти земли с 1746 по 1903 год принадлежали семье графов Шуваловых. Родоначальник семейства, Петр Иванович Шувалов, получив в дар территорию бывшей шведской мызы, практически сразу, уже в начале 1750-х, решил разбить здесь парк, концентрирующийся вокруг горы Парнас, «возведенной искусственной насыпью по повелению императрицы Елизаветы Петровны». Этот холм был создан руками крепостных из того грунта, который появился в результате создания двух прудов, позднее за свои очертания прозванных «Шапка Наполеона» и «Рубашка Наполеона».
Доподлинно неизвестно, когда именно гора Парнас получила свое название, но можно предположить, что это случилось достаточно быстро, уже во второй половине XVIII века, когда в русском искусстве и общественной жизни существовала мода на античность. Разумеется, название отсылает к священной для древних греков горе Парнас — месту обитания Аполлона и его муз. Высота насыпного Парнаса первоначально достигала 62 м над уровнем моря, а на его вершине была устроена огороженная площадка со скамейками: с нее можно было не только любоваться окрестным парком, но и в солнечную погоду увидеть Финский залив.
Фото: Ореховая Гора зимой, вид с горы Кирхгоф,
собственная работа Botanicue #высокийслог #лахтацентр #петербург #спб
Комментарии 1