В начале 1-тысячелетия сюда, в Волжскоокское междуречье, со своей Пермскокамской прародины по правому берегу Унжи переселяется угро-финское племя меря. А с VI века и особенно интенсивно с IX сюда переселяются славяне: часть племен словен, кривичей, вятичей, южных славян. Слияние было мирным – в бесконечных лесных массивах места хватало всем.
Древнейшее название Богоявленской горы – Ильинская (поЦеркви). Это дает основание предполагать, что в период славянской колонизации края здесь было языческое капище Перуна (место принесения жертв Богу). Уже затем, в первые века распространения на Руси христианства, сложился обычай – освящать места перуновских капищ в честь Ильи Пророка и возводить в честь его на этих местах Ильинские церкви.
Часть славян устремляется дальше по Унже на Вятку, Каму, Каменный пояс (Урал). Дорога из Владимира (а затем и из Москвы) через Лух на Юрьевец и далее по берегу Унжи на Вятку и Каму становится на многие столетия Большой Столбовой дорогой Руси на Север и Урал. И только при Иване Грозном, а в основном со строительством порта в Архангельске при Петре I, дорога в Сибирь пошла через Вологду.
Экспонаты археологических раскопок поселений VI-IX веков – городища «Пушкариха» в Юрьевце, городища Турово близ устья реки Неи (притока Унжи), городища Покров в районе села Красногорье на Унже, находки золотых дихремов на Георгиевской горе и др. – все это свидетельства того, что эти места известны давно купцам и князьям и заселены задолго до того, как возник город.
Когда и как был основан город
В те далекие времена городом считалось поселение, когда оно получало часть центральной власти князя. Кончалось полюдье, когда сам правитель собирал налоги, а церковь десятину. В определенный центр назначался воевода, который от имени князя собирал налоги со всей территории, ставил укрепление (город), проводил судебные тяжбы, защищал население и прочее. Так в 1225 году Юрий Всеволодович поставил в поселения на правом берегу Волги своего воеводу Василия Скороусмного и разбросанные поселения стали считаться городом, центром большей территории на обоих берегах. Например, такие права города, Плес получил лишь около 1400 года согласно «Списка русских городов дальних и ближних» русских летописей. (См. М.Н.Тихомиров «Русское летописание» Изд.: Наука,М,1979 г.).
Когда же был основан сам город? «Странный вопрос» - скажет любой юрьевчанин и повторит древнее сказание, как «благоверный князь» Георгий, проезжавший по Волге в 1225 году, нашел «чудотворную икону» на горе и велел «сечи лес» и строить на ней город, посвященный святому Георгию.
А так ли был основан город? Местные краеведы в 50-60-ые годы – Батуев А.И. – директор краеведческого музея и историк Б.В.Ширяев – сомневались в этом. Однако из-за отсутствия в те годы других документов и материалов в самом Юрьевце этот год рождения города так и был утвержден.
А сомневаться было в чем! За последние два десятилетия краеведом Б.А.Владимировым в Государственной публичной и ряде других библиотек обнаружены интересные исторические документы, позволившие по-новому оценить развитие Владимиро-Суздальского княжества и его северо-восточной части. И прежде всего, это два наиболее полных варианта легенды о рождении города (называемых то сказанием, то преданием).
«В 1225 году Великий князь Георгий Всеволодович Владимирский, посещая племянников своих, сыновей покойного брата Константина – Василька в Ростове и Всеволода в Ярославле, - на возвратном пути от последнего отправился в свое княжество на судах вниз по Волге. Доплывши до реки Унжи, впадающей в Волгу с левой стороны, он остановился в устье ее, приказал раскинуть княжеские шатры и предался отдохновению. Во время сна он имел видение, что на противоположном, вовсе необитаемом берегу, среди непроходимого леса (на горе в лесу) стоит икона тезоименитого его угодника Георгия Победоносца, перед которою горит неугасимая свеча. Несколько раз повторялось это видение. Во восстании ото сна Великий князь пошел вниз по Волге и пришедши к заводи, называемой и доселе по его имени Юрьевою, отстоящею от города на две версты, и начал внимательно смотреть на противоположную сторону реки Волги действительно увидел там, на горе, сквозь лес огненный луч, наподобие сияющей звезды. Это побудило князя переправиться туда через реку с боярином своим Василием по прозвищу Скороусмным и со свитою. Там, в чаще леса, под сению вяза, на крутой горе, в память о событии названной Георгиевской, князь действительно обрел икону и перед ней горящую свечу. Икона, как сказано в летописи, писана на доске шаровыми начертаниями и впоследствии была перенесена в Москву в Успенский собор. (По другому источнику она была высечена на камне).
На месте обретения иконы князь Георгий велел соорудить деревянный город, назвав его по имени своему и в честь угодника Божия – Георгиевском или Юрьевом Повольским, в отличие от Юрьева Польского и Ливонского. (Вариант – он приказал расчистить лес, построить деревянную церковь во имя святого Великомученика Георгия и основать город, названный по имени его – Юрьевцем с присвоением прилагательного Повольский для отличия его от прочих городов того же имени).
Исследуя эти предания, можно заметить ряд, казалось бы, несоответствий.
- Почему князь возвращался во Владимир по Волге?
- Почему он расположился отдыхать на левобережье в устье Унжи?
- Почему правый берег назван «вовсе необитаемый» - в противовес левому?
- Почему на правом берегу, на горе оказалась икона, да еще с горящей свечой?
Чтоб ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть сложившуюся в X-XII веках обстановку на северо-восточной окраине Руси, Ростово-Владимиро-Суздальского княжества.
Современные капитальные труды Института археологии мало что разъясняют, ибо до сих пор археологи мало уделяли внимания нашему краю. Отмечено лишь, что «современные говоры сложились на основе говоров словен новгородских и кривичей». Поток переселенцев был «неоднороден по этническому составу, а, следовательно, и по языку».
Юрьевец стоит в списке древнерусских городов, помещенных обычно в летописях в виде особой статьи под названием «А се имена всем градом Русским дальним и ближним». В Археологическом списке Новгородской I летописи он назван – «Юрьевеч Залесский», а в Ермолинской и Воскресенской летописях – «Юрьевецъ». Необычное чтение «Юрьевеч» объясняется новгородскими особенностями, так как в новгородском говоре «ч» нередко менялось на «ц» и обратно.
Неоднородность этнического состава переселенцев в наши края справедлива, ибо историки отмечают и значительный элемент присутствия славянских племен юга Руси.
С одной стороны происходит стихийный отлив населения из южных княжеств, опустошаемых набегами степняков и феодальными усобицами, на север в районы Залесской Руси. С другой – начинается продвижение земледельцев с рано и плотно освоенных плодородных «ополий» Волгоокского междуречья на его периферийные территории.
А вот что пишет историк В.Н.Татищев. «…Великий князь Юрий Владимирович Долгорукий видя себя Русской земли совсем лишена…зачал строить во области своей многие грады с тем же имяны (…Галич, Углич, Юрьев, Юрьевец…), хотя тем утолить печаль свою, что лишился великого княжения русского. И начал грады населять, созывая людей отовсюду, которым немалую ссуду давал и в строениях и другими подаяниями помогал. В которые приходя, множество из болгар, мордвы и венгров, кроме русских, селились и пределы его многими тысячи людей наполняли».
Юрьевец был поставлен как княжеская стратегическая крепость на пересечении двух важнейших транспортных магистралей: реки Волги и торгового пути вдоль ее течения и Большой Столбовой дороги от Владимира (позднее Москвы) через Лух, Юрьевец и по Унже на север на Северную Двину или на восток по Вятке и Каме на Каменный пояс (Урал).
Важность такого положения города признавалась всеми Великими князьями и царями Руси-России и Юрьевец всегда был в прямом подчинении столице и если и отдавался в «кормление», то вскоре же возвращался «под руку». Иван Грозный берет его в свою опричнину, а Алексей Михайлович ставит здесь свой запасной Кремль на 400 метров больше по периметру, чем Московский.
Значение торгового пути по Волге исследовано историками многих поколений довольно полно, хотя следует добавить, что после возведения Юрьевца, в те же времена, для связи его с Владимиром, Костромой и позже Нижним Новгородом в «удобных и обжитых местах», примерно через 20, 40, 60 верст сразу же были установлены станы, позднее ямы, из которых выросли затем города Кинешма, Пучеж, Лух, Плес, села Решма, Елнать, Нежитино, Спасское (Красногорье) и другие.
В.Н.Татищев придерживался мнения, что княжеская экспансия шла по волге сверху вниз, постепенно овладевая отдельными районами Волги – Ярославль – выход на Волгу, Кострома и Юрьевец, перекрывшие Волгу от набегов новгородцев, черемисов, болгар, затем Нижний Новгород, защищавший Волгу и Оку от набегов болгар.
Такого же развития княжеской экспансии придерживался и замечательный историк XIX века Соловьев С.М.»Одной из главных сторон деятельности наших князей было построение городов. Это построение носит следы расчета, преднамеренного стремления, что видно из положения новых городов и расстояния их одного от другого. Ярославль построен на важном пункте при впадении Которосли в Волгу (Георгием I, Ярославом Мудрым)… Потом мы видим стремление вниз по Волге: города стоят при главных изгибах реки, при устьях значительных ее притоков. Так построена Кострома при впадении Костромы (возведенная одновременно с Юрьевцем), Юрьевец Поволжский при повороте Волги на юг, при впадении в нее Унжи, наконец, Нижний Новгород при впадении в нее Оки…»
В 1107 году великий князь Владимирский женил сына Юрия Долгорукого на дочери Хана Аспы. В 1120 году она была отравлена. В Ипатьевской летописи записано: «Георгий Володимиричь ходи на Болгар по Волзе (собирал по городам воинов) и взя полон многи полки их победи».
Для рассмотрения вопроса о расширении пределов княжества на север, обратимся к картам, составленным нашими историками, хотя бы к общедоступным, известным всем по школьным учебникам.
На карте «Древнерусское государство – Киевская Русь в IX - начале XII в.» правильно указано, что территория как правобережная, так и Заволжья в районе Юрьевца уже осваивалась славянами в XI веке.
Карта «Феодальная раздробленность Руси в XII-начале XIII в.» наглядно отображает ту борьбу, которую вело Владимирское княжество с Новгородской землей за обладание северными территориями «чуди заволочской» и Перми, за обладание данью – «мягким золотом» - пушниной. И если Белозерье было приписано к Ростову еще Владимиром Святославовичем, когда он посадил в Ростове сына Ярослава, то верховья реки Сухоны, принадлежали новгородцам, которые еще долго сдерживали устремления Владимирского княжества своим форпостом – городом Вологда.
Но в данном случае нас интересует больше северо-восточный выступ Владимиро-Суздальского княжества. В результате широкой экспансии по рекам Унжа и Немда Юрием Долгоруким, а затем его сыновьями Андреем и Всеволодом, территория княжества достигла на севере Северной Двины, а на востоке уже проходила по междуречью Унжи и Ветлуги. Эти события до сих пор недостаточно освещены историками из-за утраты многих летописей и документов.
По рекам Немда и Унжа Юрием и Андреем Боголюбским были поставлены военные поселения и города, один из которых – город Унжа (сейчас поселок) – даже упоминается в летописях под 1219 г. при нападении на него волжских болгар. Центром, базой этой экспансии мог быть только город Юрьевец, расположенный в устье Унжи. Исследуя деятельность Андрея Боголюбского, академик Б.А.Рыбаков пишет: «За пять лет, предшествующих заговору Кучковичей (1174 г.) Андрей Боголюбский снарядил пять далеких походов (чтоб заставить Великий Новгород подчиниться себе). На Новгород и болгар, прерывая поставки хлеба, на Северную Двину (1170 г. по Унже), прерывая поставки в Новгород «мягкого золота» - пушнины, и два похода на Киев…»
Характерный штрих того времени: все центры экспансии на север и северо-восток ставились на левобережье, как и до настоящего времени стоят Кострома и Городец Радилов. Это и объясняет, почему Юрий Всеволодович остановился на левобережье, так как существовавший уже тогда Городец Юрьев(ец) Повольский располагался в устье Унжи. А Великий князь Юрий Всеволодович это уже не Святослав, которому хватало «седла под головой и куска сырого мяса». Великий князь не мог располагаться «где попало». В этот раз он передвигался без войска и ему нужна была защита при «отдохновении» и хорошее питание для него и его большой свиты. Вот почему при возвращении во Владимир Юрий Всеволодович из Ярославля плыл по Волге до устья Унжи.
Следует отметить, что эти северные завоевания проводились по Большой столбовой дороге, проходившей через Юрьевец по Унже от Владимира на Северную Двину и Каменный пояс (Урал). Упоминания об этой дороге мы находим у В.Н.Татищева. Один из «птенцов Петра I», историк и управляющий Уральскими заводами, он неоднократно ездил по этой дороге через Юрьевец на свои Уральские заводы. Готовя издание «Большого Чертежа Земли Русской», он пишет Екатерине I письмо, в котором ходатайствует, что «необходимо вернуть старый путь в Сибирь через Владимир-Юрьевец-Вятку», так как он короче «вместо с три тысячи верст (через Вологду-Устьюг) – двух тысяч верст не будет» и это «избавит купцов от превеликого труда».
По северному участку этого древнего пути, еще до переселения сюда славян, в начале I-го тысячелетия со своей Камской прародины, обтекая Ветлужских черемисов, устремились в Волжско-окское междуречье племена мерян, оставившие нам в наследство такие названия местностей, рек и предметы культуры. Аза 2-2,5 тысячелетия до новой эры с юга по этому пути прошли индо-европейские арийские племена. На территории города на городище Пушкариха археологами в 1928 году обнаружены могильники Фатьяновского типа (2000-2500 лет до н.э.) и культурный слой Дьяковского типа (первого тысячелетия н.э.). Древнеиндийский литературный памятник «Ригведа» - веда (знание) гимнов – сохранил воспоминания об этих краях – «где с неба падает белая вода».
Южный участок этого пути – через Лух на Владимир и Москву – был основным связующим путем Юрьевца с центром до 20-го столетия. «Екатерининка» - так ласково называли старожилы эту дорогу. Да, это она Екатерина II со своей немецкой педантичностью заставила спрямить ее и уложить твердое покрытие. В 1848 г. это коммерческая дорога, на участке Юрьевец – Лух шириной 10 саженей (21,3 м) с твердым грунтом – 58 верст 208 сажен. Мостов и труб – 408 сажен. Гатей 4 версты 78 сажен…
На общем участке этой Большой Столбовой дороги и Большой торговой дороги вдоль Волги в районе современного города Юрьевца еще до 1225 г. пока мы знаем два древних поселения: Пушкариха и Ильинская гора. Ильинская гора с древней Ильинской (сейчас Богоявленской) церковью, возведенной на месте капища Перуна, находится всего в 150 метрах от соседней Георгиевской горы. Не оттуда ли и икона по легенде? А может быть и в те времена была на Георгиевской горе церковь, или часовня, или пустыня (монастырь) в «лесу»?
Это все никак не отвечает понятию «вовсе необитаемого» берега. Исследования показали, что Георгиевская церковь, поставленная в честь святого Георгия – покровителя и защитника города – во времена Рюриковичей была соборной! Вместе со сменой династии была сменена и соборная церковь. Не здесь ли разгадка «забытия» древней истории города Юрьевца, основанного в честь Георгия Победоносца? При Романовых соборной церковью города стала Входоиерусалимская, в которой и служил протопоп Аввакум. Георгиевская церковь стала приходской.
Все обнаруженные версии о рождении города показывают, что все они записаны не ранее 1825 года, когда Георгиевская церковь сгорела на горе в последний раз. История основания города на правом берегу сохранилась благодаря истории построения церкви, что, в основном, и отражают предания. А летопись, на которую ссылается предание, не сохранилась. В 1840 году Георгиевская церковь уже в честь «святого великомученика Георгия и святого Блаженного князя Георгия Всеволодовича» размещена в I – ом ярусе Входоиерусалимской колокольни.
Все «недоразумения» предания стали легко объяснимыми, когда были изданы «Избранные произведения» В.Н.Татищева, где впервые опубликованы его записи при подготовке «Истории Российской», выписки из многих летописей и документов, не дошедших до нас. В.Н.Татищев утверждает, что «Городец на Волге в Белой Руси оной також Юрьев именован, построен Юрьем или Георгием II в 1150-ом году, ныне называется Юрьев Повольский или Юрьевец, в провинции Нижегородской на правом берегу реки выше Болохна 90 и ниже Кинешмы 60 верст».
Город, в свои ранние века, известен и как Георгиевск, согласно Жития Макария Унженского и Желтоводского.
Время основания города подтверждают и наши земляки лухские художники братья Чернецовы, побывавшие в 1838 г. в Юрьевце и ознакомившиеся со старинными документами города и Кривозерского монастыря. «Юрьевец по своему положению принадлежит к примечательным местам на Волге… Он основан в 1150 году князем Юрием или Георгием II».
По Житию, святой Симон Юрьевецкий «ходил по Волге, как по суше» на ту сторону реки молиться и предрек построение Кривоезерского-Троицкого (Левитановского, как мы его называли) монастыря, «через сорок лет после своей смерти (умер в 1586 г.) на высоких холмах левого берега. В своей рукописи по истории города Б.В.Ширяев в 1903 г. писал, что «на той стороне реки многие годы существовала «молельня Симона». Скорее всего, это была часовня на месте древней церкви, а Кривоезерский монастырь был возведен на месте части старого города, носившего тогда название «Георгиевск».
Все это отголоски того, что и более 400 лет спустя после основания города люди знали, что на этом месте была древняя крепость или во времена Симона Блаженного оставался от нее сторожевой пункт с поселениями, как на Глазовой горе.
А внук Юрия Долгорукого Юрий Всеволодович (Георгий III), ехавший по Волге в 1225 году только перенес город (основную крепость) на правый крутой, высокий берег для большего обзора и контроля не только за Унжей, но и за Волгой от болгар, черемис и ушкуйников-новгородцев.
Существование города «о двух берегах» с древних времен до затопления его левобережной части Горьковским водохранилищем в 1954 г., служило не только охране Волги и Унжи, не только освоению северных территорий княжеством, но и помогало жителям выжить при нападениях на город. Так они уходили на левый берег и при вторжении татар в 1238 г., многократных нападений черемис, казанских татар в XIV-XVI веках, поляков и казаков в смутные времена XVII века.
До 1350 года город входил в состав Великого княжества Владимиро-Суздальского, удельного Суздальского княжества, затем Нижегородского, а с 1390 года в составе Великого княжества Московского. На короткое время великие князья передавали его «в кормление» то Боровскому князю Владимиру Андреевичу Храброму в обмен на Волок и Ржеву, то Суздальскому князю Ивану Васильевичу, но вскоре возвращали его себе, «под руку Москвы» из-за его стратегического положения.
В трудные для России времена борьбы с крымскими и казанскими татарами великие князья приглашали для обороны своих рубежей дружественно настроенных татарских царевичей и давали им «в кормление» Юрьевец и часть уезда. Так в 1508 году великий князь Иван III отдал Юрьевец крымскому царевичу Абдул-Латыфу, а в 1551 году Иван Грозный поселил здесь астраханского царевича Кайбуллу, который привел и поселил в уезде свою дружину. Часть татар становились оседлыми, а часть продолжала жить в своих юртах и заниматься военным конным делом. Это так называемая юртовская дружина и была вручена в 1612 году Минину и Пожарскому юрьевчанами и которая сыграла большую роль в освобождении Москвы. Но уже вскоре Иван Грозный отписывает город в свою опричнину.
Как крепость на Волге Юрьевец постоянно находится на переднем крае борьбы с врагами княжества и Руси. В 1370, 71 и 75 гг. город отбивается от новгородских ушкуйников, разграбивших перед этим Кострому.
В 1468 году город отбивается от казанских татар вместе с воеводой Иваном Стиго-Оболенским, затем в составе московских войск юрьевчане под началом Ивана III доходят до Казани.
В 1527 году, в городе, юрьевчане по приказу Василия III во главе с «князь Иван Барбашин с князь Микитой княж Федоров сын Палецкого из Юрьевца ходили против татар и черемис на Унжу».
Уже в 1530 году в городе формируется судовая рать во главе с князьями Бельским и Михаилом Глинским в поход на Казань, но князья перессорились и до Казани не дошли.
Нападения татар на город и организация им отпора были и в 1536-37, 1547-49 гг. И вот Россия собирает все свои силы для разгрома Казани. Иван Грозный ведет основную рать – Большой полк по Оке, а в Юрьевце формируется запасной полк и судовая рать. Казань была повержена.
В 1556 году поход был повторен уже по разгрому Астраханского ханства. Этим тревоги и волнения пограничной крепости не кончились… В 1576 году в городе собирается судовая рать против восставших луговых черемис. В 1583 году уже взбунтовались казанские татары. В городе собирается большой полк и судовая рать под руководством воеводы Плещеева, а затем князя Туренина. После ухода рати в поход охранять Юрьевец был оставлен «воевода Михаил Ильич сын Пушкин» - предок А.С.Пушкина.
К середине XVI века относятся и сведения о происхождении прозвища покорителя Сибири – Ермака, связанное с Юрьевцем Повольским. «Новая сибирская летопись» сообщает, что дед Ермака Афанасий Григорьев был посадским человеком Суздаля.
За провоз разбойников был посажен, но бежал с семьей в Юрьевец, где и был похоронен на погосте одной из церквей. У старшего сына Тимофея родилось три сына, один из которых, меньшой Василий, был очень силен.
Работал он на стругах на Каме и Волге и был прозван «Ермаком» за силушку. По нашенскому, по Вольскому (Волжскому) старому наречию это значит – «ручной жерновой камень». В прежние века Малая улица города (ул.Ленина) носила название «Еленинской». По версии она названа в честь Ермака – сына Олены, Елены.
С Юрьевцем связана и жизнь величайшего духовного просветителя XIII-XIV веков преподобного Макария Унженского и Желтоводского. Начав с монашества, у знаменитого киевопечерского святого Дионисия, настоятеля Нижегородского Печерского монастыря, он сам впоследствии основывает несколько монастырей в Юрьевецком уезде, а затем на Желтых водах. Гонимый казанскими Татрами, Макарий уходит на Унжу и ставит Макарьевский монастырь (сейчас г.Макарьев на Унже).
Макарий прослыл защитником Русской земли и ее успокоителем от казанских татар, он помогал великому князю Василию Темному, когда того преследовал Шемяка. С его именем, как знаменем, наши Низовские земли освобождали Россию и Москву от поляков. Князь Дмитрий Пожарский благоговел перед деяниями Макария и назвал свое село в Балашихинском уезде Макарий-Пурех. Все цари династии Романовых считали Макария своим святым покровителем и ездили на поклонение его мощам в Макарьев на Унжу через Юрьевец. Михаил Романов в честь избавления отца Филарета Никитича от польского плена через Юрьевец ехал до села Спасского (ныне Красногорье), а от Спасского «20 верст шли пеши».
Комментарии 24
Тут напрашивается логические выводы, а именно.
Князь с реки увидал огонь
Так звучит предание...
Но ниже в статье мы читаем, что Богоявленская церковь построенная на Ильинской горе ( ныне Богоявленская называется) на месте Перунова капища...
И вот тут вполне можно предположить, что князь Юрий с реки в горе как раз и увидал перуново капище, где возжигалась лампада ( может это по другому тогда называлось) перед изображением Перену высеченого в камне...
Ну а в летописях это представлено по другому...
И берег то правый необитаемый, и явление князю , и обретение "иконы Георгию Победоносцу" ...
Вот так и пишется история...
Факты теже, а толкование совсем иное.
Пожалуйста