Объект строился на взносах колхозов, финансирование шло очень нерегулярно, потом дело приостановилось совсем. Постановлением правительства вдруг запрещалось использовать средства колхозов на строительстве объектов в райцентре. За наши действия по концентрации колхозных средств грозили нам уголовной ответственностью. Только благодаря зам. председателя облисполкома Власюка Алексея Ефремовича мне удалось это дело приостановить, сделать определённую паузу на год, и потом продолжить поэтапное строительсттво этого объекта.
Целенаправленно велись работы по строительству межхозяйственных шоссейных дорог. При создании района в северной зоне фактически небыло поднятых шоссейных дорог. В первые годы мы зимою добирались до северных колхозов или же на тракторах или на лошадях. Поэтому проблема строительства дорог была высока, понятно нужна специальная техника грейдеры- элеваторы, экскаваторы, тяжёлые трактора-бульдозеры и много другой дорожной техники. Этой техники крайне нехватало, поэтому инициатива и энергия руководителя дорожной организации была недостаточной, нужна практическая помощь. Здесь очень пригодилось моё депутатское право. С 1973 года по 1990 год я избирался депутатом Областного Совета, этот мандат давал мне право обращаться во все вышестоящие органияации официально, и по закону на депутатский запрос должна быть реакция и письменный ответ.
Я в течении десяти лет возглавлял депутатскую комиссию по дорожному строительству в области, поэтому мои контакты были близки с руководителем областной дорожной службы, с заместителем председателя облисполкома ведающего дорожным строительством тов. Кокориным Анатолием Матвеевичем.
Зарекомендовавшись письмами облисполкома с просьбой оказать помощь району я неоднократно выезжал в Москву, в Совет Министров, обращался в правительство, в министерства, просился на приём к Министру по дорожному строительству и как оказалось не безрезультатно. Таким образом целенаправленно в район были отгружены грейдер-элеватор по насыпке землянного полотна дороги, тяжелые трактора-бульдозеры, автогрейдеры, асфальтовый завод по производству асфальта и некоторой другой техники, всё это в конечном счете способствовало ускорению дорожного строительства в районе. В итоге дел хозяйства были с райцентром соединены поднятыми гравийными дорогами, стали асфальтировать часть дорог а в основном асфальт уходил на благоустройство райцентра и других сел.
Однако дорожная проблема оставалась острой до конца работы моей. Как элемент ускорения строительства дорог нам удалось соядать в районе межхозяйственную дорожную организацию, которую возглавлял Варкентин Ив. Ив. он в течении двух лет создал работоспособный
коллектив, объемы строительных работ ежегодно возрастали, а потребность в их работе из года в год повышались.
Нелегко досталось нам создание в районе автобусного сообщения со всеми хозяйствами района, организация своего автобусного парка, к середине 80-ых годов автобусное собщение было организованно со всеми посёлками района, а с центральными усадьбами хозяйств по два раза в сутки.
Чтобы это нормально функционировало, областное транспортное управление перед нами поставило условие, построить автовокзал с диспетчерской, автобусный парк на 2 десятка автобусов, выделить необходимое количество опытных водителей. Задача эта решалась нелегко, потому средств централизованных на это не выделялось, всё пришлось решать за счёт районного бюджета. Однако мы это (не) построили и органисовали эту службу вполне нормально.
Нет возможности описывать все отрасли производства, где внедрялись новшества, велась реконструкция и перестройка. Кроме строительства и перестройки много внимания приходилось уделять организационным формам деятельности. Народному образованию, здравоохранению, культуре, общественному правопорядку, социальному обеспечению, финансовой деятельности. Это всё вопросы с которыми приходилось сталкиваться ежедневно, решение которых отнимало уйма времени и сил, решение которых подчас не удавалось неделями, а то месяцами.
В центре внимания приходилось держать работу Советов, деятельность Сельских Советов, работу депутатов районного и сельских Советов, проведение заседаний сиполкомов районного Совета, Сессий районного Совета, здесь не могло быть нарушений в регламенте. Исполкомы проводились не реже 2-х раз в месяц, заседания сессий народных депутатов района не реже одного раза в 2 месяца. Это строго регламентировалось, составлялись планы графики работы на год, кроме нашего контроля, всё это контролировалось свыше, Облисполкомом. Это было для меня с приходом в райисполком-дело абсолютно новым, делом которому нигде не обучался. Всё это отнимало много времени, в то же время приучало самого и многих подчиненных к дисциплине и порядку.
Все знали если это второй четверг месяца, то надо быть готовым к работе Советов, или к работе депутатов.
Этому порядку приучали и сельские советы, выезжали постоянно на их заседания, и им нельзя было не проводить заседания, так как контроль сверху был постоянным. Всё это создавало напряжение в работе, но в то же время дисциплинировало и вырабатывало ответственность у подчиненных.
Во всём этом приходилось прежде всего показывать личную дисциплину, неприсутствие на заседании могло лишь быть в двух случаях, болезнь или командировка, других причин не могло быть.
Контроль также осуществлялся с стороны районного комитета партии, были в райкоме ответственные люди, которые контролировали работу Советов.
Так что небыло возможно где-то отступить от утвеждённого регламента работы.
Продолжительная напряженная работа выматавала силы, необходимо было всегда новая идея, разнобразие, только это поддерживало ритм в работе.
Следует отметить, что с приходом к руководству в районе С. И. Голубь многое менялось: Первое время всё ещё шло по инерции, район числился в области одним из лучших, но потом сдавались позиции одна за другой. Чувствовал и я это, потому и падал интерес к работе, появлялась усталость, позади почти двадцатилетний стаж на одной должности, годы подходили к предпенсионному возрасту.
Поэтому всё чаще появлялись в голове мьсли, как быть дальше, другую работу как раньше, уже не предложат, удержаться на этой работе до пенсии бессмысленно, тем более перестройка и демократизация общества вводила новые элементы в стиле и методах руководства общества. Всё труднее становилось снабжение населения предметами первой необходимости, на многие товары повседневного спроса образовался дефицит. Все эти недостатки прежде всего высказывались в адрес советских и хозяйственных органов. Трудно было объяснить людям, которые работали в животноводстве производили ежедневно тоннами
продукцию животноводства, почему они не могли в магазине купить себе 2-3 кг сыра, сливочного масла и другой молочной продукции, имея в районе масло-сыр завод с большим объемом производства этой продукции. Дело было поставлено так, что вся продукция отправлялась государству, для внутреннего расхода оствалось ноль.
Наши попытки применять власть и использовать часть продукции для снабжения населения оценивались как нарушение государственной дисциплины, и нас очень серьёзно поправляли.
Меры применяемые нами были недостаточными, так например мы обязывали Сельские Советы, маслозавод организовать закупку молока у населения из этой продукции производить сыр и масло и потом его реализовать внутри района в магазинах. Временно на прилавках райцентра появлялась эта продукция. Люди райцентре оставались довольными, в то же время, в колхозах и совхозах в магазинах этой продукции не хватало на местах появлялись недовольства и жалобы. Плюс к тому из соседних районов быстро узнали об этом и не отпускать товар жителям других районов нельзя было. Кроме того при первом месячном отчете маслозавода о производстве продукции выяснолась разница между производством и поставками. Зачастили комиссии с области по проверке предъявлялись повышенные требования к руководитлям предприятий, нас же обвиняли в превышении власти. Пришлось от этого отказаться, это было нелегко людям объяснить.
Наряду с нехваткой молочной продукции, образовался и дефицит в промышленных товарах, на Советы возлагалась обязанность контроль за их правильным распределением, всё это вызывало многочисленные жалобы, создавало атмосферу недоверия и недовольства.
Предстоящие выборы депутатов в местные органы обещали быть бурными и альтернативными. Особенно люди оставались недовольны теми руководителями которые длительное время находились у власти.
В конце 1988 года находился в отпуске на Юге, меня судьба свела с Заведующим орготделом Облисполкома тов. Моисеевым В. И., у которого накануне умерла жена после продолжительной и тяжелой болезни, он поправлял своё здоровье на курорте со своим 12-14 летним сынишкой.
При неоднократом общении с ним мы обговаривали и предстоящие выборы, нам всем было ясно, что таких ветеранов председателей райисполкомов как я в области 5-6 человек и их судьба, наверно решится на очередных выборах. У меня к этому времени опять таки стали появляться симптомы сердечной недостаточности, как и перед инфарктом в 1980 году. Я об этом прямо заявил Моисееву, что устал и наверно при хорошем исходе уступил бы кресло другому………............
В 1991 по истечению 60 -и лет я подал документы на переоформление меня на пенсию по старости.
25.11.2021 Наша история.
Комментарии 61
Если бы не эта перестройка,сколько бы мы ещё увидели завершенных хороших дел...
Достойная память достойным людям и наша бесконечная благодарность от всех земляков!