Кадр из фильма В. Мотыля «Звезда пленительного счастья»
Участие в декабрьском восстании
Иван настолько доверял Полине, что даже раскрыл ей тайну, что является членом организации, желающей изменить власть в России. Таким образом, Полина оказалась одной из немногих подруг декабристов, кто был посвящен в планы тайного общества.
В Москву Иван и Полина вернулись в ноябре 1825 года. Поручику Анненкову требовалось вернуться в полк, и он отправился дальше, в Санкт-Петербург.
14 декабря 1825 года поручик Иван Анненков был на Сенатской площади. Но не в рядах мятежников – они оказались по разные стороны баррикады. Кавалергардский полк, где служил Иван Анненков, выступал в защиту императора Николая I. Многим это может показаться странным, но им двигало прежде всего полковое братство, которое было сильнее идей – он не смог оставить своих друзей-однополчан перед лицом опасности. Хотя эта опасность исходила от других его друзей, с которыми его объединило тайное общество.
Но друзья-декабристы этого Ивану Анненкову не простили. Многие из них в своих показаниях выставили его чуть ли не основным организатором восстания, поэтому допрашивал его лично Николай I. На вопрос императора, почему поручик не донёс о тайном обществе и его планах, Анненков ответил, что считает бесчестьем доносить на товарищей. Ответ Николая I был резким:
«Вы не имеете понятия о чести! Вы думаете, что умрёте героем, что вас будет помнить потомство? Ошибаетесь! Вы не умрёте – я вас на каторге сгною!».
Иван Анненков в списке осужденных декабристов значился под 40-м номером и был отнесен ко второму разряду. Он был приговорен к политической смерти – его лишили дворянского титула и воинского звания, он был осужден на 20 лет каторжных работ и вечную ссылку в Сибирь. На каторге, в Читинском остроге, Иван Анненков женился на Полине Гебль.
В Сибирь, за любимым!
Полина оставалась в Москве. Но когда дошли известия о том, что случилось в Петербурге, она сразу поняла, в какой беде оказался ее любимый, ведь она знала о планах тайного общества. Но она не смогла сразу все бросить и приехать к нему – она была беременна. В апреле 1826 года Полина Гебль родила дочку и тяжело заболела. Едва оправившись после болезни, она отправилась в Петербург. Суд над декабристами уже прошел, она узнала, что жены некоторых из осужденных собираются последовать за мужьями в Сибирь, и тоже твердо решила ехать к Ивану, где бы он ни находился. Но для этого нужно было получить разрешение от императора, что сделать оказалось очень непросто.
Нет комментариев