
В «Шримад-Бхагаватам» (8.8) так говорится о явлении Лакшми-деви: «Потом (это случилось во время пахтанья молочного океана) появилась богиня процветания… у которой нет иного желания, кроме как дарить наслаждение Верховной Личности Бога. Она сияла ярче молнии, которая своей вспышкой может озарить мраморную гору Саудамани. Её несравненная красота, стройность, юность, сияние и величавость, исходившие от неё, пробудили во всех: в полубогах, демонах и людях — желание обладать ею. Никто не остался равнодушным к ней, ибо она — источник всех богатств.
Царь небес Индра усадил богиню процветания на достойное место. Священные реки, такие как Ганга и Ямуна, приняли человеческий облик и поднесли богине процветания, Лакшми, свои чистые воды в золотых кувшинах. Земля в образе женщины собрала все целебные травы и растения, необходимые для ритуала омовения Божества… Олицетворённая Весна собрала всё, что появляется весной, в месяцы Чайтра и Вайшакха (апрель и май)… Океан, хранилище всех драгоценных камней, преподнёс верхнюю и нижнюю части жёлтого шёлкового одеяния. А Варуна, повелитель вод, подарил ей гирлянды, вокруг которых вились шестиногие шмели, опьянённые мёдом».
Лакшми деви — богиня счастья и процветания. Через неё Господь даёт нам всё благоприятное. Лакшми обычно изображается и описывается как богиня необыкновенной красоты, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук. Возможно, поэтому её называют также Падма или Камала. Её также называют шрийам, и это значит, что она обладает шестью достояниями — богатством, силой, влиянием, красотой, знанием и самоотречением. Она украшена гирляндой из лотосов. Её цвет описывается по-разному: как тёмный, розовый, золотисто-жёлтый или белый. Вместе с Вишну она изображается только с двумя руками. Когда ей поклоняются в храме (отдельные храмы для Лакшми довольно редки), то там она изображается сидящей на троне в виде лотоса с четырьмя руками, держащими падму (лотос), шанкху (раковину), амрит-калаш (сосуд с нектаром бессмертия) и плоды бильвы (дикой яблони). Иногда вместо бильвы она держит махалунгу (лимон).
Шрила Прабхупада пишет: «Кто в этом мире не хочет обладать богатством и красотой и пользоваться признанием, которое приходит к любому, кто богат и красив?.. Материальное благополучие подразумевает деньги, красоту и положение в обществе, и всё это может придти к ним по милости богини процветания. Но она никогда не бывает одна… Богиня процветания принадлежит Верховному Господу и дарит наслаждение только Ему. Если человек хочет добиться благосклонности богини процветания, он должен принять её вместе с Нараяной… Преданные, которые постоянно служат Нараяне…, легко обретают благосклонность богини процветания, но материалистичные люди, жаждущие милости богини процветания лишь для того, чтобы владеть ею и наслаждаться, неминуемо терпят поражение» (Бхаг., 8.8.9, комм.).
Но следует помнить ещё и то, что Лакшми — это образец верности и преданности Господу. Шрила Прабхупада пишет (Бхаг., 8.9.14, комм.), что на Вайкунтхе, в духовном мире, Лакшми обеспечивает Верховного Господа и Его преданных всем необходимым. Верховный Господь всегда доволен Своей супругой — богиней процветания, держащей в руке лотос. Поэтому, несомненно, она заслуживает почитания ещё и за это. И Лакшми-пуджа — прекрасный повод выразить своё почтение этой великой преданной и попросить у неё благословения на такую же верность Господу, какая есть у неё.
krishna-tv.com
Комментарии 1