Блудная страсть в церковном сознании всегда считалась одной из самых опасных и труднопреодолимых страстей. В древней Церкви блуд был одним из трех наиболее тяжких грехов (два других – отречение от Христа и убийство), которые требовали от христианина пожизненного покаяния. В повествовании блаженной Феодоры говорится о трех мытарствах (из двадцати), относящихся к преступлениям, связанным с этой страстью.
Блудная страсть в современном мире
Отношение современного человека к страсти блуда в подавляющем большинстве случаев не просто снисходительное, а скорее – весьма и весьма положительное, доходящее до восторженного. Не являются редкостью случаи, когда кто-то считает удовлетворение блудной страсти смыслом своей жизни. Впрочем, подобное отношение встречалось во все времена даже и в христианском обществе. Вот как преподобная Мария Египетская описывала святому Зосиме свою жизнь до покаяния: «Около семнадцати лет, прости, прожила я, будучи как бы костром всенародного разврата, вовсе не ради корысти, говорю истинную правду… Это было для меня жизнью, жизнью почитала я всяческое поругание природы»[1]. Но различие заключается в том, что если в прежние времена такое поведение было позорным исключением, то сейчас все больше людей принимает его как норму жизни.
Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд
Изгнание Адама и Евы из рая
Священное Писание и святые отцы о страсти блуда
В состояние, которое сделало возможным блудную страсть, человечество впало после прародительского преступления: И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания (Быт. 3:7). То есть стыд наготы Адам и Ева почувствовали, только отступив от Бога: «Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, они ощущают и чувственную наготу, чтобы из охватившего их стыда вполне поняли, в какую бездну низвело их преступление Владычной заповеди»[2].
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что одеждою первозданных людей была Божественная благодать: «В самом деле, доселе они наслаждались такою свободою, и даже не знали, что были наги (они и не были наги, потому что их лучше всякой одежды покрывала вышняя слава), после же вкушения, т.е. после преступления заповеди, они дошли до такого унижения, что, не перенося стыда, стали уже искать покрывала. Учиненное ими преступление заповеди сняло (с них) ту чудную и необыкновенную одежду, то есть (одежду) славы и вышнего благоволения, которою они были облечены, и в то же время возбудило в них чувство наготы, и покрыло их невыразимым стыдом»[3].
Существует устойчивое мнение, что первородное преступление было связано с супружескими отношениями, без которых невозможно продолжение человеческого рода. Отсюда вывод: не будь грехопадения, не было бы и рождения детей. Но если мы внимательно отнесемся к библейскому повествованию, то увидим, что заповедь «плодиться и размножаться» дана людям до грехопадения: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт. 1:27-28). Из приведенной цитаты понятно, что рождение детей никак не связано с нарушением запрета вкушать от дерева познания добра и зла.
Впрочем, у некоторых святых отцов мы находим мысль, что в случае, если бы Адам и Ева сохранили божественную заповедь, умножение человеческого рода совершилось бы, но неким иным образом. Идеи такого рода есть, к примеру, у святителя Григория Нисского и преподобного Максима Исповедника. Блаженный Августин считал, что с грехопадением в человечестве изменился не сам способ размножения, но отношение к этому способу по причине того, что телесные движения вышли из-под контроля человека. В падшем состоянии душа во многом теряет власть над телом, которое теперь навязывает бывшей госпоже свои устремления: «Как только произошло нарушение заповеди, тотчас же они, лишившись Божественной благодати, устыдились наготы своих тел. Поэтому листьями смоковницы, может быть, первыми, попавшимися им при их смущении, они покрыли срамные члены, которые хотя и прежде были такими же членами, но не были срамными. Они почувствовали новое движение в своей неповинующейся плоти, как бы прямое возмездие за свое неповиновение. Ибо, найдя превратное удовольствие в собственной свободе и отвергнув служение Богу, душа лишилась прежнего повиновения со стороны тела. Так как она по собственной воле оставила высочайшего Господа, то не смогла удержать под своей волей низшего слугу и никоим образом не могла уже иметь плоть в подчинении себе, как всегда могла бы иметь ее, если бы сама осталась в подчинении Богу. Ибо тогда плоть начала противоборствовать духу. С этой борьбой мы рождаемся, имея в себе начало смерти и нося в своих членах и в испорченной природе противоборство ее или победу как следствие первого преступления»[4].
Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд
Вавилонская блудница
Естественное положительное отношение к лицам противоположного пола еще не является настроением, с которым необходимо вести непримиримую борьбу. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сочувствие к женам положено в естестве нашем. Потому, думается, что, когда не тошнит при виде жен, а бывает нечто противное, то тут еще нет грешного ничего. Грех начинается от во еже похотети»[5].
Влечение к противоположному полу, беря свое начало в божественной заповеди «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28), в падшей человеческой природе становится силой, которая с трудом удерживается в соблюдении другой заповеди – хранении супругами верности друг другу («не прелюбодействуй» (Исх. 20:14)). Она включает в себя запрет и на все остальные формы блуда.
В исполнении этой заповеди мы можем увидеть образ верности служения Единому Богу. Не случайно в Священном Писании идолослужение часто называется блудом. Так, в книге пророка Иезекииля народ израильский, поклоняющийся идолам, изображается в образе блудницы, о которой говорится от Лица Бога: И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними (Иез. 16:17). И в книге Откровение святого апостола Иоанна Богослова суд над царством антихриста изображается как «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1-2).
Апостол Павел уподобляет отношения Христа и Церкви отношениям между супругами: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5:31-32). Семья – малая церковь, и супружеская измена, как и любой блуд, становятся изменой Богу и его заповедям. Не очищенный соответствующим покаянием блудный грех становится непреодолимой преградой на пути в Небесное Царство: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9-10). Как видим, апостол Павел также ставит блудные грехи рядом с идолослужением.
Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд
«Благословение новобрачных». Паскаль Даньян-Бувре
Определение страсти блуда и ее причины
Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что под блудной страстью в христианской традиции подразумевается состояние, находясь в котором, человек устремлен на получение удовольствия вне законного брака от физических способностей, данных ему для создания брачного союза.
Среди основных страстей, предшествующей страсти блуда, святые отцы называют чревоугодие, уныние и гордость.
Причины страсти блуда: чревоугодие
Ближайшей причиной блудных помыслов является страсть, предшествующая блуду в обычном порядке перечисления восьми главный страстей – чревоугодие. Его действие особенно сильно, если оно связано с винопитием, о чем особо говорит апостол Павел: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом (Еф. 5:18). Преподобный Иоанн Лествичник так описывает порядок действия нечистых духов, стоящих за каждой страстью: «По пресыщении нашем, сей нечистый дух отходит, и посылает на нас духа блудного; он возвещает ему, в каком состоянии мы остались, и говорит: “Иди, возмути такого-то: чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться”»[6].
Причины страсти блуда: уныние
Если действие чревоугодия в качестве одной из главных причин развития блудной страсти нам более-менее понятно, то связь уныния с блудом не столь явна и имеет на первый взгляд парадоксальный характер. Но святые отцы говорят об этом вполне определенно: «Узнал я, – открывает нам прп. Иоанн, – что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь»[7]. Тем не менее, психологическая закономерность здесь налицо. Дело в том, что страсть уныния проявляется двояко – как отвращение к молитве, труду и добродетели и как устремленность к развлечениям. Поскольку блуд является существенной (а для многих и главной) составляющей огромного, все расширяющегося ассортимента развлечений, то рассматриваемая в этом аспекте связь уныния и блуда становится более понятной.
Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд
«Тщеславие». Джон Уильям Уотерхаус
Причины страсти блуда: гордость
В случае с гордостью можно сказать, что одержимость блудной страстью носит педагогический характер. Как говорится, гордость от людей не лечится. Гордый человек совершенно невосприимчив к критике. Эта невосприимчивость является неотъемлемой принадлежностью превозношения. Человек, ощущающий себя выше всех, не допускает мысли, что он может быть в чем-то неправ. Поэтому любой, кто дерзнет ему сказать нечто противоречащее собственному мнению гордеца, будет презрен и унижен. И лишь обстоятельства жизни способны помочь человеку избавиться от гордости, а для начала – хотя бы понять, сколь губительно это состояние. В этом отношении блудные грехи способны весьма наглядно показать бездну падения, в которую нас затягивают гордость и тщеславие.
Преподобный Исаак Сирин среди искушений, бывающих «по Божию попущению на людей бесстыдных, которые в мыслях своих превозносятся пред благостью Божиею и оскорбляют гордостью своею Божию благость», называет и «жгучее ощущение в себе блудной мысли, попускаемой на них для смирения их превозношения»[8].
Преподобный авва Исаия обобщает основные причины блуда следующим образом: «От пяти страстей усиливается блудная брань: от празднословия, тщеславия, многого сна, от украшения себя одеждами и от пресыщения… Ибо страсти подобны цепям, связанным звеньями»[9]. Если понимать названные здесь празднословие, многоспание и украшение себя одеждами как формы проявления страсти уныния, то можно сказать, что высказывание аввы Исайи вполне согласовывается с представленной выше схемой.
Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд
«Жена Потифара». Филипп Вейт
Виды блуда
Виды блуда согласно мытарствам блаженной Феодоры
Блуд – очень распространенный грех. Согласно свидетельству блаженной Феодоры, на мытарствах истязаются блудные грехи, которые можно обозначить следующими терминами: блуд, прелюбодеяние и извращения.
Бесы этих мытарств хвалились, что именно они преграждают доступ на небо большинству душ: «Мы одни, – говорили они, – более всех других мытарей воздушных пополняем число низвергнутых на дно ада, которые таким образом как бы вступают в родство с нами, подвергаясь одинаковой с нами участи»[10].
Под блудом здесь подразумеваются «всякое любодеяние, всякая блудная мысль и мечтание, а также страстные прикосновения и любострастные осязания». Такого рода действия называются блудом в случае, если они совершаются людьми, не связанными узами брака.
Если те же действия относятся к людям, состоящем в супружестве, они называются прелюбодеянием. На этом мытарстве «истязуются грехи живущих в супружестве и не соблюдающих супружеской верности, но оскверняющих свое ложе, а также всевозможные похищения девственниц с целью растления их и всякие блудодейственные насилия. Здесь же истязуются падения и тех, кто посвятил себя Богу и дал обет соблюдать жизнь свою в чистоте и девстве, но потом не сдержал этого обета». То есть, монах, создавший семью, также становится виновным в прелюбодеянии.
Извращения, которые испытываются на мытарстве содомских грехов, получают все большее распространение в современном обществе, а именно – «противоестественные грехи мужчин и женщин, мужеложство и скотоложство, кровосмешение и иные тайные грехи, о которых стыдно и вспоминать»[11]. «Просвещенному» европейцу, взращённому в рамках гуманистического (а теперь уже и – трансгуманистического) мировоззрения, было бы полезно напомнить о церковной оценке содомских грехов, которую емко выразил святитель Иоанн Златоуст: «Я утверждаю, что эти (мужеложники) хуже убийц… Убийца отторгает душу от тела, а этот губит и душу вместе с телом. Какой ни назови грех, ни один не будет равен этому беззаконию. И впадающие в него, если бы сознавали совершаемое, приняли бы бесчисленные смерти, чтобы только не подвергаться этому греху»[12].
Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд
«Разрушение Содома и Гоморры». Джон Мартин
Виды блуда по писаниям преподобных Иоанна Кассиана Римлянина и Макария Великого
Согласно писаний преподобного Иоанна Кассиана Римлянина есть три вида блудного греха:
«через смешение одного пола с другим»;
«без смешения с женщиною, за который от Господа был поражен Онан, сын Патриарха Иуды (Быт. 38:9, 10), и который в Писании называется нечистотою»;
«третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5:28).
Преподобный указывает на евангельский текст, подтверждающий предложенное тройственное различение блудных грехов: «Эти три вида блаженный апостол указал в следующем стихе: «умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, похоть» и проч. (Кол. 3:5)[13].
Преподобный Макарий Великий различал всего два вида блудных грехов:
блуд духовный;
блуд телесный.
Таким образом, преподобный Макарий разделяет все виды блуда на внешний и внутренний. Причем, внутренний – «духовный» блуд – преподобный представляет, как непосредственную связь с сатаной, что близко библейскому представлению об идолослужении как о форме блуда: «А если видимо соблюдаешь тело свое от растления и блуда, внутренне же ты любодействовал и творил блуд в помыслах своих, то прелюбодей ты пред Богом, и не принесет тебе пользы девственное тело твое… И написано: всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова в сердце своем (Мф. 5:28). Ибо есть блуд, совершаемый телесно, и есть блуд души, вступающей в общение с сатаною. Одна и та же душа бывает сообщницею и сестрою или демонов, или Бога и Ангелов, и, прелюбодействуя с диаволом, делается уже неблагопотребной для небесного Жениха»[14].
Блуд и целомудрие. Часть 1. Блуд
Действие страсти и ее последствия
Блудная страсть делает человека совершенно неспособным к жизни христианской. Она помрачает ум, оскверняет чувства и извращает волю. Реализация этой страсти на деле умерщвляет душу: «Авва Матой рассказывал: “Пришел ко мне брат и говорил, что злословие хуже блудаˮ. На это авва заметил: “Жестоко слово твое!ˮ Брат спросил его: “А тебе как кажется это дело?ˮ Старец отвечал: “Хотя злословие худо, но скоро врачуется. Злословящий часто раскаивается и говорит: худо я сделал. Но любодеяние – естественная смертьˮ»[15].
По этой причине борьба со страстью блуда является необходимой составляющей жизни христианина. Обладание этой страстью лишает надежды на рай, даже если человек старается при этом исполнить другие добродетели. В Прологе под 12 (15) августа изложена весьма поучительная в этом смысле история: «Жил некогда в Царьграде один человек, весьма славный и богатый и милостивый к бедным: но в нем был один порок: он всю жизнь свою провел в грехе прелюбодеяния и в старости без покаяния в этом грехе скончался. После его смерти у патриарха Германа с его епископами о душе умершего произошел спор. Одни говорили, что умерший спасен, ибо написано, что «избавление мужу есть его богатство», а другие, напротив, говорили, что умерший погиб, потому что сказано: «в чем застану, в том и сужу». После этого патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об умершем Богу, чтобы Он открыл загробную его участь. И в это время Господь открыл одному затворнику, ГДЕ пребывает душа та. Затворник этот призвал патриарха и, при всем народе, сказал ему: «В эту ночь, во время молитвы, я увидел некоторое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой – огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между же раем и среди страшного пламени стоял привязанным умерший муж и громко стонал, взирая же к раю, горько рыдал. И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: «Что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милостыни, ты от муки избавлен; а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты рая блаженного». Слыша это, патриарх и бывшие с ним, одержимые страхом, сказали: «Правду говорил апостол: “бегайте блуда”. И что теперь скажут говорившие: “если мы и блуд творим, но зато милостынею своей будем избавлены от наказания за него?”» Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит дающему серебро, подаваемое им нечистою рукою и с душою нераскаянною»[16].