Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Александр Шувалов, Александра Грипас, Священник Павел Сержантов
(10 голосов: 4.6 из 5)
Часть 1
Продолжение беседы
Автор публикаций по православной аскетике, кандидат философских наук, доцент Сретенской духовной академии, клирик московского храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста отец Павел Сержантов и кандидат психологических наук, почетный работник общего образования РФ, психолог ГБУ «Кризисный центр помощи женщинам и детям» Александр Владимирович Шувалов любезно согласились рассказать об эмоциональности и состояниях сердца человека, о влиянии гаджетов на взрослых и детей, о патологиях в эмоциональной сфере и о том, как исправить ситуацию.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
На какие проблемы в отношениях взрослых и детей вы порекомендуете обратить внимание?
Александр Владимирович:
В отечественной культурной традиции есть норма, которая в наше время почему-то оказалась отчасти расстроена, отчасти утеряна. Систематически сталкиваюсь с этой проблемой в профессиональной практике и обращаю на нее внимание родителей. Речь о субординации в отношениях старших и младших, когда старшие в состоянии благоразумно управлять ходом совместной жизни, а младшие адекватно воспринимать реальность своего положения. Когда ребенок научен различать: вот сейчас можно посмеяться, поспорить, поиграть, а теперь взрослый говорит серьезно, и следует его послушать и послушаться. Вне здоровой субординации дети утрачивают восприимчивость к советам, пожеланиям и наставлениям взрослых, что пагубно сказывается не только на их воспитанности, но и на их безопасности и сохранности. Адекватные отношения взрослого и ребенка иерархичны, как бы не убеждали нас в обратном глашатаи секулярного либерализма. Субординация вносит в семейную общность здоровый баланс, ограждая родительско-детские отношения от смуты, потрясений и хаоса. Эту культурную и педагогическую норму стоит реабилитировать. Здоровая субординация не стесняет и не нарушает интересы ребенка, не лишает соразмерной его возможностям свободы и самостоятельности, столь необходимой для взросления. В условиях здоровой субординации меньше конфликтов, а значит и меньше поводов для эмоциональных взрывов и огорчений. Подчеркну: именно здоровой субординации, а не самодурства взрослых.
Отец Павел:
В пятой заповеди закона Моисеева читаем: Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле). Ни в одной заповеди больше не говорится о благополучии и долголетии.
То есть ребенок должен четко понимать, что мама с папой или бабушка – не партнеры?
Александр Владимирович:
Элементы партнёрства допустимы в играх и в общих делах. Дети и родители равны в отношении ценности человеческого достоинства. Но нельзя забывать, что в правовом смысле дети и родители не партнёры: они не равны в плане прав и обязанностей. Взрослый в ответе перед Богом и перед законом, в том числе за жизнь, здоровье и воспитание ребенка. Ребенок возрастает в правах и обязанностях поэтапно. По этой причине ребенку до поры до времени вполне естественно быть у взрослого в послушании.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Наверное, такая норма хорошо усваивается, когда сыновья с детства алтарничают? Они вживую видят, что есть настоятель, есть диаконы.
Александр Владимирович:
Конечно, если родителям удается в семье утвердить и поддерживать подобный уважительный уклад отношений. Если же взрослые в эмоциональном и моральном плане сами раз за разом ведут себя по-детски капризно и двусмысленно, то семейные отношения превращаются в арену противостояния уязвленных самолюбий.
Отец Павел:
По этому поводу уместно вспомнить о наставлении святого праведного Алексия Мечёва (1859-1923), который прозорливо указал на корни многих наших проблем. Полушутя-полусерьезно он говорил своим духовным чадам, что в каждом из нас «два внутренних врага живут – Окаяшка да Яшка». Под «Яшкой» он понимал грех себялюбия и эгоцентризма, наше кичливое и горделивое «я», которое тотчас возмущается, когда его кто волей или неволей задевает, ограничивает или ущемляет; под «Окаяшкой» – бесовский грех неверия и связанную с ним склонность к враждебным поступкам вследствие оторванности от Бога и разобщенности даже с близкими людьми.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Какие варианты обращений с эмоциональными проблемами распространены в сфере психологической помощи?
Александр Владимирович:
Разделю две категории обращений. Первая – это сугубо психологические ситуации, когда человек отягощён проблемой, в отношении которой пока не находит подходящего решения. Испытывает тревогу, волнение, напряжение по-поводу тех или иных жизненных обстоятельств, конфликтов или разногласий в семье, на работе, в насущных делах и отношениях.
Психолог может посодействовать в отреагировании переполняющих человека эмоций, помочь в анализе, оценке и осмыслении обстоятельств проблемной ситуации, в определении условий и предпочтительных способов ее преодоления. По мере исправления ситуации эмоциональная нагрузка отступает, человек успокаивается, расправляет плечи.
В психологии есть понятие «энергетической цены» проблемной или кризисной ситуации. На начальном этапе человек испытывает усталость от одолевающего его эмоционального давления и напряжения. Если он не находит облегчения, а проблема не отступает или усугубляется, то усталость может принимать хроническую форму, перерастать в состояние эмоционального выхолащивания и выгорания. Это уже пограничное или предболезненное состояние нервно-психического истощения. Прогрессируя, истощение может приобретать болезненные формы невроза, депрессии, реактивного расстройства. На этой стадии человек уже нуждается в квалифицированной помощи психиатра и медикаментозном лечении.
Болезненные эмоциональные состояния – это вторая категория обращений?
Александр Владимирович:
Именно так. По ходу психологического консультирования мы можем наблюдать болезненные проявления и выявлять признаки психоэмоциональных расстройств. Видимо имеет смысл упомянуть некоторые из них?
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Пожалуйста…
Александр Владимирович:
Прежде всего, это обращения на фоне депрессивного состояния, о котором сам человек может и не подозревать. Депрессия – проблема многоликая, на протяжении длительного периода она может протекать латентно, то есть без ярко выраженных симптомов, но с общей отрицательной динамикой. В числе ее основных признаков жалобы человека на сниженный фон настроения и потерю вкуса к жизни, пессимистичное вплоть до негативистического восприятие действительности, чувства опустошенности и бессмысленности, хроническую усталость, снижение работоспособности и прокрастинацию, раздражительность и плаксивость. Бывает, что посетители сами иронизируют: «С утра встала, и уже устала» или «Глаза на мокром месте».
Также клиническая картина депрессии может включать замкнутость и закрытость: избегание общения в силу социальной и эмоциональной истощаемости; нарушения сна: бессонница или сонливость, пренебрежение режимом сна, чуткий и прерывистый сон, ранние пробуждения или трудности пробуждения и подъема; проблемы с аппетитом и колебания веса: угнетенный аппетит или компульсивное переедание; проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти; болевые ощущения в теле, снижение иммунитета, нарастание соматических заболеваний. Привычка облегчать эмоциональную хандру алкоголем или психоактивными веществами приводит к формированию алкоголизма или наркомании. В запущенной форме депрессия может провоцировать навязчивые мысли о смерти как о единственно доступном способе прекращения страдания.
Надеюсь, что это доступно для понимания?
Пока доступно, и может послужить читателям пищей для размышления. Продолжайте, пожалуйста…
Александр Владимирович:
Другая распространенная болезненная форма – панические атаки – приступообразные эпизоды угнетающей тревоги или мучительного страха (потерять сознание, умереть от остановки сердца или сойти с ума), которые сопровождаются учащенным сердцебиением, ощущением нехватки воздуха и одышкой, дрожью и болезненными ощущениями в теле, онемением или покалыванием в лице и конечностях, ощущением неестественности, призрачности и искаженности происходящего, повышенным потоотделением и мышечной слабостью, головокружением и предобморочным состоянием. Приступ развивается стремительно, достигает пика за 5-10 минут, длится в среднем до 20 минут, реже дольше – до одного часа. По окончании приступа человек ощущает слабость и чувство опустошения. Симптомы при атаке не поддаются контролю, это деморализует человека, вызывает чувство бессилия и даже отчаяния. Из-за страха ожидания новой панической атаки формируется охранительное поведение – избегание мест и ситуаций, в которых уже происходили приступы.
Панические атаки в течение жизни испытывают до трети людей. Повторяющиеся приступы и формирование охранительного поведения составляют главные признаки панического расстройства. Частота может варьироваться от нескольких эпизодов в год, до ежедневных приступов. Эксперты называют комплекс предпосылок возникновения панических расстройств: врожденную предрасположенность, проблемы медицинского характера, психологические причины, воздействие психоактивных веществ. В каждом конкретном случае в проблеме нужно разбираться с профильным специалистом.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Профильный специалист – это (?) …
Александр Владимирович:
Это врач-психотерапевт или психиатр.
Еще одним болезненным нарушением, которое накладывает отпечаток на настроение, поведение и работоспособность человека, является невроз навязчивых состояний. Еще его называют обсессивно-компульсивным расстройством. ОКР проявляется в навязчивых мыслях и переживаниях (обсессиях), от которых человек безуспешно пытается избавиться с помощью столь же навязчивых и утомительных действий (компульсий). Навязчивые мысли, желания, воспоминания, идеи или фантазии возникают спонтанно или под влиянием какого-либо провоцирующего события – триггера. Они не поддаются управлению или контролю, в буквальном смысле одолевают человека, порождая дискомфорт, чувство опасности, тревогу и страх.
Обсессии (от лат. obsessio – «осада, одержимость») ультимативны: человек начинает испытывать необходимость выполнить определённые действия, чтобы тревожащая мысль отступила. Такие действия называют компульсиями.
Компульсии (от лат. compello – «принуждение») – действия или ритуалы, которые позволяют человеку временно «обезвредить» обсессии и получить паузу для успокоения. Компульсивные действия приостанавливают поток навязчивых мыслей и на некоторое время снижают связанную с ними тревогу. Распространенный вариант компульсии – навязчивое мытье рук, спровоцированное тревожащими мыслями. Или навязчивое перемывание посуды и продуктов перед едой. Навязчивая потребность упорядочивать предметы, поддерживать симметрию вещей и пересчитывать их. Навязчивое опасение пожара заставляет людей с ОКР многократно проверять плиту, утюг и всю прочую технику перед выходом из квартиры. Навязчивая привязанность к вещам приводит к патологическому накопительству и захламлению жилого пространства.
Скованным тревогой людям тяжело принимать решения, особенно сложно справляться с ситуациями множественного выбора. Если в фазе обсессии по каким-либо причинам человек не имеет возможности выполнить компульсивное действие, то он становится беспокойным, раздражительным и даже агрессивным. В тяжёлых и запущенных случаях человек может требовать выполнения ритуалов даже от близких людей, чтобы «успокоить» свою обсессию. Например, надевать вещи только определённого цвета, «чтобы ничего не случилось».
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
И близкие подчиняются?
Александр Владимирович:
А что им остается делать? Они уже усвоили, что если не послушаться, будет только хуже…
Другая неприглядная форма эмоциональных нарушений – дисфория, когда человек подвержен патологической гневливости, легко заводится и плохо контролирует свое поведение в состоянии раздражения.
Дисфория – это состояние болезненно-пониженного настроения (антоним слова «эйфория»), в переводе с греческого означает «терзаться, мучиться, досадовать». Оно может развиваться в двух степенях – легкой и выраженной. При относительно легких формах наблюдаются ворчливость, язвительность, раздражительность. Так, например, может протекать предменструальный синдром у женщин.
Тяжелая дисфория проявляется приливами мрачно-тоскливого настроения, придирчивостью, обидчивостью вплоть до демонстрации неприязни и ожесточения. Может сопровождаться двигательным возбуждением, неконтролируемыми вспышками ярости, попытками физического воздействия на окружающих. На пике возмущения и негодования возникает риск совершения противоправных поступков и инцидентов с причинением вреда. Под влиянием обиды, отчаяния и чувства безысходности в отместку окружающим человек может совершить самоубийство.
Больше всего такие люди досаждают своим близким. Окружающие обычно относят подобное поведение к особенностям характера человека. Может складываться обманчивое впечатление, что настроение и поведение человека является пусть и чрезмерной, но небезосновательной реакцией на обстоятельства, которые он переживает. Однако регулярность и сила дисфорических проявлений указывают на болезненное психоэмоциональное состояние.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Что вы порекомендуете человеку, если он догадывается о наличии у себя болезненной эмоциональности?
Александр Владимирович:
Не откладывая в долгий ящик обратиться к профильному специалисту – психиатру или врачу-психотерапевту. Что, по сути, одно и то же: и в одном и в другом случае – это специалист с базовым психиатрическим образованием.
Зачастую люди не решаются это сделать, испытывая оторопь от слова «психиатрия», опасаясь отнесения себя к категории «душевнобольных», «постановки на учет» и последующей «стигматизации», то есть формирования к себе предвзятого отношения со стороны окружающих. Опасаются, что попадут в зависимость от лекарств. Страшатся поражения в правах и биографических последствий. Как правило, подобные опасения вызваны неосведомленностью человека, надуманы и необоснованны.
В медицине психиатрия традиционно делится на «большую» и «малую». Большая психиатрия занимается изучением, диагностикой и лечением тотальных расстройств и грубых патологий психической сферы. Малая психиатрия занимается изучением, диагностикой и лечением пограничных болезненных состояний, к числу которых и относятся психоэмоциональные расстройства. Их отличительная особенность в том, что они обратимы и поддаются лечению. Таких пациентов на учет не ставят, в правах и свободах не ограничивают и ни к чему не принуждают.
На языке медицины болезненное состояние называется патологией. Корень «патос» в переводе с греческого означает «страдание». В буквальном смысле речь идет о страждущих людях. Эмоциональные нарушения причиняют боль, отнимают силы, деформируют личность, сковывают или наоборот взвинчивают человека. И при этом страдает не только сам человек, но и окружающие его близкие люди.
Одна из задач повседневной работы психолога при выявлении у человека признаков болезненного состояния помочь ему принять верное решение, поддержать и посодействовать в его реализации.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Верное решение – это обратиться к врачу?
Александр Владимирович:
Да, именно так. Эмоциональные расстройства могут носить эпизодический, прогрессирующий или хронический характер. Своевременное обращение к врачу позволяет избежать многих осложнений, положительно влияет на сроки и результативность лечения.
Психологические проблемы часто бывают «спутниками» болезненного состояния. И по мере реабилитации человека средствами фармакотерапии многие из этих проблем исправляются. К другим мы возвращаемся, когда человек восстанавливает ресурсное состояние.
В семинарии изучают психологию, чтобы в приходском служении уметь разбираться в сложных ситуациях и понимать: прихожанин «кошмарит» родных по причине недуга, или «вредничает» в силу своей распущенности?
Отец Павел:
Для этого преподается пастырская психиатрия. Бывают скоропомощные случаи. Например, когда приходит человек в состоянии депрессии, у него суицидальные идеи, а он исповедуется в унынии. Самовосприятие человека искажено. Батюшка, зная азы психиатрии, понимает, что в этом есть признаки болезни. Служитель Церкви в таком случае также прилагает усилия к тому, чтобы страждущий обратился за квалифицированной медицинской помощью.
А если «вредничают»… Как правило, на исповеди люди чувствуют, что в этом есть духовная проблема, признают, что это грех. Иногда за советом обращаются. Например, когда человек сам со своим характером измучился и никак ничего с собой не может поделать, то решается у священника что-то спросить. Душепопечение – это деятельная сторона заповеди «любите друг друга», проявление заботы о человеке в свете евангельского учения. Это – когда человек со своими скорбями и духовными неудачами находится перед Богом вместе с другим человеком. У Церкви есть веками проверенная аскетическая традиция, так что нам с прихожанами есть куда адресоваться.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Возможно, есть какие-то специфические факторы, оказывающие негативное влияние на эмоциональность современного человека?
Александр Владимирович:
Такие причины есть – это привычка праздного времяпровождения с гаджетом или компьютером особенно в вечернее и ночное время, из-за чего сокращается продолжительность сна и страдает его качество. Проблема хронического недосыпания без преувеличения приняла масштабы эпидемии. Под влиянием гаджетов люди стали пренебрегать режимом сна, отдавая предпочтение соблазнам интернет-контента: поиграть в игры, зависнуть в соцсетях, «погуглить» информацию, прицениться на маркетплейсах. Утрата навыка полноценного, здорового сна незамедлительно отражается на самочувствии и настроении человека.
Подобные привычки распространились, в том числе, среди школьников и негативно сказываются на их жизненном тонусе, работоспособности, а в конечном итоге и на общем состоянии здоровья.
Отец Павел:
Сон, в котором нуждается человек, – это дар Божий. Сон дарован нам, чтобы мы могли полноценно восстанавливать силы, быть в меру бодрыми и активными, продуктивно заниматься повседневными делами и не забывали благодарить Бога за Его милость и щедроты.
Злоупотребление гаджетом – типичный пример страстного поведения, которое со временем трансформируется в болезненное состояние гаджет-зависимости. Человек иллюзорно полагает, что он пользуется гаджетом, а на самом деле ситуация уже качественным образом изменилась – теперь гаджет «управляет» человеком и «использует его». Вернее – не сам гаджет, а силы, которые воздействуют на сознание и психику человека из тени этого устройства.
Раньше детей оставляли на воспитание улице, потом телевизору, а теперь планшетам и телефонам – в этом наш изрядный родительский грех.
Александр Владимирович:
Современные термины «цифровое слабоумие» и «информационная псевдодебильность» недвусмысленно характеризуют последствия злоупотребления цифровыми технологиями для детей и взрослых.
Цифровое слабоумие – это снижение интеллектуальных способностей из-за чрезмерного использования гаджетов. Цифровому слабоумию подвержены дети, у которых смартфоны и планшеты вытесняют живое общение, физическую, социальную, познавательную и творческую активность.
Информационная псевдодебильность – состояние деградации мозга вследствие повседневной привычки пассивно употреблять простой и доступный контент, при котором у человека снижается способность к самостоятельному, целенаправленному и творческому мышлению.
Об эмоциональности и сердечности человека. Часть 2
Назовите самые общие рекомендации профилактики эмоционального здоровья?
Александр Владимирович:
Режим сна («8+» и в ночное время), умеренность, как в работе, так и в отдыхе, воздержанность от праздного времяпровождения с гаджетом или компьютером, трезвость, физическая активность, добрые дела и добросердечные отношения.
Отец Павел:
Чистая совесть и добросердечность. Как учил преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».
Получается, что эмоциональность человека и его сердечность – это не одно и то же?
Александр Владимирович:
Между ними есть перекличка и вместе с тем есть существенная разница. Эмоциональность – это движения, колебания, настройки и нестроения на периферии души. Сердечность – это отклик из сакральной глубины человека.
Торжествующие в современном мире культура потребления и индустрия развлечений, дополненные и многократно усиленные цифровыми технологиями, изначально устроены так, чтобы подлавливать людей на их эмоциональности и страстности. Методично, шаг за шагом разжигая очаги страстей, прокладывать мостки к самому сердцу. Опутывая сердце паутиной страстей, завладевать всем человеком. При этом сам человек зачастую остается в неведении, что утрачивает нить и вектор своего главного призвания.
Отец Павел:
Эмоциональность – это всего лишь внешнее, поверхностное проявление внутреннего состояния человека. Изменения прежде должны происходить в самой глубине души – в наших сердцах. Нужно привести в порядок свое сердце, очистить его от страстей и греховных помыслов, и это самым благотворным образом отразится на эмоциональности: успокоит и гармонизирует ее.
В чем главное призвание современного человека?
Отец Павел:
Главное призвание православного христианина – быть с Богом и ныне, и во веки веков.
Александр Владимирович:
Аминь!
Беседовала Александра Грипас