народная артистка РСФСР (1987), лауреат премии Ленинского комсомола (1980).
Родилась в семье потомственных железнодорожников. Отец, Василий Андреевич Толкунов — уроженец города Ртищево Саратовской области, был военным железнодорожником. Мать, Евгения Николаевна Толкунова (в девичестве Смирнова; 1925—2015) — родилась в селе Танхой Прибайкальского района Бурят-Монгольской АССР, работала на станции. Семья Толкуновых проживала в станице Белореченской, куда Василий Андреевич был направлен из Забайкалья для восстановления станицы.
Валентине исполнился год и семь месяцев, когда семья переехала в Москву. Детство прошло в районе Ховрино, сначала в бараке, а потом в доме железнодорожников близ станции. В доме родителей всегда звучала музыка: пластинки с песнями в исполнении Леонида Утёсова, Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой. Девочка выучила многие песни любимых исполнителей.
В 10 лет по конкурсу Валентина поступила в хор Центрального Дома детей железнодорожников, которым руководил Семён Осипович Дунаевский. Первым ее учителем музыки была хормейстер Татьяна Николаевна Овчинникова. В дальнейшем у Валентины не было сомнений в выборе профессии.
В 1964 году Толкунова поступила на дирижёрско-хоровое отделение Московского государственного института культуры.
В 1966 году Валентина прошла по конкурсу в вокально-инструментальный оркестр под управлением Юрия Саульского (ВИО-66), в котором она в течение 5 лет была солисткой-вокалисткой и пела инструментальные джазовые композиции, партии первого сопрано (с вокальной группой). В том же году, в возрасте 20 лет вышла замуж за руководителя оркестра. Совмещать занятия и гастрольные поездки с ВИО-66 было трудно, и Толкунова перевелась на заочное отделение Музыкального училища имени Гнесиных, которое и окончила в 1971 году с оценкой «отлично», продирижировав на выпускном экзамене хорами Георгия Свиридова и Дмитрия Шостаковича. В 1976 году Валентина Толкунова окончила Московский государственный институт культуры по специальности «дирижёр-хоровик».
С 1973 года регулярно участвует в телевизионных всесоюзных фестивалях «Песня года», в финале «Песни-1973» исполнила песни «Одинокая гармонь» и «Серебряные свадьбы». Постоянная участница передач «Утренняя почта», «Голубой огонёк», творческих вечеров выдающихся композиторов в Колонном зале Дома Союзов. Стала солисткой объединения «Москонцерт».
В 1975 году Толкунова познакомилась с концертмейстером, пианистом и композитором Давидом Ашкенази, с которым проработала более 18 лет и который был для неё учителем. Вместе с Ашкенази Толкуновой были поставлены многие прекрасные романсы, в том числе «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой. В тот год единственный раз в жизни песня в исполнении Толкуновой была вырезана из телеэфира по цензурным причинам — из финальной программы «Песня-1975» была удалена песня «Не судите меня» на музыку Владислава Успенского, поскольку, как рассказывала в позднем телеинтервью сама Толкунова, стихи поэтессы Марины Осташовой про «голые колени» показались телевизионным чиновникам недостаточно моральными и не соответствующими публичному образу певицы, получившей официальное признание. Впоследствии Толкунова называла эту песню одной из своих любимых, исполняла её и а капелла.
В 1976 году в период с 17 июля по 1 августа Толкунова в составе творческой бригады деятелей культуры была направлена на Олимпийские игры в Монреале (Канада) для поддержки советских спортсменов.
В 1977 году на рождение сына композитор Борис Емельянов подарил Толкуновой песню «Носики-курносики». Композиция прозвучала со сцены и сразу же стала популярной. В 1979 году Толкунова дала свой первый сольный концерт. Тогда же певица получила звание заслуженной артистки РСФСР. На «Песне-79» она исполнила хит «Не зря мне люди говорили».
С 1979 года Толкунова начала выступать с сольными концертными программами.
3 ноября 1980 — участие в фестивале «Красная гвоздика» в Сочи.
В 1981 году в репертуаре артистки появилась тема, посвящённая Великой Отечественной войне, её ветеранам. Композитор Марк Минков и поэт Игорь Шаферан передали Толкуновой «Если б не было войны» — лирическую песню-исповедь о женской судьбе, опалённой войной,написанную ими к кинофильму "Приказ огонь не открывать" , где её спела певица Жанна Рождественская ,. Совместная работа над композицией шла тяжело, ведь Валентина Васильевна не имела права исполнить её хуже первой исполнительницы. Валентина Васильевна вспоминала: «Нужно было сделать не просто песню, а песню спектакль». С исполнительницей работал режиссёр. Он помогал певице прочувствовать состояние лирической героини и поставил сценические движения. По просьбе Толкуновой в композицию добавили вставки с военным маршем. Певица рассказывала: «Я понимала, что я не дотягиваю, нет того музыкального образа, который бы соответствовал этой замечательной песне одинокого сердца женщины, которая осталась вдовой, не успев даже побыть женой. Полгода шла работа, пока внутри этой песни появились марши уходящих на войну солдат. Я чувствовала, что зал замирает, будучи охваченным этой темой». «Если б не было войны» вошла в десятку лучших послевоенных песен о войне, написанных в XX веке. В 1990 году Толкунова выпустила одноимённый двойной альбом, в который вошли 22 песни на военно-патриотическую тему.
В 1980-е годы определилась основная тема творчества певицы, которую она сама назовёт «Разговор с женщиной». Это песни о любви и о женских судьбах, счастливых и несчастных, в каждой из которых видна душа женщины. Но какой бы ни была героиня песни Толкуновой, её никогда не покидает ожидание счастья. Таковы песни «Я не могу иначе» А. Пахмутовой, «Где ты раньше был» и «Диалог у Новогодней ёлки» Э. Колмановского, «А любовь-то лебедем» А. Монасыпова, «Вечер школьных друзей» А. Морозова, «Песенка без конца» Э. Колмановского, «Сон-трава» Е. Птичкина, «Воспоминание о былом» В. Мигули, «Уголок России» В. Шаинского, «Серёжа» Л. Квинт, «Жалейка» П. Аедоницкого и другие.
В 1982 году в эфире передачи «Голубой огонёк» впервые прозвучала песня Толкуновой «Я не могу иначе». Композитор Александра Пахмутова сама связалась с певицей, чтобы показать мелодию: она считала, что песня подходила исполнительнице по характеру. Слова написал поэт Николай Добронравов. Песня стала хитом.
В 1985 году Толкунова выпустила двойной альбом «Разговор с женщиной», в который вошли 22 песни. Для многих песен по требованию Толкуновой делалось несколько оркестровок, из которых певица выбирала наиболее подходящую.
В начале 1985 года певица дала серию концертов перед советскими воинами-интернационалистами в Афганистане, в Кабуле и Герате. Фотографии не сохранились, только воспоминания очевидцев. В конце выступления в Герате зал стоя аплодировал ей.
После «перестройки» 1985 года 8 лет сотрудничала с Игорем Крутым, совместно гастролировали в США с ансамблем «Элегия».
В 1987 году Толкунова становится художественным руководителем созданного ею Московского театра музыкальной драмы и песни.
В 1990-х годах в репертуаре Толкуновой появились новые песни гражданского звучания: «Россия — Родина моя» В. Мурадели (в новой оркестровке), «Россиянка» А. Пахмутовой, «Русская деревня» С. Касторского, «Потерянный рай» В. Трофимова, «Прости меня, Россия» В. Вовченко, «Первый парень на деревне» О. Фельцмана, «Да будет жизнь» В. Ветрова, «Господа-мужики» Я. Табачника, «Разговор с маршалом Жуковым» и многие другие.
С 1995 года Толкунова включила в репертуар и исполняла до последних лет жизни песню «Зелена трава», в которой нашла отражение тема женского одиночества и эпизодических отношений.
В 2002 году был выпущен авторский альбом композитора и поэта Василия Попова «Мой придуманный мужчина», в который вошли 11 новых песен. После этого Толкунова и Попов стали лауреатами Международного благотворительного фонда «Русская культура»: певица — за сохранение традиций русской песенной культуры в музыкальном альбоме «Мой придуманный мужчина», композитор — за результативную популяризацию в западной музыкальной культуре современной русской песенной поэтики и мелодизма.
Новый этап в творчестве, стимулом к которому стали обстоятельства личной жизни, — духовные песни. Это песни на стихи Надежды Дерзновенко («Ангел мой», «Рождественская ночь»), «Спаси и сохрани» Евгения Крылатова, «Молитва» Александра Морозова на стихи Николая Рубцова, песни Владимира Вовченко, Виктора Петрова, автора и исполнительницы духовных песен Светланы Копыловой.
Около 70 песен спето Толкуновой специально для детей, в том числе «Спят усталые игрушки» из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» и «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино». В 2006 году певица выпустила 2 компакт-диска для детей «Вам, мои носики-курносики» и «На Горизонтских островах».
В марте 2010 года, находясь в Боткинской больнице, Валентина Толкунова готовила новую сольную программу ко Дню Победы. В этом году она записала свою последнюю песню — «Весенний май» Виктора Петрова.
С 1973 по 2005 год Толкунова — постоянная участница телевизионного фестиваля «Песня года». 25 раз артистка участвовала в финальных выпусках передачи. 57 песен в её исполнении прозвучало в выпусках Фестиваля, из них 27 стали лауреатами. На фестивале «Песня-1998» ей был вручён приз имени Клавдии Шульженко.
За 44 года творческой деятельности Валентиной Толкуновой было исполнено более 800 песен, в том числе на её музыку: «Моя подруга — моя Москва», «Ангел мой», «Марьюшка», «Спешите делать добрые дела», «Уходя, ничего не берите из прошлого» (совместно с Василием Поповым). Из всех произведений наиболее сложной и разнообразной с точки зрения исполнительской вокальной техники, требующей от певицы исключительного мастерства, музыкальный критик Сергей Соседов называл песню «А любовь-то лебедем» на музыку Алмаза Монасыпова и стихи Лиры Абдуллиной.
С успехом певица гастролировала в Финляндии, Японии, Индии, Германии, Люксембурге, США, Канаде, Греции, Австралии, Вьетнаме, Сингапуре, Израиле, выступала в концертных залах, избегая площадок казино, клубов и ресторанов. Её райдер не отличался претенциозностью, но артистка всегда требовала от организаторов предоставить непрокуренный, хорошо отапливаемый гостиничный номер.
В 1990 году у певицы был обнаружен рак молочной железы. В 1992 году была сделана операция, проведён курс химиотерапии. В 2006 и 2009 годах сделаны повторные операции по удалению метастазов, тем не менее они продолжали медленно распространяться, и со временем болезнь генерализовалась в мозг. Несмотря на тяжёлый недуг, Толкунова продолжала активно работать: гастролировала, записывала новые песни, готовила новые концертные программы и спектакли. Эти события подтолкнули Толкунову к размышлениям о Боге и предназначении человека на земле, к духовной музыке и песнопениям, она стала совершать регулярные паломничества в монастыри и по святым местам России, в Израиль. В 1994 году едва не погибла в результате террористического акта в Тель-Авиве, после чего её религиозность ещё более усилилась.
16 февраля 2010 года во время концерта в Могилёве Толкуновой стало плохо и она была госпитализирована в реанимационное отделение местной больницы. Из Могилёва артистку перевезли в Москву на обследование в Боткинскую больницу. В больничной палате 20 марта её навестил многолетний партнёр по сцене Лев Лещенко, затем больная вызвала священника, и протоиерей Артемий Владимиров прямо в палате совершил соборование. 22 марта 2010 года в 6 часов утра впала в кому и через два часа скончалась на 64-м году жизни. Окончательный диагноз — рак мозга. Церемония прощания с народной артисткой РСФСР Валентиной Толкуновой прошла в Театре эстрады 24 марта 2010 года, отпевание проходило в храме Вознесения на Большой Никитской улице в центре Москвы, в тот же день она была похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.
Официально Валентина Толкунова была замужем дважды, однако в авторитетной документалистике известно и о других её романах. Свои взгляды на личные отношения c мужчинами Толкунова характеризовала как пуританские.
Первый муж (с ноября 1966 по 1971 год) — Юрий Саульский, композитор, дирижёр вокально-инструментального оркестра (ВИО-66), на 18 лет старше Валентины. Брак продлился 5 лет и распался из-за нового романа композитора, обстоятельства развода существенно отразились на мировоззрении, репертуаре и певческих интонациях Толкуновой (об этом песня «А любовь-то лебедем в небеса»).
Несколько лет творческое сотрудничество и личные отношения связывали певицу с композитором Ильёй Катаевым; в его авторском концерте Толкунова впервые выступала перед широкой публикой как солистка.
Второй муж — Юрий Папоров, за которого 1974 году Толкунова вышла замуж. Он был старше неё на 23 года, журналист-международник (специалист по Латинской Америке), писатель, автор книги «Хемингуэй на Кубе» и жизнеописания Маркеса. В браке с Папоровым 10 октября 1977 родился сын Николай Папоров, который потом в молодости имел проблемы с наркотиками и криминалитетом; Николай учился в юридической академии, работал художником по свету в Московском театре музыкальной драмы и песни Валентины Толкуновой, затем жил в Болгарии, занимался строительным бизнесом, деньги на который подарила мать. Всегда болезненно ревновал мать к её успеху у публики и советского официоза, на почве чего у него и возникла отчуждённость, что отразилось в переживаниях и некоторых песнях Толкуновой. В 1978 году, когда сыну не было и года, муж певицы Юрий Папоров был направлен по писательской работе в Мексику. Командировка в Латинскую Америку затянулась более чем на 20 лет. Толкунова с сыном осталась в России, с мужем виделась во время его редких приездов на родину, до 2010 года семейные фотографии пары в прессе не публиковались.
В середине 1980-х годов певицей увлёкся директор Института молекулярной физики РНЦ «Курчатовский институт», член-корреспондент АН СССР Владимир Баранов; по свидетельствам, собранным в документальном фильме «Первого канала», этот роман длился 20 лет, до самой смерти Баранова, был самым долгим и счастливым в жизни певицы, не являлся секретом для коллег, друзей и родственников Валентины Толкуновой.
В начале 2000-х годов Папоров вернулся в Москву, жил отдельно от Толкуновой. Валентина Толкунова публично не осуждала его за долгое отсутствие в семье, поэтому официально брак не расторгался. В подробном «итоговом» телеинтервью 2008 года Толкунова с большим почтением отозвалась и о первом, и о втором муже. Вдовец скончался через полтора месяца после смерти жены, похоронен рядом с Валентиной Толкуновой на Троекуровском кладбище.
Несколько десятилетий и вплоть до конца жизни Валентина Толкунова жила на Патриарших прудах, в 100-метровой квартире с балконом на верхнем, 6-м этаже доходного дома по адресу Ермолаевский переулок, 14 (Малая Бронная улица, 42). Поклонниками творчества Толкуновой, среди которых множество влиятельных чиновников и силовиков, Благотворительным фондом поддержки современного искусства им. В. В. Толкуновой при участии правительства Москвы изучался вопрос о выкупе жилища для устройства в нём мемориального музея-квартиры Валентины Толкуновой.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Она у меня есть в сборнике в месте с рок группами)