имам Ахмад Ас-Сави, автор примечаний к тафсиру "Джалалайн" в комментариях к 23 аяту Суры 18 «Пещера» сказал:
« Не разрешается следовать ни за одним, кроме четырех мазхабов. Даже если он будет соответствовать словам сподвижников, изречению Пророка (мир ему и благословение) и даже аятам Корана. Вышедший из 4-х мазхабов есть заблудший, смущающий других, что порой может привести его к отступничеству (куфру), так как следование за Кораном или Сунной по своим поверхностным соображениям является главным отступничеством».
Имам ан-Навави пишет в «Шарх ал-мухаззаб»:
«Человек, не являющийся муджтахидом должен избрать мазхаб, по которому будет следовать. Ни в коем случае он не имеет права следовать за своими страстями, также он не имеет права следовать мазхабу кого-либо из сподвижников, несмотря на то, чт...Ещёимам Ахмад Ас-Сави, автор примечаний к тафсиру "Джалалайн" в комментариях к 23 аяту Суры 18 «Пещера» сказал:
« Не разрешается следовать ни за одним, кроме четырех мазхабов. Даже если он будет соответствовать словам сподвижников, изречению Пророка (мир ему и благословение) и даже аятам Корана. Вышедший из 4-х мазхабов есть заблудший, смущающий других, что порой может привести его к отступничеству (куфру), так как следование за Кораном или Сунной по своим поверхностным соображениям является главным отступничеством».
Имам ан-Навави пишет в «Шарх ал-мухаззаб»:
«Человек, не являющийся муджтахидом должен избрать мазхаб, по которому будет следовать. Ни в коем случае он не имеет права следовать за своими страстями, также он не имеет права следовать мазхабу кого-либо из сподвижников, несмотря на то, что те были грамотнее. Причина этого в том, что эти люди не занимались классификацией фикха, установлением его правил и основ, ни у кого из них нет своей, установившейся правовой школы. После сподвижников пришли имамы, которые пошли их путем и развили законы шариата, они стали решать проблемы до того, как те происходили. Этими великими учеными были Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафии, имам Ахмад»
Ибн Хаджар, комментируя эти слова имама Навави, сказал:
«Имам двух священных мечетей (Аль Джувайни) сказал, что никто не вправе следовать мазхабам сподвижников, ведь они не имеют достоверности, так как не были классифицированы и записаны. Поэтому таклид разрешен только в отношении четырех имамов. С появлением четырех мазхабов появился таклид, что же касается более ранних мазхабов, то все их богатство не сохранилось, может быть мы найдем их фетву, но она не будет полной, может быть этот ученый уточнил эту фетву, а это уточнение не было записано, именно поэтому нет возможности следовать более ранним мазхабам».
«Сегодня мусульмане единодушны в том, что следовать (таклид) мазхабу одного из четырёх имамов — Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и и Ибн Ханбала — обязательно и что выходить за пределы этих мазхабов запрещено. Следовать мазхабам других муджтахидов запрещено, несмотря на то, что все они были на прямом пути, потому что их учения не сохранились и соратники тех улемов не записали их до самой смерти. Поэтому некоторые исследователи считали, что, помимо четырёх имамов, разрешается руководствоваться мнениями тех улемов, чьё суждение по определённому вопросу было сохранено и записано, если известны их условия и прочие принимаемые в расчёт обстоятельства. <…> Всё сказанное нами об обязательности следованию мазхабу одного из имамов касается тех, кто не имеет права на иджтихад, и при условии, что они не будут выискивать в мазхабах лёгкие пути. В противном случае, согласно единому мнению, это запрещено, если только челов...ЕщёАн-Нафрави пишет:
«Сегодня мусульмане единодушны в том, что следовать (таклид) мазхабу одного из четырёх имамов — Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и и Ибн Ханбала — обязательно и что выходить за пределы этих мазхабов запрещено. Следовать мазхабам других муджтахидов запрещено, несмотря на то, что все они были на прямом пути, потому что их учения не сохранились и соратники тех улемов не записали их до самой смерти. Поэтому некоторые исследователи считали, что, помимо четырёх имамов, разрешается руководствоваться мнениями тех улемов, чьё суждение по определённому вопросу было сохранено и записано, если известны их условия и прочие принимаемые в расчёт обстоятельства. <…> Всё сказанное нами об обязательности следованию мазхабу одного из имамов касается тех, кто не имеет права на иджтихад, и при условии, что они не будут выискивать в мазхабах лёгкие пути. В противном случае, согласно единому мнению, это запрещено, если только человек не вынужден временно следовать лёгкому суждению. В этом случае поступить так разрешено ввиду необходимости (дарура). Существуют разногласия относительно дозволенности следования разным мазхабам, и на этот счёт есть три суждения. Аз-Заннати считал это дозволенным. Ал-Каррафи в “Шарх ат-танких” пишет, что аз-Заннати разрешал следовать мазхабам в возникающих вопросах и придерживаться мнений разных мазхабов при соблюдении трёх условий: не совмещать мнения двух мазхабов в такой форме, которая противоречит единому мнению улемов (например, нельзя вступать в брак без брачного дара, опекуна невесты и свидетелей, потому что никто из улемов не разрешал поступать так), считать мнение, которым ты руководствуешься, правильным и не выискивать в мазхабах лёгкие пути. Ал-Каррафи передал мнение ещё одного богослова о том, что дозволено следовать мазхабам и придерживаться мнений разных мазхабов, но только в тех вопросах, которые не противоречат решению кади».
Источник: ан-Нафрави Ахмад ибн Гунайм. Ал-Фаваких ад-давани. Бейрут: Дар ал-фикр, 1415 г.х. Т. 2. С. 356-357;
«Согласно мнению большинства, во второстепенных вопросах есть одно правильное мнение, и Всевышний Аллах указал на него. На муджтахида возложена обязанность найти его, но если он допустит ошибку, то не совершит греха и даже получит за это награду. Тот, кто вынесет правильное решение, получит двойную награду, а тот, кто ошибётся, получит простую награду. Но если муджтахид проявит халатность, то, согласно единому мнению, он совершит грех. Не являющий муджтахидом обязан следовать одному определённому мазхабу, и хадис о том, что разногласия — это милость, позволяет выбирать между мнениями разных мазхабов. Шафииты, согласно наиболее правильному мнению, позволяли поступать так, но не позволяли следовать мнениям сподвижников и их последователей. Как сказал имам ал-харамайн [ал-Джувайни], запрещается следовать мазхабу, который не записан. Поэтому разрешается следовать судебным решениям и фетвам т...ЕщёИмам ал-Мунави в Файд аль Кадир сказал:
«Согласно мнению большинства, во второстепенных вопросах есть одно правильное мнение, и Всевышний Аллах указал на него. На муджтахида возложена обязанность найти его, но если он допустит ошибку, то не совершит греха и даже получит за это награду. Тот, кто вынесет правильное решение, получит двойную награду, а тот, кто ошибётся, получит простую награду. Но если муджтахид проявит халатность, то, согласно единому мнению, он совершит грех. Не являющий муджтахидом обязан следовать одному определённому мазхабу, и хадис о том, что разногласия — это милость, позволяет выбирать между мнениями разных мазхабов. Шафииты, согласно наиболее правильному мнению, позволяли поступать так, но не позволяли следовать мнениям сподвижников и их последователей. Как сказал имам ал-харамайн [ал-Джувайни], запрещается следовать мазхабу, который не записан. Поэтому разрешается следовать судебным решениям и фетвам только четырёх имамов. В отличие от остальных мазхабов, последователей которых не осталось, эти четыре мазхаба распространены и выверены настолько, что все общие вопросы в них конкретизированы, а из общих правил выведены частные случаи. Имам ар-Рази, да смилуется над ним Всевышний Аллах, передал единое мнение исследователей о том, что простым мусульманам запрещено подражать (таклид) знатным и выдающимся сподвижникам. Конечно, правоведам, но не простым мусульманам, разрешается следовать мнениям и других улемов, помимо четырёх имамов, если это касается их лично, если они уверены в том, что те достойны подражания, если они сами отвечают известным требованиям и при условии, что они не будут выискивать облегчения, выбирая из мазхабов самые лёгкие мнения. Если же это приводит к освобождению от религиозных обязанностей, то подобное запрещено. И только Ибн ‘Абд ас-Салам разрешал выискивать лёгкие мнения, но возможно, он имел в виду те случаи, когда это не приводит к упомянутому выше освобождению от обязанностей».
Источник: ал-Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 1. С. 210-211
Мухаммад Ибн Абд уль Ваххаб говорил: "Принадлежа к мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля, мы не порицаем тех, кто следует за тремя другими имамами, но не тех, кто придерживается других мазхабов, поскольку они неточны. Более того, мы не пытаемся дознаваться каждый раз, кто принадлежит к тому или иному мазхабу, и не вступаем с ним в спор, за исключением случаев, когда он опирается на текст, явно противоречащий одному из четырех мазхабов." «Ад-дурар ас-санийя», т.1, стр.28-31.
И Ибн АбдулВаххаб против выхода за рамки 4х мазхабов ))
Говорит алляма Изз б. Абд-ус-Салам (577-660 г.х./ 1181-1262 г.м.)
إذا صح عن عصر الصحابة مذهب في حكم من الأحكام فلا يجوز العدول عنه إلا بدليل أوضح من دليله ولا يجب على المجتهدين تقليد الصحابة في مسائل الخلاف بل لا يحل ذلك في وضوح أدلتهم على أدلة الصحابة
«Если достоверно установлено мнение (мазхаб) одного из сподвижников по какому-либо шариатскому законоположению (хукм), то нельзя отказываться от мнения сподвижника, иначе как на основании ещё более убедительного довода. Однако муджтахид не обязан подражать (таклид) мнению сподвижника по какому-либо вопросу, относительно которого существует расхождение, если он располагает более убедительными и ясными доводами, нежели довод сподвижника. Более того, подражание сподвижнику в таком случае не дозволено».
...ЕщёГоворит алляма Изз б. Абд-ус-Салам (577-660 г.х./ 1181-1262 г.м.)
إذا صح عن عصر الصحابة مذهب في حكم من الأحكام فلا يجوز العدول عنه إلا بدليل أوضح من دليله ولا يجب على المجتهدين تقليد الصحابة في مسائل الخلاف بل لا يحل ذلك في وضوح أدلتهم على أدلة الصحابة
«Если достоверно установлено мнение (мазхаб) одного из сподвижников по какому-либо шариатскому законоположению (хукм), то нельзя отказываться от мнения сподвижника, иначе как на основании ещё более убедительного довода. Однако муджтахид не обязан подражать (таклид) мнению сподвижника по какому-либо вопросу, относительно которого существует расхождение, если он располагает более убедительными и ясными доводами, нежели довод сподвижника. Более того, подражание сподвижнику в таком случае не дозволено».
«… никто не имеет права следовать за тем, за кем следовать не велено,
كالمجتهد في تقليد المجتهد أو في تقليد الصحابة
как муджтахид не может следовать за муджтахидом или асхабом.
وفي هذه المسائل اختلاف بين العلماء
В этом вопросе мнения ученых различны.
ويرد على من خالف في ذلك قوله عز وجل : { إن الحكم إلا لله أمر ألا تعبدوا إلا إياه }
Тем, кто отвергает это, можно привести аят Корана: «Власть принадлежит только Аллаху, Он повелел поклоняться только Ему».
ويستثنى من ذلك العامة فإن وظيفتهم التقليد لعجزهم عن التوصل إلى معرفة الأحكام بالاجتهاد ، بخلاف المجتهد فإنه قادر على النظر المؤدي إلى الحكم ،
Из этого правила делается исключение только для простых людей. Их предназначение – таклид, поскольку они не могут постичь истинной сути положений с помощью иджтихада, в отличие от муджтахида, который в состоянии выводить решения.
Источник: Ибн Абд-ус-Салам, «Каваид аль-ахкам», 2/135
1. Следовать мнению,о котором не говорили ни один ученый-муджтахид, такому мнению нельзя придерживаться однозначно!
2. Следовать мнению, помимо четырех мазхабов,который является мнением муджтахида, будь он сподвижник,или табиин.
Относительно вопроса 2-го пункта, в общем есть разногласие, как пишет Ибн Хаджар аль-Хейтами в "аль-Фатава", Большинство ученые(джумхур) считают недозволенным,выход за рамки четырех мазхабов, однозначно!!! Об этом ан-Навави,Ибн Солях,Имам аль-Харамейн,и ученые других мазхабов говорят,даже некоторые в этом вопросе Иджму передают.
Джамаат ученых считают,что можно выходит за рамки 4-х мазхабов, если это мнение уточнено,подтверждена достоверность. Об этом Ибн Абд ас-Салам(как упомянули уже), Ибн ас-Субки(Таджуддин),аз-Заркаши и др.
Есть еще условиня,кото...ЕщёВыход из 4-х мазхабов бывает двух видов:
1. Следовать мнению,о котором не говорили ни один ученый-муджтахид, такому мнению нельзя придерживаться однозначно!
2. Следовать мнению, помимо четырех мазхабов,который является мнением муджтахида, будь он сподвижник,или табиин.
Относительно вопроса 2-го пункта, в общем есть разногласие, как пишет Ибн Хаджар аль-Хейтами в "аль-Фатава", Большинство ученые(джумхур) считают недозволенным,выход за рамки четырех мазхабов, однозначно!!! Об этом ан-Навави,Ибн Солях,Имам аль-Харамейн,и ученые других мазхабов говорят,даже некоторые в этом вопросе Иджму передают.
Джамаат ученых считают,что можно выходит за рамки 4-х мазхабов, если это мнение уточнено,подтверждена достоверность. Об этом Ибн Абд ас-Салам(как упомянули уже), Ибн ас-Субки(Таджуддин),аз-Заркаши и др.
Есть еще условиня,которых установлено у Шафиитов,при выходе за рамки четырех мазхабов... но аммий не имеет право выходит за рамки четырех мазхабов,т.к. ему трудно определить достоверность мнения,и его соответственность доводам Шариата.
Хотя Ибн Абд ас-Салам говорит,что в сути между этими двумя сторонами нет хиляфа, если достоверность подтверждена,то можно следовать,а если нет,то нельзя! Это относительно к ученым,а аммий не имеет право.
Имам Бадруддин аз-Заркаши (745-794 х/1344-1392 м) сказал:
وَالْحَقُّ أَنَّ الْعَصْرَ خَلَا عن الْمُجْتَهِدِ الْمُطْلَقِ لَا عن مُجْتَهِدٍ في مَذْهَبِ أَحَدِ الْأَئِمَّةِ الْأَرْبَعَةِ وقد وَقَعَ الِاتِّفَاقُ بين الْمُسْلِمِينَ على أَنَّ الْحَقَّ مُنْحَصِرٌ في هذه الْمَذَاهِبِ وَحِينَئِذٍ فَلَا يَجُوزُ الْعَمَلُ بِغَيْرِهَا فَلَا يَجُوزُ أَنْ يَقَعَ الِاجْتِهَادُ إلَّا فيها
«Истина в том, что в наше время нет муджтахидов мутлякъ, но есть муджтахиды в мазхабе. И мусульмане единогласны в том, что истина ограничена в этих 4 мазхабах и исходя из этого - нельзя делать какое либо действие несоответсвуещее этим мазхабам и нельзя делать иджтихад кроме как в них (4 мазхабах)».
Имам Джалалуддин ас-Суюти (849-911 х/1445-1505 м) сказал в книге «Джазиль аль-Мавахиб»:
واعلم أن اختلاف المذاهب في هذه الملة نعمة كبيرة ، وفضيلة جزيلة عظيمة ، وله سر لطيف أدركه العالمون و عمي عنه الجاهلون حتى سمعت بعض الجهال يقول : النبي جاء بشرع واحد ، فمن أين مذاهب أربعة ؟
«Ты знай, что разногласия мазхабов в этой общине большая милость и великое почтение (от Аллаха). У них есть скрытая тонкость, которую понимают знающие и слепы от неё невежды, что я даже слышал как некоторые невежды говорили: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел с одним шариатом, так откуда (взялись) четыре мазхаба?"».
Маликитский ученый Шихабуддин ан-Нафрави аль-Азхари (1044-1126 х/1634-1714 м) сказал:
وقد انعقد إجماع المسلمين اليوم على وجوب متابعة واحد من الأئمة الأربعة ( أبي حنيفة ومالك والشافعي وأحمد بن حنبل ) رضي الله عنهم، وعدم الخروج عن مذاهبهم، وإنما حرم تقليد غير هؤلاء الأربعة من المجتهدين -مع أن الجميع على هدى- لعدم حفظ مذاهبهم لموت أصحابهم وعدم تدوينها
«Поистине утвердилось единогласное мнение (иджма’) мусульман в обязательности следования одному из четырех мазхабов (Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля), да будет доволен ими Аллах, и не допустимости выходить за рамки их мазхабов. Поистине посчитали запретным следовать (таклид) за другими из муджтахидов, помимо них - при том, что все муджтахиды на истинном пути - по причине не сохранности их мазхабов из-за смерти их учеников и не систематизирования (их мазхаба)».
وقد انعقد إجماع المسلمين اليوم على وجوب متابعة واحد من الأئمة الأربعة ( أبي حنيفة ومالك والشافعي وأحمد بن حنبل ) رضي الله عنهم، وعدم الخروج عن مذاهبهم، وإنما حرم تقليد غير هؤلاء الأربعة من المجتهدين -مع أن الجميع على هدى- لعدم حفظ مذاهبهم لموت أصحابهم وعدم تدوينها
«Поистине утвердилось единогласное мнение (иджма’) мусульман в обязательности следования одному из четырех мазхабов (Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля), да будет доволен ими Аллах, и не допустимости выходить за рамки их мазхабов. Поистине посчитали запретным следовать (таклид) за другими из муджтахидов, помимо них - при том, что все муджтахиды на истинном пути - по причине не сохранности их мазхабов из-за смерти их учеников и не систематизирования (их мазхаба)».
[«Аль-Фаваких ад-Давани аля рисалят Ибн Аби Зейд аль-Кайрвани», 2/356]
Шейх Абдуссалям ибн Ибрахим аль-Ляккани (971-1078 х) в шархе на "Джавхарату Тавхид" своего отца Ибрахима аль-Ляккани, комментируя слова "всякое благо в следовании саляфам" пишет:
"Особенно четырем имамам муджтахидам - обладателям известных мазхабов, в отношении которых заключилась иджмаъ (единогласие ученых) о недопустимости выйти за рамки их мазхабов".
Комментарии 11
« Не разрешается следовать ни за одним, кроме четырех мазхабов. Даже если он будет соответствовать словам сподвижников, изречению Пророка (мир ему и благословение) и даже аятам Корана. Вышедший из 4-х мазхабов есть заблудший, смущающий других, что порой может привести его к отступничеству (куфру), так как следование за Кораном или Сунной по своим поверхностным соображениям является главным отступничеством».
Имам ан-Навави пишет в «Шарх ал-мухаззаб»:
«Человек, не являющийся муджтахидом должен избрать мазхаб, по которому будет следовать. Ни в коем случае он не имеет права следовать за своими страстями, также он не имеет права следовать мазхабу кого-либо из сподвижников, несмотря на то, чт...Ещёимам Ахмад Ас-Сави, автор примечаний к тафсиру "Джалалайн" в комментариях к 23 аяту Суры 18 «Пещера» сказал:
« Не разрешается следовать ни за одним, кроме четырех мазхабов. Даже если он будет соответствовать словам сподвижников, изречению Пророка (мир ему и благословение) и даже аятам Корана. Вышедший из 4-х мазхабов есть заблудший, смущающий других, что порой может привести его к отступничеству (куфру), так как следование за Кораном или Сунной по своим поверхностным соображениям является главным отступничеством».
Имам ан-Навави пишет в «Шарх ал-мухаззаб»:
«Человек, не являющийся муджтахидом должен избрать мазхаб, по которому будет следовать. Ни в коем случае он не имеет права следовать за своими страстями, также он не имеет права следовать мазхабу кого-либо из сподвижников, несмотря на то, что те были грамотнее. Причина этого в том, что эти люди не занимались классификацией фикха, установлением его правил и основ, ни у кого из них нет своей, установившейся правовой школы. После сподвижников пришли имамы, которые пошли их путем и развили законы шариата, они стали решать проблемы до того, как те происходили. Этими великими учеными были Имам Абу Ханифа, Имам Малик, Имам Шафии, имам Ахмад»
Ибн Хаджар, комментируя эти слова имама Навави, сказал:
«Имам двух священных мечетей (Аль Джувайни) сказал, что никто не вправе следовать мазхабам сподвижников, ведь они не имеют достоверности, так как не были классифицированы и записаны. Поэтому таклид разрешен только в отношении четырех имамов. С появлением четырех мазхабов появился таклид, что же касается более ранних мазхабов, то все их богатство не сохранилось, может быть мы найдем их фетву, но она не будет полной, может быть этот ученый уточнил эту фетву, а это уточнение не было записано, именно поэтому нет возможности следовать более ранним мазхабам».
«Сегодня мусульмане единодушны в том, что следовать (таклид) мазхабу одного из четырёх имамов — Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и и Ибн Ханбала — обязательно и что выходить за пределы этих мазхабов запрещено. Следовать мазхабам других муджтахидов запрещено, несмотря на то, что все они были на прямом пути, потому что их учения не сохранились и соратники тех улемов не записали их до самой смерти. Поэтому некоторые исследователи считали, что, помимо четырёх имамов, разрешается руководствоваться мнениями тех улемов, чьё суждение по определённому вопросу было сохранено и записано, если известны их условия и прочие принимаемые в расчёт обстоятельства. <…> Всё сказанное нами об обязательности следованию мазхабу одного из имамов касается тех, кто не имеет права на иджтихад, и при условии, что они не будут выискивать в мазхабах лёгкие пути. В противном случае, согласно единому мнению, это запрещено, если только челов...ЕщёАн-Нафрави пишет:
«Сегодня мусульмане единодушны в том, что следовать (таклид) мазхабу одного из четырёх имамов — Абу Ханифы, Малика, аш-Шафи‘и и Ибн Ханбала — обязательно и что выходить за пределы этих мазхабов запрещено. Следовать мазхабам других муджтахидов запрещено, несмотря на то, что все они были на прямом пути, потому что их учения не сохранились и соратники тех улемов не записали их до самой смерти. Поэтому некоторые исследователи считали, что, помимо четырёх имамов, разрешается руководствоваться мнениями тех улемов, чьё суждение по определённому вопросу было сохранено и записано, если известны их условия и прочие принимаемые в расчёт обстоятельства. <…> Всё сказанное нами об обязательности следованию мазхабу одного из имамов касается тех, кто не имеет права на иджтихад, и при условии, что они не будут выискивать в мазхабах лёгкие пути. В противном случае, согласно единому мнению, это запрещено, если только человек не вынужден временно следовать лёгкому суждению. В этом случае поступить так разрешено ввиду необходимости (дарура).
Существуют разногласия относительно дозволенности следования разным мазхабам, и на этот счёт есть три суждения. Аз-Заннати считал это дозволенным.
Ал-Каррафи в “Шарх ат-танких” пишет, что аз-Заннати разрешал следовать мазхабам в возникающих вопросах и придерживаться мнений разных мазхабов при соблюдении трёх условий: не совмещать мнения двух мазхабов в такой форме, которая противоречит единому мнению улемов (например, нельзя вступать в брак без брачного дара, опекуна невесты и свидетелей, потому что никто из улемов не разрешал поступать так), считать мнение, которым ты руководствуешься, правильным и не выискивать в мазхабах лёгкие пути. Ал-Каррафи передал мнение ещё одного богослова о том, что дозволено следовать мазхабам и придерживаться мнений разных мазхабов, но только в тех вопросах, которые не противоречат решению кади».
Источник: ан-Нафрави Ахмад ибн Гунайм. Ал-Фаваких ад-давани. Бейрут: Дар ал-фикр, 1415 г.х. Т. 2. С. 356-357;
«Согласно мнению большинства, во второстепенных вопросах есть одно правильное мнение, и Всевышний Аллах указал на него. На муджтахида возложена обязанность найти его, но если он допустит ошибку, то не совершит греха и даже получит за это награду. Тот, кто вынесет правильное решение, получит двойную награду, а тот, кто ошибётся, получит простую награду. Но если муджтахид проявит халатность, то, согласно единому мнению, он совершит грех. Не являющий муджтахидом обязан следовать одному определённому мазхабу, и хадис о том, что разногласия — это милость, позволяет выбирать между мнениями разных мазхабов. Шафииты, согласно наиболее правильному мнению, позволяли поступать так, но не позволяли следовать мнениям сподвижников и их последователей.
Как сказал имам ал-харамайн [ал-Джувайни], запрещается следовать мазхабу, который не записан. Поэтому разрешается следовать судебным решениям и фетвам т...ЕщёИмам ал-Мунави в Файд аль Кадир сказал:
«Согласно мнению большинства, во второстепенных вопросах есть одно правильное мнение, и Всевышний Аллах указал на него. На муджтахида возложена обязанность найти его, но если он допустит ошибку, то не совершит греха и даже получит за это награду. Тот, кто вынесет правильное решение, получит двойную награду, а тот, кто ошибётся, получит простую награду. Но если муджтахид проявит халатность, то, согласно единому мнению, он совершит грех. Не являющий муджтахидом обязан следовать одному определённому мазхабу, и хадис о том, что разногласия — это милость, позволяет выбирать между мнениями разных мазхабов. Шафииты, согласно наиболее правильному мнению, позволяли поступать так, но не позволяли следовать мнениям сподвижников и их последователей.
Как сказал имам ал-харамайн [ал-Джувайни], запрещается следовать мазхабу, который не записан. Поэтому разрешается следовать судебным решениям и фетвам только четырёх имамов. В отличие от остальных мазхабов, последователей которых не осталось, эти четыре мазхаба распространены и выверены настолько, что все общие вопросы в них конкретизированы, а из общих правил выведены частные случаи. Имам ар-Рази, да смилуется над ним Всевышний Аллах, передал единое мнение исследователей о том, что простым мусульманам запрещено подражать (таклид) знатным и выдающимся сподвижникам. Конечно, правоведам, но не простым мусульманам, разрешается следовать мнениям и других улемов, помимо четырёх имамов, если это касается их лично, если они уверены в том, что те достойны подражания, если они сами отвечают известным требованиям и при условии, что они не будут выискивать облегчения, выбирая из мазхабов самые лёгкие мнения. Если же это приводит к освобождению от религиозных обязанностей, то подобное запрещено. И только Ибн ‘Абд ас-Салам разрешал выискивать лёгкие мнения, но возможно, он имел в виду те случаи, когда это не приводит к упомянутому выше освобождению от обязанностей».
Источник: ал-Мунави. Файд ал-Кадир. Т. 1. С. 210-211
И Ибн АбдулВаххаб против выхода за рамки 4х мазхабов ))
إذا صح عن عصر الصحابة مذهب في حكم من الأحكام فلا يجوز العدول عنه إلا بدليل أوضح من دليله ولا يجب على المجتهدين تقليد الصحابة في مسائل الخلاف بل لا يحل ذلك في وضوح أدلتهم على أدلة الصحابة
«Если достоверно установлено мнение (мазхаб) одного из сподвижников по какому-либо шариатскому законоположению (хукм), то нельзя отказываться от мнения сподвижника, иначе как на основании ещё более убедительного довода. Однако муджтахид не обязан подражать (таклид) мнению сподвижника по какому-либо вопросу, относительно которого существует расхождение, если он располагает более убедительными и ясными доводами, нежели довод сподвижника. Более того, подражание сподвижнику в таком случае не дозволено».
Источник: аль-Хаттаб, Мавахиб аль-Джалиль фи шархи мухтасар аль-хал
...ЕщёГоворит алляма Изз б. Абд-ус-Салам (577-660 г.х./ 1181-1262 г.м.)إذا صح عن عصر الصحابة مذهب في حكم من الأحكام فلا يجوز العدول عنه إلا بدليل أوضح من دليله ولا يجب على المجتهدين تقليد الصحابة في مسائل الخلاف بل لا يحل ذلك في وضوح أدلتهم على أدلة الصحابة
«Если достоверно установлено мнение (мазхаб) одного из сподвижников по какому-либо шариатскому законоположению (хукм), то нельзя отказываться от мнения сподвижника, иначе как на основании ещё более убедительного довода. Однако муджтахид не обязан подражать (таклид) мнению сподвижника по какому-либо вопросу, относительно которого существует расхождение, если он располагает более убедительными и ясными доводами, нежели довод сподвижника. Более того, подражание сподвижнику в таком случае не дозволено».
Источник: аль-Хаттаб, Мавахиб аль-Джалиль фи шархи мухтасар аль-халиль
Также Изз б. Абд-ус-Салам сказал:
ولا أن يقلد أحدا لم يؤمر بتقليده
«… никто не имеет права следовать за тем, за кем следовать не велено,
كالمجتهد في تقليد المجتهد أو في تقليد الصحابة
как муджтахид не может следовать за муджтахидом или асхабом.
وفي هذه المسائل اختلاف بين العلماء
В этом вопросе мнения ученых различны.
ويرد على من خالف في ذلك قوله عز وجل : { إن الحكم إلا لله أمر ألا تعبدوا إلا إياه }
Тем, кто отвергает это, можно привести аят Корана: «Власть принадлежит только Аллаху, Он повелел поклоняться только Ему».
ويستثنى من ذلك العامة فإن وظيفتهم التقليد لعجزهم عن التوصل إلى معرفة الأحكام بالاجتهاد ، بخلاف المجتهد فإنه قادر على النظر المؤدي إلى الحكم ،
Из этого правила делается исключение только для простых людей. Их предназначение – таклид, поскольку они не могут постичь истинной сути положений с помощью иджтихада, в отличие от муджтахида, который в состоянии выводить решения.
Источник: Ибн Абд-ус-Салам, «Каваид аль-ахкам», 2/135
1. Следовать мнению,о котором не говорили ни один ученый-муджтахид, такому мнению нельзя придерживаться однозначно!
2. Следовать мнению, помимо четырех мазхабов,который является мнением муджтахида, будь он сподвижник,или табиин.
Относительно вопроса 2-го пункта, в общем есть разногласие, как пишет Ибн Хаджар аль-Хейтами в "аль-Фатава", Большинство ученые(джумхур) считают недозволенным,выход за рамки четырех мазхабов, однозначно!!! Об этом ан-Навави,Ибн Солях,Имам аль-Харамейн,и ученые других мазхабов говорят,даже некоторые в этом вопросе Иджму передают.
Джамаат ученых считают,что можно выходит за рамки 4-х мазхабов, если это мнение уточнено,подтверждена достоверность. Об этом Ибн Абд ас-Салам(как упомянули уже), Ибн ас-Субки(Таджуддин),аз-Заркаши и др.
Есть еще условиня,кото...ЕщёВыход из 4-х мазхабов бывает двух видов:
1. Следовать мнению,о котором не говорили ни один ученый-муджтахид, такому мнению нельзя придерживаться однозначно!
2. Следовать мнению, помимо четырех мазхабов,который является мнением муджтахида, будь он сподвижник,или табиин.
Относительно вопроса 2-го пункта, в общем есть разногласие, как пишет Ибн Хаджар аль-Хейтами в "аль-Фатава", Большинство ученые(джумхур) считают недозволенным,выход за рамки четырех мазхабов, однозначно!!! Об этом ан-Навави,Ибн Солях,Имам аль-Харамейн,и ученые других мазхабов говорят,даже некоторые в этом вопросе Иджму передают.
Джамаат ученых считают,что можно выходит за рамки 4-х мазхабов, если это мнение уточнено,подтверждена достоверность. Об этом Ибн Абд ас-Салам(как упомянули уже), Ибн ас-Субки(Таджуддин),аз-Заркаши и др.
Есть еще условиня,которых установлено у Шафиитов,при выходе за рамки четырех мазхабов... но аммий не имеет право выходит за рамки четырех мазхабов,т.к. ему трудно определить достоверность мнения,и его соответственность доводам Шариата.
Хотя Ибн Абд ас-Салам говорит,что в сути между этими двумя сторонами нет хиляфа, если достоверность подтверждена,то можно следовать,а если нет,то нельзя! Это относительно к ученым,а аммий не имеет право.
وَالْحَقُّ أَنَّ الْعَصْرَ خَلَا عن الْمُجْتَهِدِ الْمُطْلَقِ لَا عن مُجْتَهِدٍ في مَذْهَبِ أَحَدِ الْأَئِمَّةِ الْأَرْبَعَةِ وقد وَقَعَ الِاتِّفَاقُ بين الْمُسْلِمِينَ على أَنَّ الْحَقَّ مُنْحَصِرٌ في هذه الْمَذَاهِبِ وَحِينَئِذٍ فَلَا يَجُوزُ الْعَمَلُ بِغَيْرِهَا فَلَا يَجُوزُ أَنْ يَقَعَ الِاجْتِهَادُ إلَّا فيها
«Истина в том, что в наше время нет муджтахидов мутлякъ, но есть муджтахиды в мазхабе. И мусульмане единогласны в том, что истина ограничена в этих 4 мазхабах и исходя из этого - нельзя делать какое либо действие несоответсвуещее этим мазхабам и нельзя делать иджтихад кроме как в них (4 мазхабах)».
[Аз-Заркаши, «Бахруль Мухит фи Усуль аль-Фикх», 4/498]
إن الإجماع انعقد على تقليد كل من المذاهب الأربعة و أن الحق لا يخرج عنهم
«Поистине заключилось единогласное мнение (иджма’) на следование (таклид) любому из четырех мазхабов и, что истина не выходит за их пределы».
[Ибн Хубайрат, «Аль-Ифсах», 1/103; Ибн Муфлих, «Аль-Фуру'», 6/374]
واعلم أن اختلاف المذاهب في هذه الملة نعمة كبيرة ، وفضيلة جزيلة عظيمة ، وله سر لطيف أدركه العالمون و عمي عنه الجاهلون حتى سمعت بعض الجهال يقول : النبي جاء بشرع واحد
، فمن أين مذاهب أربعة ؟
«Ты знай, что разногласия мазхабов в этой общине большая милость и великое почтение (от Аллаха). У них есть скрытая тонкость, которую понимают знающие и слепы от неё невежды, что я даже слышал как некоторые невежды говорили: "Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пришел с одним шариатом, так откуда (взялись) четыре мазхаба?"».
وقد انعقد إجماع المسلمين اليوم على وجوب متابعة واحد من الأئمة الأربعة ( أبي حنيفة ومالك والشافعي وأحمد بن حنبل ) رضي الله عنهم، وعدم الخروج عن مذاهبهم، وإنما حرم تقليد غير هؤلاء الأربعة من المجتهدين -مع أن الجميع على هدى- لعدم حفظ مذاهبهم لموت أصحابهم وعدم تدوينها
«Поистине утвердилось единогласное мнение (иджма’) мусульман в обязательности следования одному из четырех мазхабов (Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля), да будет доволен ими Аллах, и не допустимости выходить за рамки их мазхабов. Поистине посчитали запретным следовать (таклид) за другими из муджтахидов, помимо них - при том, что все муджтахиды на истинном пути - по причине не сохранности их мазхабов из-за смерти их учеников и не систематизирования (их мазхаба)».
[«Аль-Фаваких ад-Давани аля рисалят И...ЕщёМаликитский ученый Шихабуддин ан-Нафрави аль-Азхари (1044-1126 х/1634-1714 м) сказал:
وقد انعقد إجماع المسلمين اليوم على وجوب متابعة واحد من الأئمة الأربعة ( أبي حنيفة ومالك والشافعي وأحمد بن حنبل ) رضي الله عنهم، وعدم الخروج عن مذاهبهم، وإنما حرم تقليد غير هؤلاء الأربعة من المجتهدين -مع أن الجميع على هدى- لعدم حفظ مذاهبهم لموت أصحابهم وعدم تدوينها
«Поистине утвердилось единогласное мнение (иджма’) мусульман в обязательности следования одному из четырех мазхабов (Абу Ханифы, Малика, аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля), да будет доволен ими Аллах, и не допустимости выходить за рамки их мазхабов. Поистине посчитали запретным следовать (таклид) за другими из муджтахидов, помимо них - при том, что все муджтахиды на истинном пути - по причине не сохранности их мазхабов из-за смерти их учеников и не систематизирования (их мазхаба)».
[«Аль-Фаваких ад-Давани аля рисалят Ибн Аби Зейд аль-Кайрвани», 2/356]
"Особенно четырем имамам муджтахидам - обладателям известных мазхабов, в отношении которых заключилась иджмаъ (единогласие ученых) о недопустимости выйти за рамки их мазхабов".
["Итхафуль мюрид шарх Джавхарату Тавхид"]