Предыдущая публикация
КОМИ-ЗЫРЯНСКОЕ РОДОСЛОВИЕ

КОМИ-ЗЫРЯНСКОЕ РОДОСЛОВИЕ

11 дек

Интересные факты о Республике Коми

сельское поселение Кослан
СТАРОВЕРЫ-СТРАННИКИ НА УДОРЕ
Старообрядческое движение, появившись на территории Удорского края в конце XVIII в., довольно быстро распространяется в среде удорских жителей, и уже ко второй половине XIX в. приверженцами староверия считается едва ли не все местное население. Появление старообрядчества на Удоре непосредственно связано с притоком крестьян-старообрядцев из различных северно-русских регионов – Каргополья, Мезени, Пинеги, Северной Двины, которые бежали в столь отдаленные северные районы, опасаясь гонений со стороны официальных властей. Старообрядцы-переселенцы ассимилировались с местным населением, усвоив их язык и культуру, и во многом способствовали утверждению своих мировоззренческих установок в кругу местных жителей.
Среди староверов Удоры, которые придерживались беспоповского вероучения, наибольшее распространение получили два направления старообрядчества: филипповское и бегунское (странническое) согласия. Местные старообрядцы-филипповцы, в большинстве своем проживающие на территории Важгортского прихода Удорского края, разделялись на более мелкие религиозные толки, получившие свои наименования по фамилиям местных наставников: «бозовы», «созоновы», «рахмановы», «южины». Между тем самым многочисленным и распространенным среди удорских старообрядцев был «бозовский» толк.
Странническое вероучение как одно из самых радикальных направлений старообрядческого движения было занесено на Удору из Каргополья во второй половине XIX века и со временем получило широкое распространение среди местного населения.
Известно, что странническое (бегунское, скрытническое) согласие структурно состояло из двух основных компонентов: собственно странников (скрытников) и странноприимцев («христолюбцев»). Скрытники, отвергая мирскую жизнь и проповедуя «бегство» (или «сокрытие») из мира антихриста, не признавали официальную власть, гражданские обязанности, документы, не имели недвижимого имущества и постоянного места проживания. В свою очередь, странноприимцы, разделяя основные положения страннического согласия, не прерывали окончательно своей связи с миром: они обеспечивали укрытие беглых, оказывали материальную помощь странникам. Удорские старообрядцы-странники, проживающие на территории Коми края, по всей видимости, принадлежали к толку статейников-иерархитов и входили в состав Каргопольского предела – одного из округов братства статейников, непосредственно подчиняясь «старшему» предела, традиционно проживающему в Каргопольском уезде.
По большей части последователи скрытнического согласия проживали в селениях Чупровского прихода Удорского края: Коптюге, Чупрове, Муфтюге, Верхозерье, а также в отдельных деревнях Важгортского прихода – Выльгорте, Острово, Кирик. Местные жители этих селений, начиная с конца XIX в., традиционно считались приверженцами скрытничества. Многие из них исповедовали вероучение скрытнического согласия, другие сочувственно относились к этому учению и его сторонникам.
Приверженцами скрытнических идеалов традиционно считались семьи Ильиных, Коровиных, Козыревых, Екимовых, Давыдовых, зачастую эти крестьянские семьи находились между собой в родственных отношениях.
Одним из ценных источников для изучения истории местных староверов служат исторические сочинения старообрядцев-странников, отражающие основные этапы формирования страннического согласия, развитие этого учения и обосновывающие причины его отделения от других староверческих толков. В рукописных сборниках, созданных книжниками Удорского края и бытовавших в среде местных последователей скрытнического согласия, довольно часто можно встретить краткие выписки, а иногда целые сочинения видных представителей скрытнической сопелковской школы: Никиты Семенова и его последователей – Федора Иванова Кривого, Кирика и других. Эти сведения лишний раз подтверждают наше предположение о том, что удорские скрытники принадлежали к толку странников-статейников, разделяя основные положения этого вероучения.
Весьма распространенным в среде удорских староверов были и историко-полемические сочинения, выполненные в вопросно-ответной форме, которые позволяют выявить отношение той или иной старообрядческой группы к представителям других согласий и толков, осознание своей религиозной идентичности. Авторы страннических сочинений, распространенных на Удоре в конце XIX – начале XX вв., согласно распространенной в их среде религиозной идеологии, противопоставляют себя и свое согласие всему «антихристовому» миру, которому «покорились» практически все староверческие общины, подчинившись светским и церковным властям. Скрытнические книжники подводят своих читателей к мысли об истинности разделяемого ими вероучения, постулируя, что спасутся только истинные христиане-странники «остальцы благочестия», отвергнувшие «антихристову прелесть». Причем рассуждения об антихристе присутствуют практически в каждом рукописном сборнике, созданном последователями скрытничества, поскольку проблема пришествия в мир антихриста считалась в среде старообрядцев одной из самых злободневных. Последователи странничества, подобно прочим беспоповским согласиям, полагали пришествие в мир антихриста уже свершившимся фактом. Удорским скрытникам антихрист виделся в представителях гражданской власти и, в первую очередь, в ряде российских императоров (как правило, с этим образом связывается первый российский император Петр I). Одним из главных признаков воплотившегося антихриста, по мнению скрытнических книжников, будет его отношение к православным «християнам», поскольку антихрист будет «гонителем» всему православному миру. Составитель одного из рукописных сборников, бытовавших на Удоре, рассуждая о природе воцарившегося антихриста, выдвигает ряд предположений об антихристовой сущности. Он замечает, что антихристом не может выступать кто-либо из простого народа, поскольку «простого класса человек», «аще бы что и повелел, но послушающих не будет, и далее что-либо понудительное сотворить не может». По мнению скрытнического книжника, антихриста следует видеть в представителях гражданской власти: «ныне при последнем царства антихриста не от иного какого-либо человека происходит гонение, но от царския власти».
Большинство произведений, написанных последователями данного вероучения, носят анонимный характер. Причем анонимность была обусловлена не только приверженностью авторов канонам древнерусской литературы, но и, повидимому, соображениями конспирации.
Тем не менее известны имена некоторых последователей скрытнического вероучения, которые повлияли на утверждение скрытнических идеалов в кругу местного населения. Говоря о бытовании данного согласия на Удоре, нельзя не упомянуть имя известного среди местных жителей наставника Прохора Филипповича Ильина, который сыграл не последнюю роль в распространении скрытнической идеологии в среде удорских крестьян, являясь на протяжении нескольких лет одним из руководителей страннической братии Каргопольского предела Олонецкой губернии.
Наставник Прохор Филиппович (по-зырянски Прокур, мирское имя – Павел Филиппович Ильин, 1865–1922 (?)) родился в селе Муфтюга Удорского края в старообрядческой семье. Именно таким именем – Прохор Филиппович или просто Прохор – именитый наставник подписывался в скрытнических соборных постановлениях, в ряде своих посланий каргопольской братии.
Последователи скрытничества из всех существующих церковных таинств принимали только чин крещения и исповеди, отвергая официальное священство, таинство причащения и брака. Согласно скрытнической традиции, после принятия крещения человек получал новое имя, оставляя свои «мирские» имя и фамилию. Фамилия остается в миру, пренебрегаясь по той причине, что она прикрепляет странника к месту проживания и родине. Оставляя фамилию, последователь страннического вероучения, с одной стороны, этим выполняет идеал странничества, с другой – в случае его поимки представителями официальной власти – страннику легче избежать ареста и допросов.
Известно, что отец будущего наставника, его родные братья и сестры исповедывали скрытническое вероучение. Некоторые из них покинули родину, приняв скрытническое крещение, другие – продолжали жить в селениях Удорского края, являясь странноприимцами для последователей скрытничества. Причем зачастую самые известные на Удоре последователи скрытнического вероучения находились в родственных отношениях с наставником П. Ф. Ильиным. Принадлежность П. Ф. Ильина к толку статейников, на наш взгляд, во многом содействовала распространению именно этого толка среди жителей Удорского края.
П. Ф. Ильин еще в детстве, будучи двенадцатилетним мальчиком, покинул родину и вместе с отцом ушел в раскольнический скит, «где научился раскольнической мудрости – умению обвинять церковь и иконописному ремеслу». После периода ученичества и странничества по разным местам в 1878 г. П. Ф. Ильин возвращается в Каргопольский предел, где он «порядочно проживал и писал иконы». Выдвижение Прохора Филипповича на место одного из руководителей округа происходит после 1905 года. Интересно, что, говоря о П. Ф. Ильине, последователи скрытничества и представители официальной власти, производившие дознание о «противогосударственной деятельности» наставника Прохора упоминают не его родовую фамилию – Ильин, а другую – Виноградов, Орлов.
Возможно, что изменение фамилии было обусловлено своего рода конспирацией, поскольку последователи скрытничества, по большей части наставники, подвергались преследованиям со стороны официальных властей как сторонники «опасного» противоправительственного старообрядческого согласия.
Занимая столь высокую ступень в скрытнической иерархии и играя не последнюю роль в жизни каргопольской братии, наставник Прохор периодически посещал родные места, вовлекая в скрытническое согласие своих родственников и земляков. В период примерно с 1899 по май 1901 года П. Ф. Ильин проживал в селениях Чупровского прихода. По всей видимости, переселение наставника Прохора на родину в этот период было обусловлено карательными мерами официальных властей, проводившимися по отношению к каргопольским скрытникам.
О деятельности П. Ф. Ильина среди удорских жителей мы узнаем из сообщений окружного миссионера В. Вишерского: из местных начетчиков «особо выделяется некто под именем Прохор. Я его не видел, потому что он избегает меня. Я слыхал, что из начитанных начетчиков. Сей Прохор приезжал из города Каргополя на время и теперь его нет здесь, а живет он в Олонецкой губернии».
В период своего пребывания на Удоре П. Ф. Ильин предпринимал попытку привлечь в скрытническое вероучение отдельных представителей филипповского согласия. Для этого во время Крещенской ярмарки он посещает селения Важгорт и Выльгорт, где традиционно были распространены идеи филипповского согласия. Согласно рапорту местного пристава, «устраивая собрание, Ильин имел намерение привлечь к себе и обратить в скрытническую веру филипповцев, но на этом собрании он потерпел фиаско». Между тем идеи скрытнического вероучения, получившие распространение на Удоре в конце XIX в., оказали значительное влияние на многих представителей филипповского согласия, которое считалось на протяжении XIX в. самым распространенным среди местного населения.
Некоторые из филипповцев, утвердившись в истинности вероучения скрытников, становились приверженцами страннического согласия.
По всей видимости, П. Ф. Ильин был человеком, обладающим даром слова, умеющим убеждать людей. Во время своего пребывания на Удоре он неоднократно проводит богослужения в домах странноприимцев, говорит проповеди, в которых доказывает преимущество скрытнического вероучения. Как правило, на подобные проповеди и службы стекалось множество окрестных жителей. По словам священника Чупровского прихода П. Ванеева, «на молениях в праздник Пасхи, кроме скрытников, было очень много посетителей православных из разных селений…; посетителей было столь много, что комнаты… не вмещали всех посетителей, и многие из них стояли в сенях и на повити».
Согласно ряду рукописных сочинений, бытовавших в скрытнической среде, можно заключить, что далеко не каждый член скрытнической общины мог быть выдвинут на должность руководителя братии. Старшему предела предписывалось необходимое соответствие определенным странническим идеалам: быть «ведущему» и «искусному» в области духовной литературы, прежде всего, в текстах Священного Писания, и имеющему беспорочность жития и «опытность по надобностям, требуемых обстоятельством времени». Причем каждый старейший того или иного предела избирался на эту иерархическую ступень посредством соборных постановлений братии – «не иначе как от всего собора страны искусных и ведущих лиц братии». По всей видимости, наставник П. Ф. Ильин обладал всеми выше перечисленными достоинствами, что и обусловило его выдвижение на столь высокую ступень в скрытнической иерархии.
Результатом проповеднической деятельности П. Ф. Ильина во время его пребывания на Удоре в период с 1908 по 1909 гг. стало вовлечение в скрытническое согласие около 15 жителей Чупровского прихода – «разных крестьян, сочувствующих скрытнической вере», которых «Прохор Орлов» увез «из села Чупрова в лодке вниз по течению реки Вашки в г. Мезень, а оттуда он увезет их в город Каргополь или город Ярославль…; по показанию здешних людей, он увезет этих лиц в Каргопольский уезд, где в каком-то лесу имеются скрытническия скиты».
Среди жителей Удорского края, вовлеченных наставником П. Ф. Ильиным в скрытническое вероучение, можно встретить немало лиц, впоследствии ставших известными в кругу местных жителей книжниками, наставниками и начетчиками. По всей видимости, не без участия именитого наставника Прохора последователями скрытничества становятся семьи Коровиных, Ильиных, Давыдовых, Козыревых, Екимовых и др.
С 1908 по 1909 гг. несколько представителей этих семей приняли скрытническое крещение, покинув родину вместе с наставником П. Ф. Ильиным, а именно: крестьянин Платон Егорович Коровин (скрытническое имя Иосаф (27 лет) и его родная сестра Мария Егоровна Коровина (скрытническое имя Екаиерина (23 года), племянница последних – сестра их брата И. Е. Коровина – Вера Ивановна Коровина (по-скрытнически Ангелина (8 лет), проживающие в деревне Верхозерье Чупровского прихода; Матрена Ильина (13 лет), Александр Григорьев Багаев (16 лет), Мария Козырева (14 лет), родом из с. Чупрова; из д. Муфтюга: Павла Федорова (11 лет), Никифор Семенов Коровин (53 года), Евдокия Ильина (23 года) и др.
В частных архивах удорских жителей хранится фотография местных скрытников, сделанная 23 ноября 1909 г. в г. Архангельске в фотомастерской Я. Лейцингера. Учитывая, что удорские скрытники во главе с наставником П. Ф. Ильиным покинули родину в июне 1909 г., направляясь в Каргополье, можно предположить, что эта фотография была сделана во время этого переезда. На оборотной стороне фотографии сохранились надписи адресантов, позволяющие атрибутировать изображенных на них людей.
Скрытническая традиция, получившая широкое распространение среди местных крестьян-старообрядцев, просуществовала на Удоре вплоть до середины XX вв. И не без основания можно сказать, что существенную роль в этом деле сыграл уроженец Удоры, скрытнический наставник П. Ф. Ильин. Будучи родом их этих мест, он непосредственно наблюдал за скрытниками Удорского края, оказывая своим землякам, прежде всего, духовную поддержку. Идеалы скрытнического вероучения столь сильно довлели над умами и чувствами местного населения, что во многом – на протяжении почти двух столетий – оказывали существенное воздействие на образ жизни удорских жителей, в первую очередь, воздействуя на их духовную культуру.
Публикуется в сокращении. Полностью читайте в источнике: Прокуратова, Е. Странническое согласие на Удоре // АРТ. – 2000. – N 4. – С. 145-151.
Публикация подготовлена Библиографическим отделом Центральной городской библиотеки г. Сыктывкара для группы "Интересные факты о Республике Коми"

Интересные факты о Республике Коми - 5389089398502

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
КОМИ-ЗЫРЯНСКОЕ РОДОСЛОВИЕ

КОМИ-ЗЫРЯНСКОЕ РОДОСЛОВИЕ

ЛентаТемы 2 174Фото 5 727Видео 34Участники 8 506
  • Подарки
Левая колонка
Всё 2 174
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться