(По материалам Федора Ставровича, опубликованным в журнале "Виленский сборник" в № 1 за 1869 г.)
Промысел. Лаборство — это древний, появившийся в Янове, кажется, еще в XV в. промысел. Причем, промысел именно яновцев, потому что в других городах России и Беларуси он имел другие названия. То есть, можно говорить, что яновец и лаборь — слова синонимы. Промысел состоял в хождении по свету и испрашивании доброхотных пожертвований на церковные нужды, а в более старые времена и на костельные. Переходил он от отца к сыну и конечно откладывал печать на бытовую сторону жизни яновских крестьян. Есть мнение, что промысел этот происходит от христиан, состоявших под турецким владычеством.
Происхождение слова. В некоторых местностях, например в соседней Каменец-Подольской губернии (Тернополь, Зборов, Подолье, Черновчицы) таких сборщиков называли лобурями. Возможно, именно оттуда прибыл в Яново первый такой сборщик. Он распространил промысел и название среди местн
...Ещё
ЛАБОРЫ
(По материалам Федора Ставровича, опубликованным в журнале "Виленский сборник" в № 1 за 1869 г.)
Промысел. Лаборство — это древний, появившийся в Янове, кажется, еще в XV в. промысел. Причем, промысел именно яновцев, потому что в других городах России и Беларуси он имел другие названия. То есть, можно говорить, что яновец и лаборь — слова синонимы. Промысел состоял в хождении по свету и испрашивании доброхотных пожертвований на церковные нужды, а в более старые времена и на костельные. Переходил он от отца к сыну и конечно откладывал печать на бытовую сторону жизни яновских крестьян. Есть мнение, что промысел этот происходит от христиан, состоявших под турецким владычеством.
Происхождение слова. В некоторых местностях, например в соседней Каменец-Подольской губернии (Тернополь, Зборов, Подолье, Черновчицы) таких сборщиков называли лобурями. Возможно, именно оттуда прибыл в Яново первый такой сборщик. Он распространил промысел и название среди местных. Слово, якобы, происходит от латинского Labor — труд, деятельность. Хотя в некоторых местностях России этих людей величали просто "лодырями".
Происхождение промысла. Вероятнее всего лаборство распространилось в Янове под влиянием римско-католического духовенства — иезуитов, пиаров, которые при постройке своих костелов в Янове, Пинске, Любежове, Бездеже, Городце и других городах, пользуясь бедностью яновцев, посылали их в разные места за сбором пожертвований. Постепенно яновцы втянулись в такое странничество, полюбили его и избрали его своим основным занятием.
Тип лаборя. Обычно это человек среднего роста, с черными волосами, черными глазами и с белым, правильной формы лицом, имеющим умное выражение. Хороший, как мы теперь сказали бы, психолог: сразу узнает с кем он говорит и как ему себя вести. Речь его скромна и умна.
Одежда. Лаборь носил простой полушубок с ременным кушаком, сапоги с длинными голенищами и черную суконную шапку с козырьком (отличительный признак). На праздник надевал обычную шапку из сивых барашков и серую сермягу с красными отворотами на рукавах.
Суеверия. В дорогу отправлялся исключительно ночью и группой из двоих или троих человек. Предварительно обязательно считал нужным съездить в соседнюю деревню Клищ, где испокон веков жил знахарь, спрашивал когда, в какие сроки следует выезжать. Если отказывали в первой же деревне, обязательно возвращался (дурная примета).
Сезон выезда. Наиболее благоприятным периодом для сбора податей считалась осень. Поэтому лаборь собирался в дорогу в сентябре. Отсутствовал несколько месяцев. Но до Великодня обязательно возвращался.
Направления. Любимым местом, куда он направлялся, были Жамойть и вообще вся Ковенская губерния. Иногда забирался в Россию. Но больше странствовал по городам нашей родной земли: Вильня, Гродно, Минск, Витебск, Могилев.
Книга пожертвований. Обычно, объяснив про свои нужды, лаборь предъявлял книгу записей. Там указывались имена всех жертвователей и выделенные ими суммы. И не только деньги. Лабори не пренебрегали холстом, пенькой, льном, шерстью, зерном, салом, хлебом. То, что было записано, они обязаны были доставить по месту назначения. То, что не было записано, употребляли в свою пользу — везли в ближайший город и продавали. Впрочем, записывались исключительно деньги и то не всегда.
Священный союз. Товарищество понималось лаборями как некий священный союз. Все то, что они говорили или делали в дороге, оставалось их тайной. Ибо приходилось мошенничать.
Особый язык. Лабори между собой, особенно при людях, общались на особом языке. Делали они это, чтобы сохранять тайны своих сделок. Их язык, как и сам промысел, передавался из поколение в поколение. И тот из молодых, кто в совершенстве осваивал его, имел возможность заниматься лаборством. Язык этот был построен на основе греческого языка.
...Ещё
Книга пожертвований. Обычно, объяснив про свои нужды, лаборь предъявлял книгу записей. Там указывались имена всех жертвователей и выделенные ими суммы. И не только деньги. Лабори не пренебрегали холстом, пенькой, льном, шерстью, зерном, салом, хлебом. То, что было записано, они обязаны были доставить по месту назначения. То, что не было записано, употребляли в свою пользу — везли в ближайший город и продавали. Впрочем, записывались исключительно деньги и то не всегда.
Священный союз. Товарищество понималось лаборями как некий священный союз. Все то, что они говорили или делали в дороге, оставалось их тайной. Ибо приходилось мошенничать.
Особый язык. Лабори между собой, особенно при людях, общались на особом языке. Делали они это, чтобы сохранять тайны своих сделок. Их язык, как и сам промысел, передавался из поколение в поколение. И тот из молодых, кто в совершенстве осваивал его, имел возможность заниматься лаборством. Язык этот был построен на основе греческого языка. Все-таки, первыми лаборями были греко-византийцы. На вопрос, откуда вы научились этому языку, лабори отвечали — от русских, имея ввиду офеней, русских сборщиков средств на церковь. На мой взгляд, особую печать на язык представителей этого промысла оказал язык жителей Каменец-Подольской губернии. Вспомним, откуда, по легенде, прибыл первый лаборь. Разобраться в этом поможет русско-лаборский словарь, добросовестно составленный библиографами Ивановской Центральной Библиотеки Я.В. Шемет и Г.П. Валовень. Листая страницы этого фолианта, можно найти как известные нам из некоторых жаргонов слова, например: волосы — патлы, глотать — хавать, забота — марока, конец — хана, клиент — маклак, низкий — кныш, пилорама — тартак, проворный — хваткий, пьяный — кирной, рвать — кромсать, спать — кимарить, голова — калган, дом — хаза, так и наиболее распространенные, например: жадный — шкныра, папиросы — бекасы, мало — ныкро, церковь — плюса. А вот счет лаборя до десяти: один — оный, два — дивина, три — скира, четыре — тисара, пять — пяндра, семь — семытня, восемь — октышер, девять — дивер, десять — дикон. Старые лабори по привычке разговаривали между собой исключительно на тайном языке. Поэтому лаборский говор еще называли языком старцев.
Преданность православию. Кому бы ни служили лабори, какими бы длительными ни были у них отношения с римско-католическим духовенством, они не изменяли и не изменили своей исконной вере, православию. Много применено было средств духовниками, чтобы склонить яновцев в сторону Рима и Польши. Но ни прежние времена, ни позднейшие не изменили их убеждений. Верность православию, отечеству, а впоследствии еще и верность царю составляли основу этих убеждений.
И о чем это говорит? Что это еврейская столица? То, что это не Янов у меня сомнения нет. Городом то Янов когда стал.? Да тут летописцы что то примутили.
...Впервые Иваново упоминается в XIV в. как деревня Порхово. Поселение принадлежало великому князю.
Порховище — место, куда слетаются для токования птицы, дичь. Здесь ими выбиты по всем направлениям тропиночки. Человек в таких местах занимался добычей птицы — ставил силки, стрелял на взлете. Надо полагать, что одним из важнейших промыслов в древности была добыча дичи.
В 1423 г. Витовт подарил Порхово Луцкому Кафедральному костелу.
В 1465 г. поселение было переименовано в Янов, в честь тогдашнего Луцкого епископа Яна Ласковича.
Спадарыня В.П. Лемтюгова в книге "Тапонiмы распавядаюць" (2008) указывает, что мужское польско-католическое имя Ян соответствует православному Иоанн, которое, в свою очередь, является староеврейским и переводится как "Бог милует". Окончание — ов, — ово обозначает индивидуальную или другую принадлежность... !!!...В 1465 г. поселение было переименовано в Янов...!!!
Спасибо за увлекательную летопись. И за труд при написании . В гугле другая инфо. Не буду излогать подробно. Она доступна всем. Спорить и доказывать тоже не буду. Потому, как , наверно, она имеет место быть.
...Данные из ГУГЛА... ...В честь своего имени Луцкий епископ Ян Лосович (24.01.1463 — 4.05.1468, с 1468 по 1480 архиепископ Вильни), желая увековечить свое имя, переименовал деревню Порхово в город Янов (белор. Янава). Новое название и принадлежность к собственности епископа жителям местечка дало следующие привилегии: освобождение от податей, отмена запрета на ловлю рыбы, разрешение варить пиво, которое славилось в Европе и право вывозить в Варшаву «литовское» масло. Уже в 1497 году Великий князь литовский Александр Ягеллончик разрешил проводить здесь ежегодно три ярмарки. Увидев такой поворот событий, Луцкие епископы сделали Янов своей второй резиденцией. К сожалению, это благоденствие и процветание было нарушено пожаром 1575 года, который уничтожил почти все, созданное десятилетиями упорного труда. Ведь основным строительным материалом на Полесье в те времена было дерево. Стараниями жителей Янов постепенно возродился. Согласно Виленскому сборнику, городок и его окрестности в разные в...Ещё...Данные из ГУГЛА... ...В честь своего имени Луцкий епископ Ян Лосович (24.01.1463 — 4.05.1468, с 1468 по 1480 архиепископ Вильни), желая увековечить свое имя, переименовал деревню Порхово в город Янов (белор. Янава). Новое название и принадлежность к собственности епископа жителям местечка дало следующие привилегии: освобождение от податей, отмена запрета на ловлю рыбы, разрешение варить пиво, которое славилось в Европе и право вывозить в Варшаву «литовское» масло. Уже в 1497 году Великий князь литовский Александр Ягеллончик разрешил проводить здесь ежегодно три ярмарки. Увидев такой поворот событий, Луцкие епископы сделали Янов своей второй резиденцией. К сожалению, это благоденствие и процветание было нарушено пожаром 1575 года, который уничтожил почти все, созданное десятилетиями упорного труда. Ведь основным строительным материалом на Полесье в те времена было дерево. Стараниями жителей Янов постепенно возродился. Согласно Виленскому сборнику, городок и его окрестности в разные времена были частью земель Великого княжества Литовского, принадлежали польским королям, а затем Шуйским, Ожешкам, Дмуковским...
Ну вот . Я же иговорю о летописи это не совсем точная инф. Вы нашли эти годы. Я читала про 18 век. Там говорится о Яне Лосинском. Это 1871 год. Крепостное право отменили в 1861 году. Это местечко назвалось в честь своего сына Яна ну или Яново. Это уже Польские владельцы этих мест. Кто мог развиваться так обширно при крепостном праве? И разбежка в годах десять лет. Это малый срок. Данные разнятся поэтому и вопросы возникают.
Комментарии 9
ЛАБОРЫ
(По материалам Федора Ставровича, опубликованным в журнале "Виленский сборник" в № 1 за 1869 г.)
Промысел. Лаборство — это древний, появившийся в Янове, кажется, еще в XV в. промысел. Причем, промысел именно яновцев, потому что в других городах России и Беларуси он имел другие названия. То есть, можно говорить, что яновец и лаборь — слова синонимы. Промысел состоял в хождении по свету и испрашивании доброхотных пожертвований на церковные нужды, а в более старые времена и на костельные. Переходил он от отца к сыну и конечно откладывал печать на бытовую сторону жизни яновских крестьян. Есть мнение, что промысел этот происходит от христиан, состоявших под турецким владычеством.
Происхождение слова. В некоторых местностях, например в соседней Каменец-Подольской губернии (Тернополь, Зборов, Подолье, Черновчицы) таких сборщиков называли лобурями. Возможно, именно оттуда прибыл в Яново первый такой сборщик. Он распространил промысел и название среди местн
...ЕщёЛАБОРЫ
(По материалам Федора Ставровича, опубликованным в журнале "Виленский сборник" в № 1 за 1869 г.)
Промысел. Лаборство — это древний, появившийся в Янове, кажется, еще в XV в. промысел. Причем, промысел именно яновцев, потому что в других городах России и Беларуси он имел другие названия. То есть, можно говорить, что яновец и лаборь — слова синонимы. Промысел состоял в хождении по свету и испрашивании доброхотных пожертвований на церковные нужды, а в более старые времена и на костельные. Переходил он от отца к сыну и конечно откладывал печать на бытовую сторону жизни яновских крестьян. Есть мнение, что промысел этот происходит от христиан, состоявших под турецким владычеством.
Происхождение слова. В некоторых местностях, например в соседней Каменец-Подольской губернии (Тернополь, Зборов, Подолье, Черновчицы) таких сборщиков называли лобурями. Возможно, именно оттуда прибыл в Яново первый такой сборщик. Он распространил промысел и название среди местных. Слово, якобы, происходит от латинского Labor — труд, деятельность. Хотя в некоторых местностях России этих людей величали просто "лодырями".
Происхождение промысла. Вероятнее всего лаборство распространилось в Янове под влиянием римско-католического духовенства — иезуитов, пиаров, которые при постройке своих костелов в Янове, Пинске, Любежове, Бездеже, Городце и других городах, пользуясь бедностью яновцев, посылали их в разные места за сбором пожертвований. Постепенно яновцы втянулись в такое странничество, полюбили его и избрали его своим основным занятием.
Тип лаборя. Обычно это человек среднего роста, с черными волосами, черными глазами и с белым, правильной формы лицом, имеющим умное выражение. Хороший, как мы теперь сказали бы, психолог: сразу узнает с кем он говорит и как ему себя вести. Речь его скромна и умна.
Одежда. Лаборь носил простой полушубок с ременным кушаком, сапоги с длинными голенищами и черную суконную шапку с козырьком (отличительный признак). На праздник надевал обычную шапку из сивых барашков и серую сермягу с красными отворотами на рукавах.
Суеверия. В дорогу отправлялся исключительно ночью и группой из двоих или троих человек. Предварительно обязательно считал нужным съездить в соседнюю деревню Клищ, где испокон веков жил знахарь, спрашивал когда, в какие сроки следует выезжать. Если отказывали в первой же деревне, обязательно возвращался (дурная примета).
Сезон выезда. Наиболее благоприятным периодом для сбора податей считалась осень. Поэтому лаборь собирался в дорогу в сентябре. Отсутствовал несколько месяцев. Но до Великодня обязательно возвращался.
Направления. Любимым местом, куда он направлялся, были Жамойть и вообще вся Ковенская губерния. Иногда забирался в Россию. Но больше странствовал по городам нашей родной земли: Вильня, Гродно, Минск, Витебск, Могилев.
Книга пожертвований. Обычно, объяснив про свои нужды, лаборь предъявлял книгу записей. Там указывались имена всех жертвователей и выделенные ими суммы. И не только деньги. Лабори не пренебрегали холстом, пенькой, льном, шерстью, зерном, салом, хлебом. То, что было записано, они обязаны были доставить по месту назначения. То, что не было записано, употребляли в свою пользу — везли в ближайший город и продавали. Впрочем, записывались исключительно деньги и то не всегда.
Священный союз. Товарищество понималось лаборями как некий священный союз. Все то, что они говорили или делали в дороге, оставалось их тайной. Ибо приходилось мошенничать.
Особый язык. Лабори между собой, особенно при людях, общались на особом языке. Делали они это, чтобы сохранять тайны своих сделок. Их язык, как и сам промысел, передавался из поколение в поколение. И тот из молодых, кто в совершенстве осваивал его, имел возможность заниматься лаборством. Язык этот был построен на основе греческого языка.
...ЕщёКнига пожертвований. Обычно, объяснив про свои нужды, лаборь предъявлял книгу записей. Там указывались имена всех жертвователей и выделенные ими суммы. И не только деньги. Лабори не пренебрегали холстом, пенькой, льном, шерстью, зерном, салом, хлебом. То, что было записано, они обязаны были доставить по месту назначения. То, что не было записано, употребляли в свою пользу — везли в ближайший город и продавали. Впрочем, записывались исключительно деньги и то не всегда.
Священный союз. Товарищество понималось лаборями как некий священный союз. Все то, что они говорили или делали в дороге, оставалось их тайной. Ибо приходилось мошенничать.
Особый язык. Лабори между собой, особенно при людях, общались на особом языке. Делали они это, чтобы сохранять тайны своих сделок. Их язык, как и сам промысел, передавался из поколение в поколение. И тот из молодых, кто в совершенстве осваивал его, имел возможность заниматься лаборством. Язык этот был построен на основе греческого языка. Все-таки, первыми лаборями были греко-византийцы. На вопрос, откуда вы научились этому языку, лабори отвечали — от русских, имея ввиду офеней, русских сборщиков средств на церковь. На мой взгляд, особую печать на язык представителей этого промысла оказал язык жителей Каменец-Подольской губернии. Вспомним, откуда, по легенде, прибыл первый лаборь. Разобраться в этом поможет русско-лаборский словарь, добросовестно составленный библиографами Ивановской Центральной Библиотеки Я.В. Шемет и Г.П. Валовень. Листая страницы этого фолианта, можно найти как известные нам из некоторых жаргонов слова, например: волосы — патлы, глотать — хавать, забота — марока, конец — хана, клиент — маклак, низкий — кныш, пилорама — тартак, проворный — хваткий, пьяный — кирной, рвать — кромсать, спать — кимарить, голова — калган, дом — хаза, так и наиболее распространенные, например: жадный — шкныра, папиросы — бекасы, мало — ныкро, церковь — плюса. А вот счет лаборя до десяти: один — оный, два — дивина, три — скира, четыре — тисара, пять — пяндра, семь — семытня, восемь — октышер, девять — дивер, десять — дикон. Старые лабори по привычке разговаривали между собой исключительно на тайном языке. Поэтому лаборский говор еще называли языком старцев.
Преданность православию. Кому бы ни служили лабори, какими бы длительными ни были у них отношения с римско-католическим духовенством, они не изменяли и не изменили своей исконной вере, православию. Много применено было средств духовниками, чтобы склонить яновцев в сторону Рима и Польши. Но ни прежние времена, ни позднейшие не изменили их убеждений. Верность православию, отечеству, а впоследствии еще и верность царю составляли основу этих убеждений.
Порховище — место, куда слетаются для токования птицы, дичь. Здесь ими выбиты по всем направлениям тропиночки. Человек в таких местах занимался добычей птицы — ставил силки, стрелял на взлете. Надо полагать, что одним из важнейших промыслов в древности была добыча дичи.
В 1423 г. Витовт подарил Порхово Луцкому Кафедральному костелу.
В 1465 г. поселение было переименовано в Янов, в честь тогдашнего Луцкого епископа Яна Ласковича.
Спадарыня В.П. Лемтюгова в книге "Тапонiмы распавядаюць" (2008) указывает, что мужское польско-католическое имя Ян соответствует православному Иоанн, которое, в свою очередь, является староеврейским и переводится как "Бог милует". Окончание — ов, — ово обозначает индивидуальную или другую принадлежность...
!!!...В 1465 г. поселение было переименовано в Янов...!!!
...В честь своего имени Луцкий епископ Ян Лосович (24.01.1463 — 4.05.1468, с 1468 по 1480 архиепископ Вильни), желая увековечить свое имя, переименовал деревню Порхово в город Янов (белор. Янава). Новое название и принадлежность к собственности епископа жителям местечка дало следующие привилегии: освобождение от податей, отмена запрета на ловлю рыбы, разрешение варить пиво, которое славилось в Европе и право вывозить в Варшаву «литовское» масло. Уже в 1497 году Великий князь литовский Александр Ягеллончик разрешил проводить здесь ежегодно три ярмарки. Увидев такой поворот событий, Луцкие епископы сделали Янов своей второй резиденцией. К сожалению, это благоденствие и процветание было нарушено пожаром 1575 года, который уничтожил почти все, созданное десятилетиями упорного труда. Ведь основным строительным материалом на Полесье в те времена было дерево. Стараниями жителей Янов постепенно возродился. Согласно Виленскому сборнику, городок и его окрестности в разные в...Ещё...Данные из ГУГЛА...
...В честь своего имени Луцкий епископ Ян Лосович (24.01.1463 — 4.05.1468, с 1468 по 1480 архиепископ Вильни), желая увековечить свое имя, переименовал деревню Порхово в город Янов (белор. Янава). Новое название и принадлежность к собственности епископа жителям местечка дало следующие привилегии: освобождение от податей, отмена запрета на ловлю рыбы, разрешение варить пиво, которое славилось в Европе и право вывозить в Варшаву «литовское» масло. Уже в 1497 году Великий князь литовский Александр Ягеллончик разрешил проводить здесь ежегодно три ярмарки. Увидев такой поворот событий, Луцкие епископы сделали Янов своей второй резиденцией. К сожалению, это благоденствие и процветание было нарушено пожаром 1575 года, который уничтожил почти все, созданное десятилетиями упорного труда. Ведь основным строительным материалом на Полесье в те времена было дерево. Стараниями жителей Янов постепенно возродился. Согласно Виленскому сборнику, городок и его окрестности в разные времена были частью земель Великого княжества Литовского, принадлежали польским королям, а затем Шуйским, Ожешкам, Дмуковским...