Начало молитвы «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении, середина же в том, чтобы ум заключался в словах, которые говорим или помышляем. Преподобный Иоанн Лествичник. . Молящийся «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» в смиренном и сокрушенном духе получает Божественные дары и благословения, то есть радость, мир, облегчение, просвещение, утешение, и сам становится блаженным. Архимандрит Ефрем Филофейский.
    0 комментариев
    0 классов
    С юных лет отличался подвижничеством, целомудрием и милосердием; потому и удостоился он поставления во епископа Поливотского. Когда, таким образом, ему поручено было высшее управление и попечение о людях, он усилил и свои подвиги, к прежним трудам присоединяя новые труды. В то время император Лев Исаврянин, недостойно занявший царский престол, начал хулить святые иконы. Преподобный отец сильно обличал такое нечестие царя и своим исповеданием веры сохранил паству от ереси иконоборчества. В его же время однажды агаряне осадили город Амморию, но были с помощью Божиею отражены; все христиане, попавшие в плен к неприятелю, тогда получили свободу попечениями этого святого мужа. Тело его и доселе сохраняется нетленно, в день Пятидесятницы всякий раз вынимается оно из раки и, по облачении в архиерейские одежды, сначала переносится к святому престолу и поставляется прямо, а потом возводится на горнее место, и там оно пребывает, поддерживаемое двумя иереями, все время, пока совершается Божественная служба. Молитвами преподобного совершается множество чудес, особенно исцелений бесноватых и недужных. ...\ 21 июня (переходящая) - Собор Новгородских святых 6 сентября (переходящая) - Собор Московских святых 17 декабря Краткое житие святителя Геннадия Новгородского Родился в первой половине XV в. в благочестивой семье Гонзовых. Иноческую жизнь начал в Валаамской обители под руководством св. преподобного Савватия Соловецкого († 1435; память 27 сентября по старому стилю). В 1472 или 1473 году, по мнению одного исследователя (Грандицкий), или в конце 70-х годов по мнению другого, святой был назначен архимандритом Чудова монастыря, а 12 декабря 1484 г. был рукоположен в сан архиепископа Новгородского. Святитель ревностно боролся за чистоту православия и приложил много стараний для просвещения своей паствы. Он устроил школу для подготовки священников, составил пасхалию на первые 70 лет восьмого тысячелетия, к 1499 г. собрал все книги Священного Писания в одну единую «Геннадиевскую Библию». Ему принадлежит уставное указание о литургическом почитании российских угодников. С 1504 г. святитель Геннадий находился на покое в Чудовом монастыре и 4 декабря 1505 г. мирно отошел ко Господу.
    0 комментариев
    0 классов
    Священник Роман Матюков - "Смысл веры – во внутреннем преображении человека..." Мы научились: ставить свечи и делать аборты; освящать вербы и разваливать свои семьи; строить церкви и жить в блуде; прикладываться к иконам и оставаться глухими к чужой беде; ходить в храмы и тиранить своих домашних. Долго ли так будет продолжаться? Пора прекращать верить «в душе» и «по-своему», потому что кормить своих детей в душе, получать зарплату в душе и быть тепло одетым в душе почему-то никто не хочет. Пора, наконец, вспомнить слова Христа о том, что «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Смысл веры – во внутреннем преображении человека, а если такой цели не ставится, то вера быстро становится ханжеством и лицемерием, либо просто ритуалом, призванным убедить человека, что он «духовный» и «верующий». Мы должны осознать, что добрых людей в мире подавляющее большинство, но все они слишком заняты собой. Помогают не добрые, а неравнодушные. И именно такими – неравнодушными – нам надо стать.
    0 комментариев
    1 класс
    Всегда молись «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» и найдешь Царство Небесное уже в этой жизни. Бог создал нас чтобы даровать нам вечную радость и Царство Небесное, а не для того, чтобы ввергнуть в мучение и предать огню. Святитель Иоанн Златоуст. .\ "Три раза говори другому, и если не захочет, оставь его, потому что спорить – худое дело. И во всяком случае, предлагают ли тебе принять помощь, или ты желаешь подать кому-нибудь руку, говори свое мнение до трех раз, и если он не согласится, перестань с миром и не оскорбляй его. Таков истинный путь Божий". Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн
    0 комментариев
    1 класс
    Тот, кто носит в себе Царство Божие, незаметно переносит его на других. Людей привлекает наш мир и покой, наше тепло, и желая быть рядом с нами, они также будут впитывать атмосферу Неба. И вовсе не обязательно говорить об этом. Небо само будет сиять в нас. Даже когда мы молчим или говорим о самых обычных вещах, даже, если мы не осознаём этого — оно светится в нас. Старец Фаддей Витовницкий . ЦИТАТА ДНЯ. Откуда начинается путь греха? Если проследить его до самого истока, то мы увидим, что начинается грех тогда, когда ангел или человек любит себя больше, чем Бога. Равным образом и святость начинается тогда, когда ангел или человек любит Бога больше, чем себя. свящ. Георгий Максимов Оценили 10 человек
    0 комментариев
    5 классов
    Фильм «Грязные танцы» до сих пор считается одним из «чудес» Голливуда. Малобюджетная мелодрама, которой давали всего неделю на прокат в кинотеатрах, принесла создателям свыше $170 млн в год выхода и стала любимой y миллионов женщин во всем мире. Картина стала одной из наиболее кассовых в прокате. Создательница фильма Элинор Бергстин написала сценарий, основываясь на собственной истории. Она, как и главная героиня фильма, вместе с родителями отдыхала в курортном пансионате. Там и состоялось ее знакомство c «грязными танцами», так назывались достаточно откровенные танцы – подражания латиноамериканским. В образе Беби Бергстин изобразила себя, даже подарив героине свое собственное прозвище. Элинор мечтала снять фильм o танцах и всячески пыталась найти для него финансирование. От сценария отказались почти все киностудии. Согласием ответила лишь компания Vestron. Vestron выделила фильму $4,5 млн. Ha главную мужскую роль продюсеры фильма сначала искали латиноамериканца, решив, что это придаст картине нужный колорит. Ho увидев Патрика Суэйзи и узнав, что он еще и профессиональный танцор, Элинор остановилась на его кандидатуре. «He каждый день встретишь техасского мачо, который любит балет», - сказала она. Элинор представляла себе главную героиню юной хрупкой темноволосой девушкой. Ho, увидев на кастинге 27-летнюю Дженнифер Грей, Элинор изменила свое мнение – девушка была очень трогательной и пластичной. Актеры идеально смотрелись вместе в кадре. Денег было катастрофически мало и, чтобы не затягивать процесс, старались снимать все с одного дубля. Когда снимали последний танец Джонни и Беби, Патрик Суэйзи неудачно приземлился после прыжка со сцены в зал и повредил колено, однако продолжал танцевать, чтобы не портить удачный дубль. Режиссер восхищался выражением мрачной решимости на лице актера, не догадываясь, что тот еле дышит от боли. Зрители не знали и о том, что после съемок невероятно красивой сцены c «поддержкой» в озере актриса попала в больницу с гипотермией – этот эпизод снимали осенью, и вода была ледяной. Саундтрек к фильму стал платиновым диском, а композиция «Time of my life» получила «Оскар» и «Золотой глобус» в номинации «Лучшая песня». Ha фото Дженнифер Грей и Патрик Суэйзи на премьере фильма «Грязные танцы» (1987) .. Если беспокоят мрачные мысли, верните ум на место и сосредоточьте его на молитве «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», и снова настанут ясные дни. Мрачные мысли приходят от того, что ум мысленно бродит по свету. Преподобный Антоний Оптинский.
    0 комментариев
    2 класса
    Кто не приучится к частой молитве «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная молитва – дар Божий, даруемый Богом испытанному в верности рабу и служителю Его. Святитель Игнатий Кавказский. .. Без ненависти к бесам не открывается слава души. Но, поскольку мы не молимся «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», эта ненависть в нас извращена: мы ненавидим ближнего, презираем его, и эта ненависть закрывает от нас Бога. Преподобный Авва Исайя.
    0 комментариев
    8 классов
    Иконогра́фия – 1) совокупность особенностей, характеризующих иконы того или иного типа (иконография Пресвятой Троицы; иконография Страшного Суда); 2) совокупность утвержденных Церковью правил и норм, которых должен придерживаться иконописец, при написании той или иной православной иконы; 3) (иногда в искусствоведческой литературе) наука, изучающая иконы, историю и обстоятельства формирования христианского искусства. ikonografija – Иконография На чем основываются иконографические образы? Догматической основой иконопочитания являются свидетельства, запечатленные в Священном Писании и Священном Предании. Как известно, догмат о почитании св. икон был утвержден на VII Вселенском Соборе. Догматические основания располагают верующих создавать и правильно чтить священные изображения. При создании же икон иконописцы опираются на особые правила или каноны. Основу тех или иных иконографических образов могут составлять различные источники, среди которых уместно выделить следующие: • Священное Писание, • церковно-исторические произведения, • Жития святых, • патерики, • литургические тексты и даже фотографические изображения (к ним прибегают, положим, при создании образов святых, почивших о Господе в XX в.). Яркой иллюстрацией использования образов из Священного Писания могут служить иконы Страшного Суда. На изображениях этого типа встречаются образы, сюжеты, заимствованные из Евангелия, Откровения Иоанна Богослова, Книги пророка Даниила и др. Церковно-исторические произведения дают основу для воспроизведения на иконах событий из истории Вселенской Церкви. Такого рода образы можно встретить, к примеру, на иконах Вселенских Соборов. Из патериков и Житий святых иконописцы черпают сведения для формирования образов тех или иных святых, для отображения значимых событий их жизни. Содержание литургических текстов может служить источником для изображения сцен и сюжетов, связанных с храмовым богослужением. Наконец, фотографические изображения могут использоваться для создания иконографических образов святых, запечатленных при жизни на фотографических карточках. Цитаты об иконографии «В христианской традиции изобразительное искусство достигло небывалой высоты в связи с тем, что в основе христианства лежит факт воплощения Бога Слова, засвидетельствованный Его образом. Исключительное значение иконографии для христианского искусства обусловлено важностью не только узнаваемости, но и прежде всего догматической достоверности изображения, его соответствия священным текстам, чей смысл Церковь раскрывает и уточняет в ходе своей истории. Теоретической основой христианской иконографии является учение об образе, выработанное в творениях св. отцов в ходе борьбы с иконоборческой ересью. Соотнесенность изображений с текстами Ветхого и Нового Завета, богослужением, произведениями гимнографии, агиографии, гомилетики, с одной стороны, обусловила неизменность некоторых иконографических схем, сохраняющихся с раннехристианского до настоящего времени, с другой – повлекла возникновение новых изобразительных форм как отклик на актуальные богословские проблемы». Н.В. Квливидзе, искусствовед «Пространство и время иконы внеприродны, они не подчинены законам этого мира. Мир на иконе предстает как бы вывернутым, не мы смотрим на него, а он окружает нас, взгляд направлен не извне, а как бы изнутри. Так создается обратная перспектива. Обратной она названа в противоположность прямой, хотя правильнее было бы назвать ее символической. Прямая перспектива (античность, Возрождение, реалистическая живопись XIX века) выстраивает все предметы по мере их удаления в пространстве от большого к малому, точка схода всех линий находится на плоскости картины. Существование этой точки значит не что иное, как конечность тварного мира. В иконе – напротив: по мере удаления от зрителя предметы не уменьшаются, а часто даже и увеличиваются; чем глубже мы входим в пространство иконы, тем шире становится диапазон видения. Мир иконы бесконечен, как бесконечно познание божественного мира. Точка схода всех линий находится не на плоскости иконы, а вне ее, перед иконой, в том месте, где находится созерцающий. А точнее – в сердце созерцающего. Оттуда линии (условные) расходятся, расширяя его видение. Прямая и обратная перспективы выражают противоположные представления о мире. Первая описывает мир природный, другая – мир Божественный. И если в первом случае целью является максимальная иллюзорность, то во втором – предельная условность». И.К. Языкова, искусствовед «Повелевается о измышлениях от неискусных или злокозненных иконников, которые выдумали иконы противныя естеству, истории и самой истинне, каковыя суть: образ мученика Христофора с песиею главою; образ Богородицы с тремя руками; образ Богородицы, болящей при Рождестве Сына Божия и бабы при ней, аки бы ей в неизреченном рождении послужившей; образ Флора и Лавра с лошадьми и конюхами, вымишленными имены нареченными; образ неопалимой купины; образ премудрости Божия в лице некия девицы; образ шестодневного всемирнаго творения Божия, в котором Бога Отца пишут на подушках лежаща, аки человека по трудах почивающа в седьмый день; образ Саваофа в лице мужа престарелого и единороднаго Сына во чреве Его и между ими Духа Святаго в виде голубя; а на иконах святаго Благовещения пишут тогоже де Господа Саваофа от уст дышуща, которое дыхание идет во чрево Пресвятыя Богородицы; паки пишут образ херувима распятаго, а святых Петра, Алексея и Иону Московских чюдотворцев изображают в белых клобуках, каковы при них в России и не были. И не токмо в сем погрешают, но и пропорции не хранят, и пишут образы с великими паче меры человеческия главами и прочия сим подобныя, не по достоинству и не по приличию. Чего для, впредь таких измышленных щудов на поругание святых первообразных лиц и во укорение святые церкви от инославных, не писать, а писать бы чинно и благообразно, и где, кроме Апокалипсических видений, было пишемо изображение Господа Саваофа, там изображать обычайно в верху сияние с начертанием Еврейскими письмены Божия имене, также и четырех Евангелистов в подобии тельца и прочих животных не изображать, понеже при таком тельца изображении обретается литеральное именование Агнос (то есть святый) Лука, и при прочих тому подобное, чему быть зело неприлично есть, ибо образа паче истины почитати не подобает, как то о подобном сему изображении в правиле 6-го Вселенскаго собора 82-м ясно показано: не напиши агнца во образе Христа, но того самаго; в толковании же того правила изъявлено: не подобает агнца на честных иконах писати перстом Предтечевым показуема, но самаго Христа Бога нашего по человеческому образу написывати». Указ Святейшего Синода о недопустимых изображениях (от 21 мая 1722 г.)
    0 комментариев
    5 классов
    Блудная страсть в церковном сознании всегда считалась одной из самых опасных и труднопреодолимых страстей. В древней Церкви блуд был одним из трех наиболее тяжких грехов (два других – отречение от Христа и убийство), которые требовали от христианина пожизненного покаяния. В повествовании блаженной Феодоры говорится о трех мытарствах (из двадцати), относящихся к преступлениям, связанным с этой страстью. Блудная страсть в современном мире Отношение современного человека к страсти блуда в подавляющем большинстве случаев не просто снисходительное, а скорее – весьма и весьма положительное, доходящее до восторженного. Не являются редкостью случаи, когда кто-то считает удовлетворение блудной страсти смыслом своей жизни. Впрочем, подобное отношение встречалось во все времена даже и в христианском обществе. Вот как преподобная Мария Египетская описывала святому Зосиме свою жизнь до покаяния: «Около семнадцати лет, прости, прожила я, будучи как бы костром всенародного разврата, вовсе не ради корысти, говорю истинную правду… Это было для меня жизнью, жизнью почитала я всяческое поругание природы»[1]. Но различие заключается в том, что если в прежние времена такое поведение было позорным исключением, то сейчас все больше людей принимает его как норму жизни. Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд Изгнание Адама и Евы из рая Священное Писание и святые отцы о страсти блуда В состояние, которое сделало возможным блудную страсть, человечество впало после прародительского преступления: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3:7). То есть стыд наготы Адам и Ева почувствовали, только отступив от Бога: «Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, они ощущают и чувственную наготу, чтобы из охватившего их стыда вполне поняли, в какую бездну низвело их преступление Владычной заповеди»[2]. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что одеждою первозданных людей была Божественная благодать: «В самом деле, доселе они наслаждались такою свободою, и даже не знали, что были наги (они и не были наги, потому что их лучше всякой одежды покрывала вышняя слава), после же вкушения, т.е. после преступления заповеди, они дошли до такого унижения, что, не перенося стыда, стали уже искать покрывала. Учиненное ими преступление заповеди сняло (с них) ту чудную и необыкновенную одежду, то есть (одежду) славы и вышнего благоволения, которою они были облечены, и в то же время возбудило в них чувство наготы, и покрыло их невыразимым стыдом»[3]. Существует устойчивое мнение, что первородное преступление было связано с супружескими отношениями, без которых невозможно продолжение человеческого рода. Отсюда вывод: не будь грехопадения, не было бы и рождения детей. Но если мы внимательно отнесемся к библейскому повествованию, то увидим, что заповедь «плодиться и размножаться» дана людям до грехопадения: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:27-28). Из приведенной цитаты понятно, что рождение детей никак не связано с нарушением запрета вкушать от дерева познания добра и зла. Впрочем, у некоторых святых отцов мы находим мысль, что в случае, если бы Адам и Ева сохранили божественную заповедь, умножение человеческого рода совершилось бы, но неким иным образом. Идеи такого рода есть, к примеру, у святителя Григория Нисского и преподобного Максима Исповедника. Блаженный Августин считал, что с грехопадением в человечестве изменился не сам способ размножения, но отношение к этому способу по причине того, что телесные движения вышли из-под контроля человека. В падшем состоянии душа во многом теряет власть над телом, которое теперь навязывает бывшей госпоже свои устремления: «Как только произошло нарушение заповеди, тотчас же они, лишившись Божественной благодати, устыдились наготы своих тел. Поэтому листьями смоковницы, может быть, первыми, попавшимися им при их смущении, они покрыли срамные члены, которые хотя и прежде были такими же членами, но не были срамными. Они почувствовали новое движение в своей неповинующейся плоти, как бы прямое возмездие за свое неповиновение. Ибо, найдя превратное удовольствие в собственной свободе и отвергнув служение Богу, душа лишилась прежнего повиновения со стороны тела. Так как она по собственной воле оставила высочайшего Господа, то не смогла удержать под своей волей низшего слугу и никоим образом не могла уже иметь плоть в подчинении себе, как всегда могла бы иметь ее, если бы сама осталась в подчинении Богу. Ибо тогда плоть начала противоборствовать духу. С этой борьбой мы рождаемся, имея в себе начало смерти и нося в своих членах и в испорченной природе противоборство ее или победу как следствие первого преступления»[4]. Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд Вавилонская блудница Естественное положительное отношение к лицам противоположного пола еще не является настроением, с которым необходимо вести непримиримую борьбу. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сочувствие к женам положено в естестве нашем. Потому, думается, что, когда не тошнит при виде жен, а бывает нечто противное, то тут еще нет грешного ничего. Грех начинается от во еже похотети»[5]. Влечение к противоположному полу, беря свое начало в божественной заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), в падшей человеческой природе становится силой, которая с трудом удерживается в соблюдении другой заповеди – хранении супругами верности друг другу («не прелюбодействуй» (Исх. 20:14)). Она включает в себя запрет и на все остальные формы блуда. В исполнении этой заповеди мы можем увидеть образ верности служения Единому Богу. Не случайно в Священном Писании идолослужение часто называется блудом. Так, в книге пророка Иезекииля народ израильский, поклоняющийся идолам, изображается в образе блудницы, о которой говорится от Лица Бога: И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними (Иез. 16:17). И в книге Откровение святого апостола Иоанна Богослова суд над царством антихриста изображается как «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1-2). Апостол Павел уподобляет отношения Христа и Церкви отношениям между супругами: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31-32). Семья – малая церковь, и супружеская измена, как и любой блуд, становятся изменой Богу и его заповедям. Не очищенный соответствующим покаянием блудный грех становится непреодолимой преградой на пути в Небесное Царство: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9-10). Как видим, апостол Павел также ставит блудные грехи рядом с идолослужением. Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд «Благословение новобрачных». Паскаль Даньян-Бувре Определение страсти блуда и ее причины Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что под блудной страстью в христианской традиции подразумевается состояние, находясь в котором, человек устремлен на получение удовольствия вне законного брака от физических способностей, данных ему для создания брачного союза. Среди основных страстей, предшествующей страсти блуда, святые отцы называют чревоугодие, уныние и гордость. Причины страсти блуда: чревоугодие Ближайшей причиной блудных помыслов является страсть, предшествующая блуду в обычном порядке перечисления восьми главный страстей – чревоугодие. Его действие особенно сильно, если оно связано с винопитием, о чем особо говорит апостол Павел: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом (Еф. 5:18). Преподобный Иоанн Лествичник так описывает порядок действия нечистых духов, стоящих за каждой страстью: «По пресыщении нашем, сей нечистый дух отходит, и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: “Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться”»[6]. Причины страсти блуда: уныние Если действие чревоугодия в качестве одной из главных причин развития блудной страсти нам более-менее понятно, то связь уныния с блудом не столь явна и имеет на первый взгляд парадоксальный характер. Но святые отцы говорят об этом вполне определенно: «Узнал я, – открывает нам прп. Иоанн, – что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь»[7]. Тем не менее, психологическая закономерность здесь налицо. Дело в том, что страсть уныния проявляется двояко – как отвращение к молитве, труду и добродетели и как устремленность к развлечениям. Поскольку блуд является существенной (а для многих и главной) составляющей огромного, все расширяющегося ассортимента развлечений, то рассматриваемая в этом аспекте связь уныния и блуда становится более понятной. Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд «Тщеславие». Джон Уильям Уотерхаус Причины страсти блуда: гордость В случае с гордостью можно сказать, что одержимость блудной страстью носит педагогический характер. Как говорится, гордость от людей не лечится. Гордый человек совершенно невосприимчив к критике. Эта невосприимчивость является неотъемлемой принадлежностью превозношения. Человек, ощущающий себя выше всех, не допускает мысли, что он может быть в чем-то неправ. Поэтому любой, кто дерзнет ему сказать нечто противоречащее собственному мнению гордеца, будет презрен и унижен. И лишь обстоятельства жизни способны помочь человеку избавиться от гордости, а для начала – хотя бы понять, сколь губительно это состояние. В этом отношении блудные грехи способны весьма наглядно показать бездну падения, в которую нас затягивают гордость и тщеславие. Преподобный Исаак Сирин среди искушений, бывающих «по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостью Божиею и оскорбляют гордостью своею Божию благость», называет и «жгучее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения»[8]. Преподобный авва Исаия обобщает основные причины блуда следующим образом: «От пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения… Ибо страсти подобны цепям, связанным звеньями»[9]. Если понимать названные здесь празднословие, многоспание и украшение себя одеждами как формы проявления страсти уныния, то можно сказать, что высказывание аввы Исайи вполне согласовывается с представленной выше схемой. Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд «Жена Потифара». Филипп Вейт Виды блуда Виды блуда согласно мытарствам блаженной Феодоры Блуд – очень распространенный грех. Согласно свидетельству блаженной Феодоры, на мытарствах истязаются блудные грехи, которые можно обозначить следующими терминами: блуд, прелюбодеяние и извращения. Бесы этих мытарств хвалились, что именно они преграждают доступ на небо большинству душ: «Мы одни, – говорили они, – более всех других мытарей воздушных пополняем число низвергнутых на дно ада, которые таким образом как бы вступают в родство с нами, подвергаясь одинаковой с нами участи»[10]. Под блудом здесь подразумеваются «всякое любодеяние, всякая блудная мысль и мечтание, а также страстные прикосновения и любострастные осязания». Такого рода действия называются блудом в случае, если они совершаются людьми, не связанными узами брака. Если те же действия относятся к людям, состоящем в супружестве, они называются прелюбодеянием. На этом мытарстве «истязуются грехи живущих в супружестве и не соблюдающих супружеской верности, но оскверняющих свое ложе, а также всевозможные похищения девственниц с целью растления их и всякие блудодейственные насилия. Здесь же истязуются падения и тех, кто посвятил себя Богу и дал обет соблюдать жизнь свою в чистоте и девстве, но потом не сдержал этого обета». То есть, монах, создавший семью, также становится виновным в прелюбодеянии. Извращения, которые испытываются на мытарстве содомских грехов, получают все большее распространение в современном обществе, а именно – «противоестественные грехи мужчин и женщин, мужеложство и скотоложство, кровосмешение и иные тайные грехи, о которых стыдно и вспоминать»[11]. «Просвещенному» европейцу, взращённому в рамках гуманистического (а теперь уже и – трансгуманистического) мировоззрения, было бы полезно напомнить о церковной оценке содомских грехов, которую емко выразил святитель Иоанн Златоуст: «Я утверждаю, что эти (мужеложники) хуже убийц… Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. И впадающие в него, если бы сознавали совершаемое, приняли бы бесчисленные смерти, чтобы только не подвергаться этому греху»[12]. Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд «Разрушение Содома и Гоморры». Джон Мартин Виды блуда по писаниям преподобных Иоанна Кассиана Римлянина и Макария Великого Согласно писаний преподобного Иоанна Кассиана Римлянина есть три вида блудного греха: «через смешение одного пола с другим»; «без смешения с женщиною, за который от Господа был поражен Онан, сын Патриарха Иуды (Быт. 38:9, 10), и который в Писании называется нечистотою»; «третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28). Преподобный указывает на евангельский текст, подтверждающий предложенное тройственное различение блудных грехов: «Эти три вида блаженный апостол указал в следующем стихе: «умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, похоть» и проч. (Кол. 3:5)[13]. Преподобный Макарий Великий различал всего два вида блудных грехов: блуд духовный; блуд телесный. Таким образом, преподобный Макарий разделяет все виды блуда на внешний и внутренний. Причем, внутренний – «духовный» блуд – преподобный представляет, как непосредственную связь с сатаной, что близко библейскому представлению об идолослужении как о форме блуда: «А если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое… И написано: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова в сердце своем (Мф. 5:28). Ибо есть блуд, совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающей в общение с сатаною. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою или демонов, или Бога и Ангелов, и, прелюбодействуя с диаволом, делается уже неблагопотребной для небесного Жениха»[14]. Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд Действие страсти и ее последствия Блудная страсть делает человека совершенно неспособным к жизни христианской. Она помрачает ум, оскверняет чувства и извращает волю. Реализация этой страсти на деле умерщвляет душу: «Авва Матой рассказывал: “Пришел ко мне брат и говорил, что злословие хуже блудаˮ. На это авва заметил: “Жестоко слово твое!ˮ Брат спросил его: “А тебе как кажется это дело?ˮ Старец отвечал: “Хотя злословие худо, но скоро врачуется. Злословящий часто раскаивается и говорит: худо я сделал. Но любодеяние – естественная смертьˮ»[15]. По этой причине борьба со страстью блуда является необходимой составляющей жизни христианина. Обладание этой страстью лишает надежды на рай, даже если человек старается при этом исполнить другие добродетели. В Прологе под 12 (15) августа изложена весьма поучительная в этом смысле история: «Жил некогда в Царьграде один человек, весьма славный и богатый и милостивый к бедным: но в нем был один порок: он всю жизнь свою провел в грехе прелюбодеяния и в старости без покаяния в этом грехе скончался. После его смерти у патриарха Германа с его епископами о душе умершего произошел спор. Одни говорили, что умерший спасен, ибо написано, что «избавление мужу есть его богатство», а другие, напротив, говорили, что умерший погиб, потому что сказано: «в чем застану, в том и сужу». После этого патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об умершем Богу, чтобы Он открыл загробную его участь. И в это время Господь открыл одному затворнику, ГДЕ пребывает душа та. Затворник этот призвал патриарха и, при всем народе, сказал ему: «В эту ночь, во время молитвы, я увидел некоторое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой – огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между же раем и среди страшного пламени стоял привязанным умерший муж и громко стонал, взирая же к раю, горько рыдал. И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: «Что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милостыни, ты от муки избавлен; а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты рая блаженного». Слыша это, патриарх и бывшие с ним, одержимые страхом, сказали: «Правду говорил апостол: “бегайте блуда”. И что теперь скажут говорившие: “если мы и блуд творим, но зато милостынею своей будем избавлены от наказания за него?”» Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит дающему серебро, подаваемое им нечистою рукою и с душою нераскаянною»[16].
    0 комментариев
    2 класса
    Когда совершается Таинство Миропомазания? Когда и кем было установлено это Таинство? Действие Таинства Может ли это Таинство быть повторено? Является ли помазание миром на царство повторением Таинства Миропомазания? Почему обращающийся от отступничества только помазывается миром, но не перекрещивается? Кратко о миропомазании Цитаты о миропомазании содержание Миропома́зание – это Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела подаются особые дары Святого Духа, для укрепления его в духовной жизни, на его христианском пути. miropomazanie – Миропомазание Когда совершается Таинство Миропомазания? Таинство Миропомазания совершается обычно непосредственно после Таинства Крещения, как бы, условно, составляя с ним один богослужебный чин. Церковные каноны говорят об этом следующее: «Подобает просвещаемым по крещении быти помазуемым помазанием небесным, и быти причастниками царствия Божия» (48-е правило Лаодикийского собора). Когда и кем было установлено это Таинство? Установление Таинства восходит ко временам апостолов. В то время каждый вновь крещёный получал дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа. В книге Деяний рассказывается, как апостолы Петр и Иоанн возложили руки на самарян, для того чтобы они приняли Святого Духа, «ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (Деян.8:16). Сошествие Святого Духа иногда сопровождалось явными и ощутимыми действиями благодати: люди получали дар говорить на незнакомых языках, пророчествовать, творить чудеса, подобному тому, как это было с апостолами в день Пятидесятницы. Впоследствии, когда желающих стать христианами стало очень много из-за того, что епископ не мог лично встретиться с каждым новокрещеным, возложение рук было заменено помазанием святым миром и стало преподаваться пресвитерами. Действие Таинства В Таинстве Крещения человек омывается Божественной благодатью от первородного греха (хронического греховного повреждения) и от личных грехов, а в Таинстве Миропомазания человек получает от Бога силу (благодать) для христианской жизни, исполнения Заповедей. В Таинстве Миропомазания подается Божественная благодать для нашего духовного возрастания, приобщает человека к жизни Церкви и делает возможным полноценное христианское участие человека в других Таинствах. «Во-первых, как через Крещение мы возрождаемся, так через помазание святым миром мы делаемся причастниками Святого Духа, утверждаемся в вере Господней и возрастаем в Божественной благодати, по словам Апостола: «Он спас нас чрез омовение возрождения и обновления Духом Святым, Которого Он излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего" (Тит.3:5-6). Во-вторых, силой Святого Духа мы становимся настолько твердыми и крепкими, что духовный враг не может нанести никакого вреда нашей душе» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105). Свт. Иннокентий Херсонский так объясняет смысл Таинства: «В Крещении человек начинает жить, но младенец только живет, без правильной деятельности. То же был бы и христианин при одном Крещении; для этого установлено Богом Миропомазание, через которое сообщается крещеному сила действовать и вместе с тем дается правильное направление его действиям». Помазание частей тела сопровождается словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Согласно «Пространному христианскому катехизису», «помазание чела означает освящение ума, или мыслей. Помазание персей – освящение сердца, или желаний. Помазание очей, ушей и уст – освящение чувств. Помазание рук и ног – освящение дел и всего поведения христианина». miropomazanie 2 – Миропомазание Может ли это Таинство быть повторено? Согласно указанию Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, «это Таинство не может быть повторено снова, кроме как над теми, кто, отрекшись от имени Христа, вернется [к исповеданию истинной веры]» (Православное исповедание. Ч. 1, вопрос 105). Также оно совершается над лицами, присоединяющимися к Церкви из еретических обществ, не имеющих апостольского преемства рукоположений, в соответствии с одним из способов их присоединения. См. Присоединение к Православной Церкви. Является ли помазание миром на царство повторением Таинства Миропомазания? Данный обычай не является повторением или «усилением» Таинства Миропомазания. Он возник в православной традиции в Византийской империи в Средневековье, под латинским влиянием, в подражание ветхозаветному обычаю помазания царей маслом. Только на Руси чинопоследование включило в себя обычное для Таинства Миропомазания упоминание «печати дара Духа Святаго». Почему обращающийся от отступничества только помазывается миром, но не перекрещивается? По словам свт. Симеона Солунского, «крещение сообщает человеку бытие о Христе, а миро – жизнь, согласную с волею Христа, дыхание, святыню и запечатление. И, как умным силам – Ангелам первоначально дано было бытие и безсмертие, некоторые же из них пали, и, хотя по своей невещественной природе живут, но живут не по Бозе и не имеют в себе ни чистоты, ни божественной печати, ни богоподобия, ни благодати, будучи врагами Божиими, сосудами тьмы и чуждыми Богу: так бывает и с людьми. В крещении они получают благодать воскресения Христова и нетления, и облекаются во Христа, а в миропомазании получают Его освящение и печать Духа. Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, во время оно воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давид, после своего греха, и чрез покаяние получил. »И дух прав, – говорил он, – обнови во утробе моей" (Пс.50:12). Но крещения мы не повторяем: потому что оно – одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы». Кратко о миропомазании 1. Миропомазание – таинство, при котором через помазание (при помазании) определенных частей тела (крещеного) человека священным миром на него низводятся Дары Святого Духа для укрепления его в жизни духовной. 2. Преподание благодатных даров, совершавшееся во времена земной жизни апостолов через возложение рук на крещеных (Деян.8:12-17; Деян.19:5-6) (в первые времена руки возлагали сами апостолы) ныне осуществляется в Таинстве Миропомазания. Переход к практике помазания миром был связан с тем, что с увеличением количества принимавших Крещение людей для епископов стало крайне затруднительно лично возлагать руки на каждого новокрёщенного. Так появилась практика освящения епископом святого мира с последующим распределением его по всем храмам. 3. Миропомазание совершается над человеком один раз в жизни – как правило, непосредственно после Таинства Крещения, в соответствии с апостольской практикой возложения рук сразу после совершения крещения (Деян.19:5-6). 4. Преподаваемая в Таинстве Миропомазания благодать Божия действует на верующего, в продолжении его земной жизни, в соответствии со свободой его произволения. 5. Приняв Крещение и получив Дары Святого Духа в Таинстве Миропомазания, человек обретает возможность стать полноценным членом Церкви. 6. Миро представляет собой сложное по составу вещество. При его изготовлении используются растительные масла, травы, благовонные смолы. Исходя из догматического учения Церкви, освящать миро может только представитель епископской степени священства. В современной практике правом приготовлять миро обладает глава автокефальной Церкви. 7. В Таинстве Миропомазания священник помазывает лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги новообращенного особым веществом – святым миром. При этом произносятся слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». 8. Святые Отцы Церкви ставят самое слово «христиане» в тесную связь с принятием ими помазания миром (c Миропомазанием). «Сподобившись этого святого Миропомазания, вы именуетесь христианами, оправдывая это имя возрождением. Ибо прежде, чем сподобились этой благодати, вы не были в подлинном смысле достойными и этого именования, но только приближались к тому, чтобы стать христианами», – пишет святой Кирилл Иерусалимский. 9. Выражение «Одним миром мазаны» изначально указывало на особое духовное родство и означало, что христиане исповедуют одну веру, принадлежат к единой Церкви, и только со временем приобрело иной, негативный, оттенок. 10. Практиковавшийся ранее обряд помазания на царство не следует путать с Таинством Миропомазания. Цитаты о миропомазании «Имя Христа значит помазанника, – имя приличное, приятное и отнюдь не заслуживающее насмешки… Мы потому называемся христианами, что помазываемся Божественным елеем». свт. Феофил Антиохийский «Это Таинство в прежние времена сообщало крещаемым дарования исцелений и пророчества и языков и тому подобное, что для всех людей служило ясным доказательством превосходящей силы Христовой. Ибо в них была нужда, когда утверждалось и установлялось благочестие. И ныне то же бывает с некоторыми, то же сказано и о прежнем, и о будущем: и демонов изгоняли они и от болезни освобождали одною молитвою и не во время жизни только, но и умершие уже могли совершать подобное, поскольку духовная сила не оставляет и почивших блаженных. А что сообщает миро каждому из христиан и к чему удобно всякое время – это есть дар благочестия и молитвы и любви и целомудрия и иного, что благопотребно для приемлющих. Если же сие чуждо многим из христиан и сокрыто от них, не знают они, есть ли Дух Святой, это оттого, что они получили Таинство в раннем возрасте и приняли дары его бессознательно и, когда пришли в возраст, обратились к чему не должно и ослепили око души». праведный Николай Кавасила
    0 комментариев
    11 классов
Фильтр
  • Класс
  • Класс
Показать ещё