Предыдущая публикация
Чеченцы жили на Каспии.

Чеченцы жили на Каспии.

26 июл

ИНДАРИ – ЭНДИРЕЙ...

СУЛЕЙМАН ДЕМЕЛХАНОВ...
О селении Эндирей, расположенном в Хасавюртовском районе Республики Дагестан, дагестанскими авторами написано изрядно. В большинстве случаев, авторы называют это село кумыкским, изредка совестливые исследователи пишут о нем как о кумыкско-чеченском селении. Ниже я приведу выдержки из недавнего исследования М. С.-Э. Баширова и Э. Х. Хасмагомадова "Этническая история Терско-Сулакского междуречья (на примере семьи Башир-шейха Аксайского)" (Грозный, 2018).
Начнем с вывода, к которому пришли исследователи:
"Таким образом, не остается сомнений, что история Эндирея своими корнями уходит в раннее средневековье, а сам город неоднократно менял место расположения. Последний Эндирей, сильно разросшийся как торговый центр, стал частью владений тарковских шамхалов [Алиев, Умаханов 2004: 24]. Но и в этот период его значение выходило за рамки собственно Дагестана. В частности, Я. Рейнеггс отмечал, что Эндирей у всех народов Кавказа считается свободным городом, где любой странник или беглец всегда найдет покровительство и гостеприимство [Кавказ 2010: 188].
Однако топоним Эндери/Эндирей встречается также на территории Чечни и Ингушетии. На территории современного Итум-Калинского района в местности, известной как Дишний-мохк (территория тайпа дишни), на левом берегу р. Аргун (Орга), недалеко от устья правого притока Хьачаройн Эрк когда-то существовало селение Эндира [Сулейманов 1997: 54].
Еще один топоним Эндарие выявлен на левобережье Сунжи – ныне он известен как «Андреевская долина» [Сулейманов 1997: 511]. Вероятно, это Эндре-Юрт, находившийся в окрестностях промышленного пруда в Заводском районе Грозного и разрушенный вскоре после основания крепости Грозная.
Стоит обратить внимание и на название одного из правых притоков Сунжи, зафиксированное европейскими путешественниками XVIII в. – Ендери/Эндерипс/Ендерсу или Ендирсу [Кавказ 2010: 165, 204, 229].
Это река Яндаре/Яндари в районе фактической административной границы между Чечней и Ингушетией, название которой обнаруживает явное созвучие с Эндери. Здесь же находится средневековое городище Яндаре.
Таким образом, топоним Эндери в различных формах надежно фиксируется на пространстве от Ингушетии до Кумыкской равнины. О населении на этом пространстве Я. Штелин пишет, что здесь: «…находятся деревни и жилища князей и дворян трех народов: чеченцев, карабулаков, атахизов. К ним можно прибавить и четвертый народ – тавлинцев» [Кавказ 2010: 165].
Чеченцы и карабулаки хорошо известны, а вот атахизы, вероятнее всего, чеченцы-аккинцы (ауховцы). Что касается тавлинцев, то в русских источниках того времени этот термин употреблялся для обозначения жителей населенных пунктов Западной Чечни, в частности, по р. Гехи [Волкова 1973: 144].
Что не исключает вероятность наличия дагестанских горцев на территории Чечни. Последних, как известно, еще во второй половине XVII в. расселяли на своих землях князья Турловы. Но и помимо этого дагестанские горцы, нанимавшиеся на различные работы в чеченских селениях, затем в немалом числе ассимилировались в чеченской этнической среде.
Примечательно отсутствие в этом списке кумыков, несмотря на то, что они проживали на территории Чечни, в том числе составляя отдельные селения, например, Брагуны. Их отсутствие в перечне Я. Штелина можно объяснить тем, что во второй половине XVIII в. кумыкские (и кабардинские) владельцы утратили в Чечне всякое влияние.
На сегодняшний день предложено множество этимологий топонима Эндери, выводящих его из древних и современных тюркских, иранских и монгольского языков. Его пытались вывести и из основы Анди [Оразаев 2015: 88-92], от одного из названий речки Сала-су [Хапизов 2014: 48] и др., но ни одна из предложенных этимологий не получила всеобщего признания.
Вместе с тем, немало авторов, считающих Эндери чеченским названием [Кавтарадзе 1977: 72]. В частности, русское название – Андреева деревня считалось произошедшим «по созвучию с чеченским именем этого селения», издавна находившегося «под покровительством русского правительства» и населенного «вышедшими из гор чеченцами,…» [Из Кавказской старины 1914: 129].
В. Потто также относил Эндирей к числу чеченских селений: «Андреевский аул – единственный промышленный пункт в Чечне и сравнительно очень богат,…» [Потто Т. 2 1887: 105].
В этой связи отметим, что чеченцы-аккинцы селение Эндирей традиционно называют Ондарий – чеч. онд «сильный, укрепленный» + арий от аре «равнина, долина». Следы укреплений разного времени просматриваются от Эндирея до самой вершины горы Гебак-лам (Гебек-кала).
Заслуживающим интереса представляется и параллель между урартским andariiq – «царский город (резиденция) страны Мари» и чеченским Enderi [Булатбиев 2017: 68].
Напомним также, что средневековые дагестанские источники связывают возникновение топонима Эндери с аналогичным личным именем. Сравнительно недавно имя Эндирей было достаточно широко распространено среди чеченцев. В качестве примера можно назвать одного из наибов Малой Чечни – Эндирея Умаева [Смирнов 1963: 196]. В качестве еще одного примера можно привести чеченскую фамилию Яндаровых.
Не стоит забывать также вайнахское личное имя Янд/Анд, от которого идет ингушская фамилия Яндиевы и осетинская Андиевы [к этому же ряду относятся чеченские имена Яндарбий/Яндарби, Индарбий/Индарби].
Наконец, согласно преданиям представителей чеченского тайпа дишни, их предки основали селение Эндирей между реками Акташ и Сулак".
Помимо дишнийцев среди кумыков есть фамилии, произошедшие от выходцев и из других чеченских тайпов, в частности цIонтарой, зандакъой, садой. Например, кумыкское селение Кизляр в Моздокском районе Северной Осетии (кумыкское название Гючюк-Юрт) населено, в основном, выходцами из чеченского тайпа садой [Чокаев 1991: 64, 133].
Общеизвестный факт, что выходцами из дишни основано одно из крупнейших и старейших ингушский селений на равнине – Сурхохи/Сурхахи. Примечательно, что указанное селение расположено на части территории целого комплекса средневековых городищ-крепостей Яндаре – Гази-Юрт – Экажево – Али-Юрт – Сурхахи.
Ареал распространения одного только топонима Эндери наглядно демонстрирует размытость этнических границ на Северо-Восточном Кавказе в период до XIX в. Что не осталось незамеченным исследователями. Вот что пишет, например, Ч.М. Гашимов: «В XVI – XVIII вв. между Дагестаном, Чечено-Ингушетией и Кабардой не существовало резко очерченных границ. Горцы жили чересполосно, часто в одних и тех же поселениях». К числу совместных поселений этот автор относит Баташ-Юрт, Байрам-аул, Эндери, Аксай, Дылым, Ботаюрт, Ичичали, Ансалта и др. Большое смешение населения наблюдалось в северной части Дагестана, особенно на Кумыкской плоскости. Так, в Эндирее жили выходцы из чеченских селений Гуни, Брагуны и др. В Аксае жители 3 кварталов из 8 – чеченского происхождения, в основном выходцы из Ичкерии. В с. Костек
имеется квартал, населенный потомками чеченцев, бежавших от кровной мести. Название селения Бота-юрт происходит от имени проживавшего здесь чеченца по имени Бота. Совместные селения аварцев и чеченцев: Дылым, Ичичали, Цилитль, Ингиши, Ансалта, причем, Ансалта, по преданию, основано выходцами из Чечни [Гашимов 1970: 79-81].
Прозрачность этнических границ часто ставила в тупик российских исследователей. Так, в одном из описаний местности вокруг Эндирея, составленном в 1732 г., говорится, что район «…подле Андрея к реке Терек, под нижними горами» относится к Дагестану, местные жители называются дагестанцами, а также кумыками, а население уезда составляют чеченцы. Причем, язык у них татарский [Гербер 1958: 70].
Представляется, что указанное выше противоречие объясняется тем, что автор считал этот район принадлежащим кумыкским владельцам.
Яков Штелин в своей работе «Описание Черкесии», территорию на восток от Сунжи до Кизляра и Дагестана, назвал кумыкской или чеченской землей. При этом поясняя, что название происходит не от этнонима кумыки, а «по татарскому слову «кум», то есть песок, ибо многие местности песчаные» [Кавказ 2010: 164].
Но для нас больший интерес представляет следующая запись: «Прежде сего сей уезд из нижних гор далее протянулся вниз к морю, а ныне народ чеченский уменьшился и состоит их уезд токмо в немногих деревнях». Указана и причина уменьшения чеченского населения: «…в 1718 году посланы были туда несколько тысяч донских казаков, которые весь уезд чеченской разорили и множество побили, а остальные потом опять собрались и уместились в сем невеликом уезде» [Гербер 1958: 70].
В 1746 г. российские власти пытались воспрепятствовать переселению в Эндирей части жителей чеченского Качкалыкского общества. Последние объявили представителю кизлярского коменданта «что прежде сего наше жилище было в оной андреевской деревне,…», а покинуть ее их вынудило «моровое поветрие». Примечательно, что среди возвращающихся в Эндирей чеченцев упомянуты «владельцы Темир и Бамат» [ЦГАРД Ф. 379. Оп. 1. Ед.хр. 112. Л. 18-21об.].
Показательно, что сами жители Эндирея не препятствовали переселению качкалыковцев и тем самым признавали их право проживать в своем селении.
Изгнать из Эндирея всех выходцев из чеченского Мичгисского (Качкалыковского) общества, российским властям удалось только в 1786 г. [ЦГАРД Ф. 379. Оп. 3. Ед.хр. 21. Л. 58].
В одном из российских изданий последней трети XVIII в. констатируется: «Жилища чеченцев простирались прежде сего от гор, недалеко от Эндери находящихся до самого моря…» [Историческое описание 1785: 477].
Вытеснение чеченцев с Кумыкской равнины усилилось при «проконсуле Кавказа» А.П. Ермолове, который разрешал оставаться здесь только тем чеченским семьям, за лояльность которых могли поручиться лично кумыкские владельцы [История Чечни 2013: 109].
Несмотря на временные послабления, политика вытеснения чеченцев с Кумыкской равнины продолжалась вплоть до крушения Российской империи. Что и привело к кардинальному изменению здесь этнического баланса. Кроме того, администрация Терской области не признавала наличие в чеченском обществе привилегированных сословий, которые могли бы претендовать на российское дворянство в силу своего происхождения. Эти два обстоятельства, как нельзя лучше объясняют, почему Башировы в официальных документах причисляли себя к кумыкам – признав себя чеченцами, они автоматически теряли социальный статус сала-узденей и могли быть насильственно выселены в Чечню.
Тем не менее, полностью очистить Кумыкскую равнину от чеченцев не удалось, причем их значительная часть официально считалась кумыками. Об этом прямо пишет Н. Семенов: «В жителях Эндрея и всех мелких аулов самого верхнего пояса плоскости, населенных по преимуществу отпрысками чеченского племени, явно проявляются черты характера их родичей – чеченцев» [Семенов 1895: 234].
Имеется один интересный документ, датированный 1756 г... Речь идет о письме, написанном на арабском языке от имени «Андреевских владельцев Аджия, кадия и от прочих народов», в котором речь идет об урегулировании земельного спора между некими Алиша Хамзиным и Исмаилом. Напомним, что предки Башир-шейха носили фамилию Аджиевы и входили в число «Андреевских владельцев».
Преамбула письма гласит: «Нахшайскому народу, большим и малым, мир вам всем и милосердие божие, желаю под сохранением божием быть. Аминь» [ЦГАРД. Ф. 379. Оп. 1. Д. 356. Л. 88]. Т.е. жители Эндирея названы «нахшайским народом» (ср. нахчи/нохчи - самоназвание чеченцев)".
С полным текстом работы М. С.-Э. Баширова и Э. Х. Хасмагомадова можно ознакомиться в указанном выше издании.

ИНДАРИ – ЭНДИРЕЙ... - 958883295111

Комментарии 4

Чеченцы жили на Каспии.
Чеченцы жили на Каспии.
👍👆
27 июл
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Вахит Хаджимурадов
    Вахит Хаджимурадов
    "Янди" имя собственное, на территории нынешней Ингушетии "Яндырка", на территории Ачхой-Мартановского района "Янди-к1отар", переходя ближе к российскому произнощению претерпевает некоторое изменение, в частности "Ардреевская долина" - Заводской район Грозного, "Андрей-аул" - в Дагестане. Чеченское "Янди" начинает звучать как "Эндри", "Ендри". Кто читал поэму Полежаева, непременно должен знать, что за Сулаком (чеч. Салкъ или Г1ой-Хи) расположено было селение Чир-Юрт, свидетельством уничтожения данного чеченского селения "Чир-Юрт" (Чуьйри-Юрт) стала сама поэма Полежаева "Чир-Юрт". Повторяется снова данный этноним в Шалинском районе знаменитое селение "Чир-Юрт" (Чуьйри-Юрт), где производится цемент. Сан лераме НОХЧИЙ, НАСТУПИЛО И ДЛЯ НАС ВРЕМЯ СОБИРАТЬ "КАМНИ" - СВОЮ ИСТОРИЮ!!! А МЫ ЕЕ СОБЕРЕМ, СОСЕДИ, КОТОРЫЕ ДО СИХ ПОР ПИСАЛИ, ЧТО ИМ ВЗДУМАЕТСЯ, ЗНАЮТ ЭТО.
    27 июл
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Чеченцы жили на Каспии.
    Чеченцы жили на Каспии.
    ответил Вахиту
    Тут в группе выложена тема Полежаева и много с других источников про Эндери...
    27 июл
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Чеченцы жили на Каспии.
    Чеченцы жили на Каспии.
    ответил Вахиту
    САЛОЙ. Краткая справка
    Салой – чеченский тайп. Согласно преданию, проживали на побережье реки Сунжа, в районе нынешних Самашек. Как-то у салойцев сбежали рабы (военнопленные или купленные на невольничьем рынке). В поисках и погоне за беглецами салойцы дошли до места расположения нынешнего аула Вашиндарой. Место это им понравилось, здесь один из них, согласно преданию (!), устроил аул Ваштара.
    В 1576/1577 году шамхал Чопан Алибеков и его брат Тучелав захватили Хунзах и вытеснили оттуда потомка Сурак-хана (Амирсултана), который укрылся в Чечне, в Аргунском ущелье. Так же поступали и его предшественники – уходили, обычно, в Терлой (Сурак, Байра) и Садой (Сурак, Сарка, Халч). Уже в 1578 году шамхал Чопан Алибеков в рамках общей турко-крымской кампании против сефевидского Ирана организовал поход в горы Чечни и явился в Аргунское ущелье по следам Суракатов. Устроив погром в современном Шатойском районе ЧР, он попытался пробиться через Ушкалой, но не сумел пробраться через врата (раньше там б...Ещё
    САЛОЙ. Краткая справка
    Салой – чеченский тайп. Согласно преданию, проживали на побережье реки Сунжа, в районе нынешних Самашек. Как-то у салойцев сбежали рабы (военнопленные или купленные на невольничьем рынке). В поисках и погоне за беглецами салойцы дошли до места расположения нынешнего аула Вашиндарой. Место это им понравилось, здесь один из них, согласно преданию (!), устроил аул Ваштара.
    В 1576/1577 году шамхал Чопан Алибеков и его брат Тучелав захватили Хунзах и вытеснили оттуда потомка Сурак-хана (Амирсултана), который укрылся в Чечне, в Аргунском ущелье. Так же поступали и его предшественники – уходили, обычно, в Терлой (Сурак, Байра) и Садой (Сурак, Сарка, Халч). Уже в 1578 году шамхал Чопан Алибеков в рамках общей турко-крымской кампании против сефевидского Ирана организовал поход в горы Чечни и явился в Аргунское ущелье по следам Суракатов. Устроив погром в современном Шатойском районе ЧР, он попытался пробиться через Ушкалой, но не сумел пробраться через врата (раньше там были откидные деревянные врата-мост и каменный мост) у горы Сели-Лам. Развернувшись, Чопан-шамхал увяз в Вашиндарое, Варандое и хребте Мискин-Дукъ. По-видимому, вашиндаройцы под командованием Мохцура устроили маневры (пошли в тыл врага через БIан-дукъ), там есть топоним «Мохцура бIо тIе баккхина некъ». В поединке с героем войска шамхала чеченец Мохцур поразил оппонента и отрубил ему руку. В итоге длительных боев Чопан-шамхал получил смертельное ранение от выстрела луком варандойца, потому Варандой и ныне говорят, что убили стрелой «Абу-Муслима». То, что Чопан-шамхала называли «Абу-Муслимом», – письменный факт. Как и то, что господин В. Ф. Минорский датировал гибель Чопана 1578 годом.
    В ходе боев в Шатойском районе случилось еще кое-что – вашиндаройцы спасли от гибели потомка Сураката, который, разумеется, присутствовал во время сражений. После победы над войском Чопана-шамхала (славная ему память!) Суракаты подарили спасшим их воинам из Вашиндароя землю в Анди-Мохке, где Салой и построили село Ригана (Риквани). Это и есть те самые Салой, чеченцы, НОХЧИЙ, которые заложили основу андийского (читай – чеченского) тайпа Сала. Позже к ним подселились Сесаной. Позже – стали массово подселяться маарулы, из-за чего часть Салой ушла из Ригана, перевалила через хребет и заложила аул Сала-Юрт, по имени которого называется нынешняя Салатавия (чеченский мохк). Те же Салой частично поселились в чеченском селе Чир-Юрт (правый берег Сулака). Туда, чуть позже, бежал Султанмут – сын того самого (убитого чеченцами в 1578 году) Чопан-шамхала. Интрига была в том, что братья Султанмута от другой матери обделили его, и он, «босой» и «безюртный» явился к чеченцам, которые поддержали Султанмута и поставили в старшины НАЗЛО шамхалу – постоянному противнику чеченцев. На данный момент, судя по данным документов и преданий, можно говорить о том, что Султанмута поддержали: САЛОЙ-ВАШТАРОЙ, ГУНОЙ-гуэны и Шоан-ШУОНОЙ. Это на пока. Позднее все они составили сословие «сала-уздени» (в которое вошли и другие чеченские тайпы), то есть название тайпа Салой стало уже сословным понятием (это достоверно известно из документов). Сала-узденей чеченцы называли «Салой-элий», хотя юридически это неверно, потому что князья («эли») и уздени («оьзда») – два разных сословия. Коренные чеченцы ВСЕ были в статусе «оьзда» (узденей). Но сала-уздени имели земли, прислугу, рабов (карабаши и пр.), управляли кумыками. Оттого их называли Салой-элий. Справедливости ради отметим! – В статус сала-узденей перешли, по разным данным, две или три НЕчеченские (по-видимому, кумыкские) фамилии. Это позднее вышеописываемых событий. Остальные, даже «кумыкские», сдавая ДНК-тест, получают результаты, которые потом начинают скрывать. Но в эпоху компьютера и телефона, увы и ах, мало что утаить. Это так, ремарка. Это КРАТКАЯ история САЛОЙ.
    P. S. Пост написан по КРАЙНЕ ОСОБЫМ просьбам настойчивых читателей.
    Взято из группы Амина Тесаева. https://t.me/amintesaev
    27 июл
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Чеченцы жили на Каспии.

    Чеченцы жили на Каспии.

    ЛентаТемы 582Фото 964Видео 16Участники 3 956
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 582
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться