Шахтинск, Казахстан) в результате которого погибли 23 шахтера.
Взрыв газа в лаве 224 Д6Ц произошел, когда под землей находилось 89 человек. Те, кто работал поблизости к эпицентру взрыва погибли почти мгновенно. Начался пожар. Силу взрыва ощутили и на поверхности: здания дрогнули от мощного толчка. 61 горняк самостоятельно поднялся на поверхность. От 26 человек, работавших на участке № 1, никаких известий не было. На их поиски вскоре отправились прибывшие шахтинские горноспасатели. Но продвижению к эпицентру катастрофы мешали завалы и сильное задымление.
На первых пострадавших горноспасатели наткнулись спустя полтора часа после начала поисковой операции. Трое шахтеров получили ожоги и ушибы, но были живы.
Из рассказа горноспасателя:
«Было три с лишним ночи, когда загудела сирена. Через десять минут мы были у ствола. Сразу пошли в шахту. Горный диспетчер только объявлял об аварии. Созванивался с участками, оповещал по громкой связи. После взрыва кабели были порваны, не со всеми лавами была связь. Надо было кого-то посылать. Люди только выходили из шахты. Многие даже не поняли в чем дело. А мы спускались вниз, нас было пятеро. Никакой информации в тот момент у нас не было. В табельной службе сообщили лишь, что в лаве 224 работало 26 человек. Их и надо было отыскать. Вентиляция не работала. Стояла пыль. Сначала продвигались медленно — в разведку. Постоянно измеряли концентрацию газа. Идти было тяжело. Взрывной волной разнесло весь конвейер. Выработка была перекрыта бетонитом, в который вмонтированы железные двери. Несколько таких вент-сооружений снесло.
Мы еще не добрались до места аварии, как увидели, что навстречу идет рабочий. „Пойдемте, — кричит, — тут недалеко человек живой, я покажу, где“. Мы сразу же рванули. Хотя в шахте бегать запрещено, побежали. Человек был весь обожженный. Еле двигался. Мы его на носилки — и вперед. Мы с ним постоянно разговаривали. Спрашивали, как зовут, фамилию, кем работает. Он ни на что не мог ответить. Единственное, помнил, что у него двое детей. Тогда мы сказали: ори что хочешь, только не молчи. Пить просил. Сильно дрожал. Мы боялись, что не донесем его, ничего не сможем сделать. Но ничего, успели, отдали врачам. Другой шахтер бежал рядом, постоянно пытался чем-то помочь. Но мы ему не разрешали: нет, ты и так настрадался, иди рядышком. Еще одного выжившего горняка нашли ребята из следующего отделения. Он нормальный был, без ожогов. В воду упал, поэтому и не обгорел…
Отправив своего на гора, мы снова вернулись в шахту и стали вытаскивать остальных. Шли по выработке, смотрели. Где рука или нога выступает, откапывали. Тела отмечали специальными алюминиевыми жетонами. Потом один такой жетон остается в выработке на месте гибели человека для комиссии, а другой у него на руке. Те отделения, которые за нами идут, видят, что жетон висит, и уже не задерживаются. Пока полностью не пройдем выработку, не убедимся, что живых дальше нет, тела не поднимаем. Но они все, конечно, были мертвыми. Больше никого спасти нельзя было. Их просто разбросало по выработке. Повезло только тем, кто оказался на краю. А те, кто работал ближе к лаве… Слишком много факторов, несовместимых с жизнью.
Во-первых, ударная волна сбивает. При таком давлении человек погибает. Был там один без рук. Нашли руки, собрали. У многих неестественно вывернуты ноги. Где кости торчат, где голова пробита, а внутри уже пусто…
Во-вторых, после ударной волны идут горючие газы. Очень высокая температура. Когда мы поднимали тела, одежда на них легко рвалась. Волос не было — сгорели. Кожи не было.
И в третьих, естественно, мгновенно кислород выгорает. За доли секунды. Человек тут же задыхается. Никаких шансов.
Через 8-9 часов нашли всех, откопали, на носилках выдали. Наша смена отыскала 22 тела, следующая — 23-го. Последний лежал под лавой возле крепи выработки. Он был припорошен углем, поэтому его сначала не заметили. Все. Вышли из ствола. Там милиция, много народу в форме. С погонами и без погон. Здесь же тела лежат. Жутко…»
Официальной причиной аварии был назван залповый выброс газа метана, произошедший из-за смещения пластов. Источником огня явилось возгорание самоспасателя ШСС-1м на верхнем сопряжении в районе секций 9291 механизированной крепи 2 ОКП70. Также в числе причин, приведших к трагедии, были названы сложные горно-геологические условия в шахте, несоблюдение правил техники безопасности, слабый контроль со стороны руководства за соблюдением дисциплины.
Список погибших:
Агишев Марат Ильясович горный мастер 29 лет
Бецан Андрей Петрович МГВМ 32 года
Галимакбиров Рим Радмирович электрослесарь 43 года
Галиев Хамид Сунгатович электрослесарь 54 года
Демич Дмитрий Михайлович ГРОЗ 33 года
Дроздов Александр Николаевич ГР по РГВ 45 лет
Запорожец Владимир Яковлевич ГР по РГВ 46 лет
Комаш Владимир Петрович ГРОЗ 37 лет
Корсаков Сергей Борисович МГВМ 37 лет
Куприянов Михаил Валерьевич ГР по РГВ 29 лет
Курмашов Армия Кенесович ГРОЗ 34 года
Кучкин Владимир Рудольфович ГР по РГВ 45 лет
Пеньков Александр Александрович ГРОЗ 35 лет
Попов Борис Вячеславович ГРОЗ 47 лет
Сайфутдинов Марат Рифович ГРОЗ 35 лет
Сарсекеев Жусуп Рахимович МГВМ 51 год
Сороченко Владимир Николаевич ГР по РГВ 47 лет
Султанов Илгиз Альбертович ГРОЗ 37 лет
Тышканов Жанат Куандыкович ГР по РГВ 45 лет
Цан Иван Рафаилович ГРОЗ 49 лет
Филиппов Андрей Витальевич ГР по РГВ 29 лет
Шнайдер Александр Юрьевич ГРОЗ 28 лет
Яганшин Салават Сабирьянович горный мастер 37 лет


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 171