Предыдущая публикация
Исцеление молитвой

Исцеление молитвой

12 дек

«О чем говорит нам видение чужих грехов?

»:

«О чем говорит нам видение чужих грехов?»: - 5346029762755
Святые отцы Православной Церкви учат, что страсть, укоренившаяся в человеческом сердце, действует подобно духовной болезни, которая искажает всё восприятие человека. Мы склонны судить других по себе, и потому постоянное, навязчивое видение в окружающих определённых пороков часто является верным диагностическим признаком того, что именно эта страсть живёт и действует в нас самих, даже если мы не отдаём себе в этом отчёта. «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1) — эта евангельская заповедь раскрывает не только юридический, но и глубокий психологический и духовный закон: наше осуждение ближнего возвращается к нам болезненным самопознанием. Как наша внутренняя болезнь проецируется на других? Святые подвижники объясняют этот феномен с аскетической ясностью. Преподобный Иоанн Лествичник указывает: «Страстный помысел о ближнем есть обличение нашей собственной страсти». То есть, если определённый грех (воровство, блуд, лицемерие) постоянно привлекает наше внимание в поведении других, это почти наверняка свидетельствует, что семя этой же страсти скрыто в нашем сердце и даёт свои ядовитые всходы в виде осуждения. Авва Дорофей предлагает знаменитую аналогию: представьте круг — это мир, а центр — Бог. Люди как радиусы, идущие от центра к окружности. Чем ближе человек (радиус) к Богу (центру), тем ближе он становится к другим радиусам. Чем дальше он от Бога, тем дальше и от других людей. Отдаляясь от Бога через грех, человек теряет способность к верной оценке и начинает видеть в других не ближних, а лишь проекции своих собственных страстей. Конкретные примеры связи «видение — собственная страсть» Видишь вокруг воров, корыстолюбцев, стяжателей? Вероятная страсть в себе: Сребролюбие (любовь к деньгам и имуществу), зависть, недовольство своим материальным положением. Святоотеческое объяснение: Человек, в чьём сердце живёт забота о богатстве, склонен оценивать всё через призму материальной выгоды. Ему кажется, что и другие движимы только корыстью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Зависть и сребролюбие делают человека идолопоклонником». Что делать: Обратить внимание на свои помыслы о деньгах, своё недовольство, жажду большего. Практиковать милостыню (даже самую малую), чтобы исцелять сердце от привязанности к имуществу. Видишь вокруг развратных, блудников, нецеломудренных? Вероятная страсть в себе: Блудная страсть (нечистота помыслов, взглядов, фантазий), потакание чувственности. Святоотеческое объяснение: нечистое сердце, по словам преподобного Макария Великого, «всё видит нечистым». Тот, кто внутренне соглашается с нечистыми помыслами, начинает замечать и преувеличивать малейшие признаки нецеломудрия в других, осуждая их. Это форма самооправдания — «все такие, значит, и мой грех не так страшен». Что делать: установить строгий контроль над чувствами (зрением, слухом), хранить чистоту мыслей. Преподобный Иоанн Лествичник советует: «Закрой дверь к плотскому помыслу в самом начале». Видишь вокруг гордецов, тщеславных, высокомерных? Вероятная страсть в себе: Гордыня или тщеславие (жажда признания, превосходства, болезненное самолюбие). Святоотеческое объяснение: Это самый яркий пример. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин называет гордыню «корнем всех зол». Гордый человек болезненно воспринимает любое проявление чужого превосходства, потому что видит в другом соперника, посягающего на его мнимое достоинство. Его осуждение — это защита своего эго. Что делать: искать случаи для добровольного смирения — принять обвинение (даже несправедливое), попросить прощения, сознательно взять на себя последнее место. Молитва: «Господи, избави меня от духа гордыни и тщеславия». Видишь вокруг лжецов, лицемеров, лукавых? Вероятная страсть в себе: лукавство (двоедушие, неискренность, склонность к уловкам и самооправданию). Святоотеческое объяснение: Святитель Василий Великий говорит: «Лукавая душа не может не подозревать лукавства в других». Человек, привыкший к внутренней неискренности, не доверяет и другим, приписывая им скрытые мотивы и обман. Что делать: упражняться в простосердечии и правдивости даже в мелочах. Исповедовать не только дела, но и лукавые помыслы. Опасность и лекарство Авва Исаия предупреждает: «Не заботься о недостатках ближнего, но смотри, в чём сам согрешаешь». Осуждение других — это духовная ловушка: она даёт ложное ощущение собственной праведности («я-то не такой!») и полностью блокирует путь к покаянию и изменению себя. Лекарством является трезвенное самопознание: Остановить помысл осуждения в момент его возникновения. Как говорит преподобный Паисий Святогорец: «Как только заметишь, что осуждаешь, скажи себе: “А я разве лучше?”». Превратить осуждение в молитву. Увидев чей-то грех, вместо мысленного суда тут же помолиться: «Господи, помоги ему (ей) и меня спаси от этого». Искать в себе корень. Честно спросить себя: «Почему этот конкретный грех так задевает меня? Что это говорит о моих желаниях и страхах?» Святитель Игнатий (Брянчанинов) резюмирует этот путь: «Внимай себе. Оставь суд о других. Оставь попечение о других… Строгое внимание к себе и забвение о других… есть единственный путь ко спасению». Таким образом, навязчивое видение чужих грехов — это не приговор, а милость Божия, которая через внешние раздражители указывает нам на внутреннюю болезнь, требующую лечения. Взгляд, обращённый с осуждением на другого, нужно с молитвой и мужеством обратить на себя — и тогда он станет началом исцеления. Татьяна Мир

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Исцеление молитвой

Исцеление молитвой

ЛентаТемы 4 051Фото 10 557Видео 7Музыка 18Участники 46 576
  • Подарки
Левая колонка
Всё 4 051
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться