Предыдущая публикация
Исторические очерки

Исторические очерки

20 дек 2023

Поп Гапон .

Романтик или провокатор?
Крайне противоречивая личность, да и документы, в общем, достаточно противоречивы. Здесь очень многое зависит от интерпретации, и от того, какими, на самом деле считать намерения Гапона в тот или иной отрезок времени. Ну, все-таки я бы хотел начать от печки, с того, что Гапон родился в 1870 году. Такой был урожайный год для России. В феврале месяце, и вот как раз 9 января ему еще не исполнилось 35 лет. Так. Почти уже исполнилось, но еще не исполнилось. Гапон был сыном волостного писаря, это достаточно зажиточный человек был и влиятельный в селе в Полтавской губернии. Был с детства религиозен, поступил в Полтавское духовное училище.
Дедушка ему читал там всякие священные книги и он очень впечатлялся, был таким набожным, действительно, мальчиком, и это было по призванию. По призванию, скорее всего, а не потому что, как гласила русская пословица, «поп — золотой сноп».
Причем в училище он вел себя достаточно нестандартно. Он увлекся толстовством, и одно время отказался от стипендии и зарабатывал на жизнь уроками. Ну, и ребенком был таким… мальчиком, подростком достаточно ярким, спорил иногда с учителями, что приводило к некоторым проблемам для последующего трудоустройства. Но, тем не менее, дальше пошла достаточно стандартная, довольно успешная карьера: дьякон, потом священник, женился, горячо любил свою жену — купеческую дочку. Жена через 2 года брака умерла, что, в общем, оказало на Гапона сильное воздействие. Он действительно любил свою жену. И вот в 1898 году 28-летний Гапон приезжает в Петербург, где поступает в Духовную академию. Он был привержен православию, он был человеком, искренне верующим и человеком, который верил, видимо, в действенное христианство.
Удивительно, что Гапон сумел как-то пробиться к Победоносцеву и Саблеру, товарищу, т. е. заместителю обер-прокурора Святейшего Синода и по их протекции был принят в Духовную академию. Но надо сказать, что способностями он выдающимися не отличался. Был сначала на курсе 25-ым, потом 47-ым, по болезни, вроде бы, и по неуспеваемости, по болезни, одно время академию не посещал, лечился. В конце концов, в 1903 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия, т. е. диплом. Ну, как писали в отзыве на его диссертацию, посвященную сравнительному анализу приходов в русской и греческой церквях, что она, в общем, невелика по объему, 70 страниц, носит компилятивный характер. Но, тем не менее, степень присудить можно. Так что у Георгия Аполлоновича было, в общем, полное законченное высшее духовное образование.
Но дело, конечно, не в этом. Если, вообще, имеет какой-то смысл понятие «харизматическая личность» или «харизматический лидер», то вот Гапон, бесспорно, обладал этими качествами и этими свойствами. У него была очень яркая, выразительная внешность, привлекательная, такая грива темных волос, борода, горящие глаза. Он производил неизгладимое впечатление на слушателей, особенно на слушательниц. Был прекрасным оратором, и мог зажечь толпу. Кроме того, это человек, который действительно, и в каких-то частных поступках и по большому счету хотел блага народу. Вот такой эпизод. Однажды к дому Гапона подошел бродяга, который просил каких-нибудь сапог. Гапон сказал прислужнику, чтобы ему отдали штиблеты, его, гапоновские.
Прислужник в ужасе вскричал: «Да, их вчера только купили за 12 рублей!» Это по тем временам большие деньги. «Ну, вот именно этих и отдай», — сказал Гапон. И после этого он несколько месяцев ходил в каких-то дамских туфлях. Вот такой христианский поступок. Гапона обуревали идеи. Он хотел, чтобы были образованы какие-то трудовые колонии, например, из преступников, которые по мере исправления трудом будут переходить в колонии более высокого и более свободного разряда.
Например, он хотел организации каких-то рабочих обществ, организации обществ взаимопомощи и т. д. Служил он, надо сказать, законоучителем и священником в приюте для сирот и для бедных детей, в женском, для девочек, и пользовался среди воспитанниц большой популярностью. Злые языки даже утверждали, что иногда он чересчур много времени проводил в спальнях воспитанниц. Но это уже задним числом и это злые языки. Но, так или иначе, но Гапон, кстати говоря, женился, в конце концов, гражданским браком. Как православный священник он не имел права на повторный брак, он женился, повторяю еще раз, гражданским браком на своей воспитаннице Александре Уздалевой. И, в общем-то, из этой самой школы для девочек, из приюта для девочек был удален.
Вот эта деятельность, эти способности Гапона и его наклонности не остались без внимания, и с ним вступили в контакт, скажем так, деятели Охранного отделения. Но здесь мы должны неизбежно сказать несколько слов об идее полицейского социализма, так называемого, и о деятельности Сергея Васильевича Зубатова, — вероятно, самого талантливого охранника, офицера полиции в тогдашней России. Идея была в том, чтобы создать превентивно рабочие организации для того, чтобы души рабочих не попали, так сказать, в сети революционеров, — некие общества, которые бы дали выход энергии рабочих, их недовольству, их тяги к самоорганизации, и в то же время были под наблюдением полиции, естественно, не таком грубом, прямом, а через определенных людей, через агентов.
И Гапон стал сотрудничать с Зубатовым, а после его удаления, собственно, сотрудничал с другими чинами полиции. Но вот здесь первый вопрос из серии загадочных. Был ли он агентом Охранки или он был искренним человеком, который верил в то, что он делает. И на этот вопрос нет прямого ответа. С одной стороны, бесспорно, что Гапон получал какие-то деньги. Причем, видимо, он получал их из двух источников: от Зубатова первоначально и от тех людей, которые хотели, чтобы Гапон информировал их о деятельности Зубатова, от его врагов в Московском охранном отделении. Но деньги были небольшие. Речь шла о 100 рублях с той и с другой стороны.
Но тоже не маленькие деньги, но если сравнить с окладом настоящего тайного крупного агента вроде Азефа, который на пике своей карьеры получил 1000 рублей, что было равно окладу министра, то, в общем, деньги не очень большие. И Гапон вроде бы эти деньги, получаемые им из такого рода источников, тратил на этих самых рабочих и на организацию их досуга. В 1903 году на полицейские деньги он снял чайную, чайную-читальню, были такие. И, собственно говоря, постепенно стал формировать вокруг себя вот это самое рабочее общество, которое очень скоро было зарегистрировано под названием «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга».
Идея была в том, чтобы создать превентивно рабочие организации для того, чтобы души рабочих не попали, так сказать, в сети революционеров, — некие общества, которые бы дали выход энергии рабочих, их недовольству, их тяги к самоорганизации, и в то же время были под наблюдением полиции, естественно, не таком грубом, прямом, а через определенных людей, через агентов.
И Гапон стал сотрудничать с Зубатовым, а после его удаления, собственно, сотрудничал с другими чинами полиции. Но вот здесь первый вопрос из серии загадочных. Был ли он агентом Охранки или он был искренним человеком, который верил в то, что он делает. И на этот вопрос нет прямого ответа. С одной стороны, бесспорно, что Гапон получал какие-то деньги. Причем, видимо, он получал их из двух источников: от Зубатова первоначально и от тех людей, которые хотели, чтобы Гапон информировал их о деятельности Зубатова, от его врагов в Московском охранном отделении. Но деньги были небольшие. Речь шла о 100 рублях с той и с другой стороны.
Но тоже не маленькие деньги, но если сравнить с окладом настоящего тайного крупного агента вроде Азефа, который на пике своей карьеры получил 1000 рублей, что было равно окладу министра, то, в общем, деньги не очень большие. И Гапон вроде бы эти деньги, получаемые им из такого рода источников, тратил на этих самых рабочих и на организацию их досуга. В 1903 году на полицейские деньги он снял чайную, чайную-читальню, были такие. И, собственно говоря, постепенно стал формировать вокруг себя вот это самое рабочее общество, которое очень скоро было зарегистрировано под названием «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга».
Причем темпы ее роста были потрясающими. От нескольких десятков человек в сентябре 1903 года до 1200 человек в августе 1904-го, а к концу 1904-го-началу 1905-го, по разным данным, от 7 до 10 тысяч человек. Ну, для сравнения, всех всякого сорта революционеров в Петербурге, скажем, в конце 1904-го — начале 1905 года было максимум 500 человек, раздробленных на отдельные кружки.
Это Собрание разрасталось, уже было в Петербурге 10 отделов этого Собрания, и еще 11-ый был в Сестрорецке, и это стало влиятельной силой, большой силой. Причем Гапон выступал в роли защитника рабочих. Он умел договариваться с хозяевами, он умел, был вхож в приемные различных высоких лиц. Петербургский градоначальник, генерал Фуллан говорил речи на открытии тех или иных отделов гапоновского Собрания. В общем, гапоновская организация была сильна, влиятельна и вроде бы шла в правильном направлении, с точки зрения властей. Ну, чем они занимались?
Организовывали лекции, концерты, совместные встречи праздников. Организация была ярко выражено антиинтеллигентская, интеллигентов там не любили и не принимали. Попытки проникнуть туда социал-демократов заканчивались их изгнанием. Но это движение постепенно переходило от таких проблем, как создание кассы взаимопомощи, обсуждение книг, какие-то концерты и празднование Рождества, подарки детям, переходила к более общим вопросам. Неизбежно рабочие, которые не имели в то время в России никаких легальных организаций для защиты своих прав, приходили к мысли о том, что такая организация им нужна. Кроме того, ведь эта деятельность Собрания фабрично-заводских рабочих, она, в общем, носила, скорее, такой культурологический характер, чем характер защиты реальных прав и интересов рабочих. И вот Гапон, с какого-то момента, похоже на то, сошел с той колеи, которая была ему предначертана свыше, да, и видимо, и не собирался в этой колее все время находиться. Гапон видел себя как вождя и защитника этих самых рабочих. Да, и сами рабочие, по крайней мере, некоторые их лидеры подталкивали Гапона к другого рода деятельности. И если до поры до времени гапоновская деятельность была вполне успешной, то в самом конце декабря 1904 года нашла коса на камень. На Путиловском заводе уволили 4 рабочих, Гапон требовал их восстановить, их не восстановили. Возник острый конфликт, и постепенно и очень быстро стала созревать идея забастовки, а потом и шествия с целью подачи петиции о нуждах рабочего народа.
Петиция вряд ли могла найти отклик. Да, сама петиция, кстати говоря, была написана только 7 января, были там те или иные требования формулированы, а текст петиции в окончательном виде, это сейчас 3 страницы такого убористого шрифта через 1 интервал с множеством требований довольно детальных, окончательно она была отредактирована Гапоном и частью написана 7 января.
Вот когда потребовалось формулировать требования, там обратились и к интеллигентам. Там, видимо, принимали участие в написании части петиции Василий Богучарский, Тан-Богораз, известный писатель-этнограф, в прошлом народоволец, некоторые другие, но повторяю еще раз, большая часть и самая выразительная часть текста петиции принадлежит, бесспорно, самому Гапону. Началась забастовка. Сначала Путиловский завод забастовал, потом к нему присоединились ряд других заводов, в том числе, казенных и военных. А напоминаю, шла война. И был такой эпизод, когда рабочие фарфорового завода казенного, одного из крупнейших заводов, их делегат сказал, что они не хотят бастовать, отказываются. Гапон пригрозил, что придут тысячи человек и заставят вас бастовать, и завод встал, мгновенно. В начале января в Петербурге бастовало 106 тысяч рабочих.
Итак, власти напуганы. Вводится в Петербурге военное положение, потом отменяется, но войска, тем не менее, стягиваются. Гапон на свободе, он ищет сам выход из этого положения и видит его в манифестации, подаче петиции царю. Царь ее принимает и, в общем, как бы напряжение спадает. Таков был, видимо, план Гапона. План властей был не очень понятен, но в целом не допустить чего-то страшного и непонятного, тем более что власти подозревают здесь какой-то заговор революционеров, либералов и еще Бог знает, кого.
Стягиваются и пехота, и кавалерия: больше 20 эскадронов кавалерии и 800 казаков, командует Великий князь Владимир Александрович, дядя царя. И вот 7 января Гапон пишет петицию, кроме целого ряда требований конкретных от бесплатного образования до Учредительного собрания, здесь текст написанный вот таким, знаете, в стиле церковной проповеди в стиле Григория Богослова, я цитирую: «Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по виду, только по наружности.
В действительности же за нами, равно как и за всем русским народом не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры по улучшению нашего положения. Нас поработили и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели. Мы — рабочие и народ не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят.
Государь, разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь?» 7 же января Гапон встречается с министром юстиции, Муравьевым. Тот ему говорит: «Но вы же хотите ограничить самодержавие». «Да, — говорит Гапон, — это во благо царя. Если он это сам сделает, созовет хотя бы народных представителей, простит политических преступников, то тогда он будет всеми славен и не будет кровавой борьбы, кровавой революции». «Я приму необходимые меры», — говорит Муравьев. Поразительно, что именно это, что казалось немыслимым Муравьеву и всем другим, царь сделал ровно 10 месяцев и 10 дней спустя.
Но до этого была большая кровь, а после этого была еще большая кровь. Поразительно, что рабочие рассматривали шествие к Зимнему дворцу как одно из средств борьбы с чиновниками. Вот 9 января утром один из пожилых рабочих на Васильевском острове говорит, обращаясь к толпе: «Вы знаете, зачем мы идем, мы идем к царю за правдой. Невмоготу нам стало жить. Помните ли вы Минина, который обратился к народу, чтобы спасти Русь? Но от кого? От поляков. Теперь мы должны спасти Русь от чиновников, под гнетом которых страдаем». Итак, 9 января пошли к Зимнему дворцу. В 12 часов дня Гапон отслужил молебен во здравие царя на Путиловском заводе, и двинулись.
Гапон заранее сказал, он писал и министру внутренних дел, и императору о том, что народ придет к двум часам на Дворцовую площадь с тем, чтобы вручить эту петицию царю, что они будут вести себя смирно и что никакого беспорядка не предполагается. В эти дни, поразительно, в Петербурге не было никаких происшествий. Причем многие понимали, что, может быть, идут на смерть, потому что количество войск было огромным в городе. Этого не могли не замечать.
И один из рабочих пишет, Иван Васильев, жене: «Нюша, если я не вернусь и не буду жив, то, Нюша, ты не плачь, как-нибудь первое время проживешь, а потом поступи на фабрику и работай, расти Ванюру и говори ему, что я погиб мученической смертью за свободу и счастье народа. Я погиб, если это будет верно, и за наше счастье». Это был телохранитель Гапона Иван Васильев, который был убит первым же залпом. Это письмо оказалось пророческим. Толпа двинулась на Дворцовую площадь, около мостов и других важных пунктов их встречали отряды гвардии, отряды других частей, конница, стреляла, практически везде без предупреждения и рубила.
Вы знаете, вот там в одном из докладов говорилось, что были ранены, были произведены выстрелы из толпы, был ранен помощник околоточного, был убит пристав. И тот и другой были убиты армейскими пулями. Вот они шли рядом с толпой, сопровождая ее во избежание беспорядков. Стреляли сразу и, видимо, толпа наводила ужас. Огромная толпа с иконами, хоругвями, и, тем не менее… Петербург этого не видывал никогда. Причем разгон этого шествия сопровождался невиданными зверствами до той поры.

Поп Гапон . - 988253586865

Комментарии 5

Влад пепел
Влад пепел
и не связывают с толстовским кружком и редактором некрасовым ,
21 дек 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Олег Мосиюк
    Олег Мосиюк
    Удавили красиво.
    22 дек 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    А А Д
    А А Д
    авантюристь
    22 дек 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Ада Кудинова
    Ада Кудинова
    Лицо аскета. Фанатик, скорее всего. Сам себя зажигал и толпу за собой вёл во имя справедливости, которой никогда не добиться.
    23 дек 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Лариса лара лора
    Лариса лара лора
    13 мар 2024
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Исторические очерки

    Исторические очерки

    ЛентаТемы 13 108Фото 23 122Видео 56Участники 20 221
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 13 108
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться