Новая отметка в паспорте с 1 января изменит порядок выплат и льгот
© РИА Новости
Что такое номер записи из Единого регистра
С 1 января вступает в силу приказ ФНС № ЕД-7-14/920@, который утверждает порядок проставления в российских паспортах отметки о номере записи из Единого информационного регистра сведений о населении.
Для начала разберёмся, что это за Регистр.
Это масштабная система учёта, которая собирает и объединяет сведения о гражданах из различных государственных ведомств. Проект создан на основании Федерального закона от 8 июня 2020 года № 168-ФЗ, а его оператором выступает Федеральная налоговая служба
Ксения Шварц
руководитель юридического департамента по международным проектам в Smart result LTD, член Российской Арбитражной Ассоциации, член EPC-сообщества
Главная задача ЕРН — сформировать единый, постоянно обновляемый массив данных о населении. В него включаются сведения, поступающие, например, из МВД, органов ЗАГСа, Социального фонда и других государственных структур.
Какие данные хранятся в нём
В Регистре фиксируются ключевые сведения о человеке, необходимые государству для ведения учёта и предоставления гражданам различных услуг. Среди них:
Ф. И. О., дата, место рождения;
гражданство;
сведения о паспорте и других документах;
данные о воинском учёте, образовании и др.
По сути, Регистр формирует единый и достоверный “цифровой профиль” гражданина. При этом он сознательно ограничен — в нём нет информации о личных финансах, здоровье, биометрии и иной персональной информации
Станислав Трунов
политолог, член экспертного совета Молодёжного парламента при Государственной думе
Что такое ИД ЕРН
Это уникальный состоящий из 12 символов код, который присваивается каждому при внесении сведений о нём в Регистр. Он служит постоянным цифровым идентификатором личности и позволяет госструктурам запрашивать проверенный набор информации о человеке через одну точку доступа, а не собирать её по разным источникам
Марина Полякова
Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ГУУ
Сама отметка будет размещаться в форме штампа на 18-й либо 19-й страницах паспорта.
Новая отметка — зачем её проставлять?
Внедрение ИД ЕРН подразумевает шаг к выстраиванию централизованной системы в эпоху цифрового управления. Государство и общество по задумке должны получить инструмент для повышения административной эффективности, — отмечает Станислав Трунов.
Основные преимущества:
Быстрая идентификация человека. Наличие в паспорте ИД ЕРН позволит госорганам оперативно «подтянуть» весь набор необходимых сведений о гражданине напрямую из Регистра, без дополнительных запросов к другим ведомствам.
Отсутствие необходимости собирать множество документов. При оформлении льгот, пособий, имущественных сделок или иных госуслуг человеку не понадобится каждый раз подтверждать те или иные данные отдельными справками — значительная их часть будет автоматически установлена по номеру Регистра.
Дистанционное подтверждение личности. ИД ЕРН упростит удалённое получение услуг: указав номер, гражданин сможет безопасно подтвердить свою личность в электронных сервисах.
Более эффективный межведомственный обмен. Отметка сделает процедуру взаимодействия ведомств прозрачнее и технически проще, снизит риск ошибок и дублирования сведений.
При этом ИД ЕРН не заменяет уже существующие идентификаторы (ИНН или СНИЛС), а лишь дополняет их.
Особенно это актуально для повседневных платежей — например, оплаты коммунальных услуг, где теперь можно быстро подтвердить личность и получить доступ к льготам или бескомиссионным платежам.
Безопасность данных
Критики, конечно, видят в этом и риски: чрезмерная централизация данных всегда вызывает вопросы о безопасности и конфиденциальности. Но официальный аргумент власти — удобство и точность учёта, — замечает Ксения Шварц.
Как отмечает зампредседателя комитета ГД по бюджету и налогам Каплан Панеш, все личные сведения россиян будут надёжно охраняться, а доступ к ним будет строго ограничен.
Кому будет полезна новая отметка
По словам Панеша, обратить внимание на новую отметку стоит тем, кто действительно рассчитывает использовать современный цифровой идентификатор для ускорения и упрощения взаимодействия с государственными структурами.
Как и где оформить отметку
Как было указано выше, нововведение начнёт работать с 1 января. Чтобы получить новую отметку, нужно будет один раз посетить с паспортом:
подразделение ГУВМ МВД;
либо любой удобный МФЦ.
Процедура бесплатная и занимает минимальное время.
Как всё проходит:
Гражданин предъявляет паспорт.
Пишет короткое заявление.
Сотрудник проверяет необходимые данные и ставит штамп с ИД ЕРН.
Но перед тем как поставить отметку, проводится обязательная идентификация личности и сверка данных с ЕГРН. Это нужно для того, чтобы в паспорт попала корректная и свежая информация. Только после успешного сопоставления сведений и получения актуального ИД ЕРН из Регистра уполномоченный сотрудник проставляет штамп и заверяет своей подписью, — уточняет Марина Полякова.
Важно! Внесение отметки об ИД ЕРН — дело добровольное. Это необязательная процедура, которая реализуется только по инициативе гражданина
Нет комментариев