Предыдущая публикация
Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.

Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.

12 дек
На этом снимке композитор Сергей Прокофьев запечатлён во время своего заграничного периода, который начался после отъезда из Советской России в 1918 году. - 5397874734829

На этом снимке композитор Сергей Прокофьев запечатлён во время своего заграничного периода, который начался после отъезда из Советской России в 1918 году.

В 1919 году он находился в Чикаго, где знакомился с американской музыкальной средой, концертировал и развивал своё мастерство пианиста и дирижёра.
Этот этап жизни Прокофьева был ключевым для его творческого роста. Встречи с новыми музыкальными течениями и работа за границей позволили ему расширить художественные горизонты и укрепить международную репутацию. Снимок отражает момент, когда молодой композитор, полный амбиций и идей, открывал для себя новые возможности и аудиторию.

Комментарии 10

Геннадий Торбан
Геннадий Торбан

«ПРОСТО КЛАССИЧЕСКИЙ КОМПОЗИТОР...»

5 марта 1953 года скончался Сергей Сергеевич Прокофьев.

В ТОМ сибирском городке, где прошло моё детство, симфонического оркестра, увы, не было, и поэтому услышать серьёзную музыку «живьём» исключалось – только по радио. А ещё иногда в кино. И вот что удивительно: увидев в войну на экране «Александра Невского», поставленного тогда мне ещё не ведомым Сергеем Эйзенштейном, любуясь былинным красавцем Николаем Черкасовым в образе главного героя, напряжённо следя за сражением «наших» с «немцами», то есть – с их «псами-рыцарями», я, мальчишка, невольно был захвачен и монументальными мелодиями фильма, особенно – когда хор мощно, до мурашек по телу, пел: «Вставайте, люди русские!..» Так впервые ощутил силу искусства Сергея Прокофьева...

***

ОН РОДИЛСЯ 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии, где отец будущего композитора, закончив Московский университет и Петровско-Разумовскую сельхозакадемию, заправлял у

...Ещё

«ПРОСТО КЛАССИЧЕСКИЙ КОМПОЗИТОР...»

5 марта 1953 года скончался Сергей Сергеевич Прокофьев.

В ТОМ сибирском городке, где прошло моё детство, симфонического оркестра, увы, не было, и поэтому услышать серьёзную музыку «живьём» исключалось – только по радио. А ещё иногда в кино. И вот что удивительно: увидев в войну на экране «Александра Невского», поставленного тогда мне ещё не ведомым Сергеем Эйзенштейном, любуясь былинным красавцем Николаем Черкасовым в образе главного героя, напряжённо следя за сражением «наших» с «немцами», то есть – с их «псами-рыцарями», я, мальчишка, невольно был захвачен и монументальными мелодиями фильма, особенно – когда хор мощно, до мурашек по телу, пел: «Вставайте, люди русские!..» Так впервые ощутил силу искусства Сергея Прокофьева...

***

ОН РОДИЛСЯ 23 апреля 1891 года в имении Сонцовка Екатеринославской губернии, где отец будущего композитора, закончив Московский университет и Петровско-Разумовскую сельхозакадемию, заправлял у этого самого помещика Сонцова хозяйством. А мама занималась с сыном музыкой и иностранными языками. Малыш постоянно перебирал клавиши рояля, что-то фантазировал, и она эти небольшие пьесы записывала: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп», сочинённый в пять лет! Ну а первое потрясение случилось, когда родители привезли мальчика в Москву, и там, в Большом театре, Серёжа услышал «Фауста» Гуно, «Князя Игоря» Бородина и увидел «Спящую красавицу» Чайковского...

Вернувшись домой, стал сочинять «в этом духе» – так у десятилетнего композитора появились первые опусы в оперном жанре: «Великан» (который даже был поставлен любительским коллективом) и «На пустынных островах».

И совсем скоро профессор Московской консерватории Сергей Иванович Танеев, познакомившись с этими творениями, сказал родителям, что заниматься даровитому мальчику музыкой надо серьёзно и систематически. И порекомендовал в педагоги только что окончившего Консерваторию с золотой медалью Рейнгольда Глиэра (впоследствии создавшего среди прочего великолепные балеты – «Красный мак» и «Медный всадник», одна мелодия из которого стала гимном Санкт-Петербурга). Глиэр учил его игре на фортепиано, импровизации, теории композиции, гармонии, основам музыкальной формы, помог написать оперу «Пир во время чумы», симфонию, ряд пьес и сам повёл питомца к Танееву, когда осенью Мария Григорьевна привезла сына в Москву. Было решено отдать Серёжу в консерваторию. Все поступающие сюда были гораздо старше тринадцатилетнего Прокофьева, но каждый из них принёс с собой едва ли больше двух пьес, а Сергей поразил всех двумя тяжеленными папками, в которых находились… четыре оперы, симфония, две сонаты и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» – воскликнул председатель приёмной комиссии Николай Андреевич Римский-Корсаков...

12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Геннадий Торбан
    Геннадий Торбан

    Он же потом и обучал Прокофьева инструментовке, а Анатолий Константинович Лядов – композиции. Однако молодого человека постоянно тянуло к новациям, что в академическую систему вписывалось со скрипом. Мастер тончайших миниатюр Лядов в педагогике был весьма строг, и «Квартет», который Сергей принёс ему на первом же уроке, привёл наставника в ярость. Да и с Римским-Корсаковым по той же причине отношения складывались непросто. Однако весной 1909-го статус композитора обрёл. И там же, у Анны Есиповой, продолжил совершенствоваться в игре на фортепиано, а у Николая Черепнина – в дирижировании и оркестровке. Тогда же началась его на всю жизнь дружба с Николаем Мясковским...

    ***

    ВЕСНОЙ 1914-го, отмеченный к окончанию Консерватории Первой премией имени Антона Рубинштейна (у него уже были написаны «Токката», «Десять пьес», «Вторая соната», «Баллада для виолончели и фортепиано», опера «Маддалена»), отправился в Лондон, где случилась встреча с Сергеем Дягилевым – одним из основател

    ...Ещё

    Он же потом и обучал Прокофьева инструментовке, а Анатолий Константинович Лядов – композиции. Однако молодого человека постоянно тянуло к новациям, что в академическую систему вписывалось со скрипом. Мастер тончайших миниатюр Лядов в педагогике был весьма строг, и «Квартет», который Сергей принёс ему на первом же уроке, привёл наставника в ярость. Да и с Римским-Корсаковым по той же причине отношения складывались непросто. Однако весной 1909-го статус композитора обрёл. И там же, у Анны Есиповой, продолжил совершенствоваться в игре на фортепиано, а у Николая Черепнина – в дирижировании и оркестровке. Тогда же началась его на всю жизнь дружба с Николаем Мясковским...

    ***

    ВЕСНОЙ 1914-го, отмеченный к окончанию Консерватории Первой премией имени Антона Рубинштейна (у него уже были написаны «Токката», «Десять пьес», «Вторая соната», «Баллада для виолончели и фортепиано», опера «Маддалена»), отправился в Лондон, где случилась встреча с Сергеем Дягилевым – одним из основателей объединения «Мир искусства» и организатором «Русских сезонов» в Париже. Это открыло Прокофьеву двери многих музыкальных салонов. Например, в Риме и Неаполе его фортепианные вечера имели большой успех... Накануне Первой мировой вернулся домой, где сразу же на сюжет Сергея Городецкого стал сочинять балет «Ала и Лоллий», но потом сей материал переработал в «Скифскую сюиту» для оркестра. И фортепианный цикл «Сарказмы» написал тогда же. И вокальную (по Андерсену) сказку «Гадкий утёнок». И оперу (по Достоевскому) «Игрок». Причём те премьеры нередко сопровождались скандалами: так, «варваризмов» «Скифской сюиты» петербургская публика не вынесла. А вот в Москве поэты-футуристы Бурлюк и Каменский эту созвучную времени музыку приняли восторженно...

    Летом 1917-го, отрезанный в Ессентуках мятежами на Дону от Москвы и Петрограда, создаёт (какой сразу «урожай»!) «Концерт для скрипки с оркестром», «Третью» и «Четвёртую» фортепианные сонаты, фортепианный цикл «Мимолётности» и «Классическую симфонию». Прорвавшись, наконец, в Питер, дал несколько концертов, – и посвящённая Асафьеву «Классическая симфония» тогда же впервые прозвучала. А потом – в Москве. Восхищённый Луначарский поддержал желание автора отправиться за кордон...

    ***

    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Геннадий Торбан
    Геннадий Торбан

    ТУРНЕ растянулось на долгие годы: Япония, Америка, ряд европейских стран, Куба... Там творения Прокофьева, в которых кое-кто слышал некий «пролетарский налёт», по доброму принимали далеко не всегда. А он – при интенсивнейшем концертировании – продолжал сочинять, сочинять... Именно тогда столь обогатилась эмоциональная палитра его музыки, включившая и жёсткий драматизм «Второй симфонии», и комедийно-игровое начало «Любви к трём апельсинам» (оперы по одноименной пьесе Карло Гоцци), и острую экспрессивность «Огненного ангела» (оперы по одноимённому роману Валерия Брюсова), а также «Третьей симфонии», и поэтическую лирику «Блудного сына» (балета на библейскую тему), и мелодические откровения «Второй скрипичной сонаты»...

    В общем, к блистательным именам художественного мира Запада на полном основании присоединилось и имя Прокофьева. Он уже на равных общался с Сергеем Рахманиновым, Морисом Равелем, Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Чарли Чаплином, дирижёрами Леопольдом Стоковским, Серге

    ...Ещё

    ТУРНЕ растянулось на долгие годы: Япония, Америка, ряд европейских стран, Куба... Там творения Прокофьева, в которых кое-кто слышал некий «пролетарский налёт», по доброму принимали далеко не всегда. А он – при интенсивнейшем концертировании – продолжал сочинять, сочинять... Именно тогда столь обогатилась эмоциональная палитра его музыки, включившая и жёсткий драматизм «Второй симфонии», и комедийно-игровое начало «Любви к трём апельсинам» (оперы по одноименной пьесе Карло Гоцци), и острую экспрессивность «Огненного ангела» (оперы по одноимённому роману Валерия Брюсова), а также «Третьей симфонии», и поэтическую лирику «Блудного сына» (балета на библейскую тему), и мелодические откровения «Второй скрипичной сонаты»...

    В общем, к блистательным именам художественного мира Запада на полном основании присоединилось и имя Прокофьева. Он уже на равных общался с Сергеем Рахманиновым, Морисом Равелем, Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Чарли Чаплином, дирижёрами Леопольдом Стоковским, Сергеем Кусевицким, Артуро Тосканини... Давний знакомец Дягилев парижский сезон 1921-го в «Гранд-Опера» (программку украшал портрет Сергея Сергеевича работы Матисса) триумфально открыл премьерой его балета «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившего»... Ну а сам композитор, обладая яркой индивидуальностью и независимостью взглядов, в современном музыкальном мире принимал далеко не всё: например, остался равнодушным к «нововенской» школе Арнольда Шёнберга, даже – к некоторым сочинениям Игоря Стравинского, который, впрочем, для него всегда был «совершеннейшим мастером»... В последние «заграничные» годы среди других сочинений создал одноактный балет «На Днепре», «Четвёртый» и «Пятый» фортепианные концерты, «Струнный квартет»... Узнав о чьём-то весьма авторитетном мнении – что, мол, «если кто сейчас в Европе и пишет, как современный Моцарт, с классической ясностью, так это Прокофьев», – улыбнулся: «Да, я просто классический композитор, которого поймут через пятьдесят лет». Однако томился:

    «Воздух чужбины не возбуждает во мне вдохновения, потому что я русский и нет ничего более вредного для человека, чем жить в ссылке, находиться в духовном климате, не соответствующем его расе. Я должен снова окунуться в атмосферу моей родины, я должен снова видеть настоящую зиму и весну, я должен слышать русскую речь, беседовать с людьми, близкими мне. И это даст мне то, чего так здесь не хватает, ибо их песни – мои песни».

    ***

    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Геннадий Торбан
    Геннадий Торбан

    ОН вернулся и на очень изменившейся родине ринулся в неистовое творчество. Так возникли кантата «К 20-летию Октября», «Шестая фортепианная соната», «Первая скрипичная соната», «Детская музыка» (двенадцать лёгких пьес для фортепиано). Превосходную идею своеобразного путешествия в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра предложила композитору режиссёр Детского музыкального театра Наталья Сац, и Прокофьев создал удивительную по яркости образов симфо-сказку (которую позднее экранизировал Уолт Дисней) «Петя и волк»… И, конечно, – балет «Ромео и Джульетта»! Потом, спустя годы после театральной премьеры, уже на киноэкране, мы восхищались этой Джульеттой – великой Галиной Улановой, которая, в свою очередь, о Сергее Сергеевиче сказала так: «Его музыка – родоначальник и душа танца, его Джульетта – моя любимая героиня, средоточие того света, гуманизма, духовной чистоты и возвышенности, которые пленяют едва ли не в каждом произведении Прокофьева».

    А другие восхитительные е

    ...Ещё

    ОН вернулся и на очень изменившейся родине ринулся в неистовое творчество. Так возникли кантата «К 20-летию Октября», «Шестая фортепианная соната», «Первая скрипичная соната», «Детская музыка» (двенадцать лёгких пьес для фортепиано). Превосходную идею своеобразного путешествия в страну музыкальных инструментов симфонического оркестра предложила композитору режиссёр Детского музыкального театра Наталья Сац, и Прокофьев создал удивительную по яркости образов симфо-сказку (которую позднее экранизировал Уолт Дисней) «Петя и волк»… И, конечно, – балет «Ромео и Джульетта»! Потом, спустя годы после театральной премьеры, уже на киноэкране, мы восхищались этой Джульеттой – великой Галиной Улановой, которая, в свою очередь, о Сергее Сергеевиче сказала так: «Его музыка – родоначальник и душа танца, его Джульетта – моя любимая героиня, средоточие того света, гуманизма, духовной чистоты и возвышенности, которые пленяют едва ли не в каждом произведении Прокофьева».

    А другие восхитительные его балеты – «Золушка» и «Сказ о каменном цветке»!.. А киномузыка к «Александру Невскому» и «Ивану Грозному»!.. А опера «Семен Котко», в которой автор, очевидно, восстановил детские впечатления о песнях, звеневших в Сонцовке, о самой атмосфере, насыщенной благодатным украинским теплом, – не случайно же примадонна Большого театра Тамара Синявская, приглашая меня на этот спектакль, воскликнула: «Там такие мелодии!..» А другая, поразительная по лирической чистоте опера – «Обручение в монастыре»!.. А превышающая самоё себя воистину СВЕРХОПЕРА «Война и мир»!.. А вся его циклопическая по мощи симфоническая музыка – вплоть до «Оды на окончание войны»!.. Да что там говорить... Искусство должно изумлять, потрясать – и именно на такое оказался очень способным «сложный» композитор Сергей Сергеевич Прокофьев, который однажды признался: «Я – проявление жизни, которая даёт мне силы сопротивляться всему недуховному».

    ***

    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Геннадий Торбан
    Геннадий Торбан

    И ВДРУГ 10 февраля 1948 года – Постановление ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели «Великая дружба», в котором музыка Прокофьева, наряду с другими крупнейшими нашими композиторами, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». Этот мерзкий документ, а следом – и арест первой жены, Лины Прокофьевой, с которой он, уйдя к Мире Мендельсон, расстался ещё в 1941-м, Сергея Сергеевича сломили. Ведь композитор вернулся в СССР по доброй воле, в не лучшие для страны времена, и заслужить ярлык «антинародного» и «непатриотичного», сознавать, что ты лично ответствен за тюремное заключение матери своих собственных детей, для Прокофьева, во всём доверившегося родному Отечеству, стало непереносимым ударом. К тому же по сразу же возникшей вокруг атмосфере понимал, что с ним, Шостаковичем, Хачатуряном, Мясковским и многими другими менее талантливые коллеги просто-напросто сводили счёты...

    Когда от него «сверху» стали грубо требовать, чтобы писал «проще», а значит – примитивнее, недоу

    ...Ещё

    И ВДРУГ 10 февраля 1948 года – Постановление ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели «Великая дружба», в котором музыка Прокофьева, наряду с другими крупнейшими нашими композиторами, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». Этот мерзкий документ, а следом – и арест первой жены, Лины Прокофьевой, с которой он, уйдя к Мире Мендельсон, расстался ещё в 1941-м, Сергея Сергеевича сломили. Ведь композитор вернулся в СССР по доброй воле, в не лучшие для страны времена, и заслужить ярлык «антинародного» и «непатриотичного», сознавать, что ты лично ответствен за тюремное заключение матери своих собственных детей, для Прокофьева, во всём доверившегося родному Отечеству, стало непереносимым ударом. К тому же по сразу же возникшей вокруг атмосфере понимал, что с ним, Шостаковичем, Хачатуряном, Мясковским и многими другими менее талантливые коллеги просто-напросто сводили счёты...

    Когда от него «сверху» стали грубо требовать, чтобы писал «проще», а значит – примитивнее, недоумевал: «Как вообще такое возможно?!» Жизнь, творчество лишались смысла...

    ***

    ПО ДИЧАЙШЕМУ совпадению его не стало в один день со Сталиным, и поэтому смерть великого композитора оказалась в стране, по сути, незамеченной. На его гроб в Москве не нашлось ни одного лепестка, ибо все цветы, все венки предназначались лишь тому, кто, доставив гениальному музыканту столько мук, столько горя, теперь величественно возлежал в Колонном зале Дома Союзов...

    ( Лев СИДОРОВСКИЙ )

    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Мария(Марё) Авдюшина(Глуховцева)
    Мария(Марё) Авдюшина(Глуховцева)
    Спасибо, Геннадий!
    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Вадим Чехарин
    Вадим Чехарин
    ответил Геннадию
    Пафосно, поверхностно, но, на минимальном уровне, познавательно. Возможно, выше и не надо никому.
    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Геннадий Торбан
    Геннадий Торбан
    ответил Вадиму
    Вы можете написать лучше?Впрочем с Вашим IQ я в этом сомневаюсь
    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Вадим Чехарин
    Вадим Чехарин
    ответил Геннадию
    К слогу, как раз, никаких вопросов нет. Хорошо написано, грамотно, идеологически выверенно. Вполне себе высококачественный пропагандистский продукт.
    12 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Римма Се
    Римма Се
    Для меня было открытием, что прокофьевский "Танец Рыцарей" из "Ромео и Джульетты" использовал даже Марвел, ( то ли в фильме, то ли в мультике)) )
    💓💐✨
    вчера 23:29
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.

    Калейдоскоп истории. Обо всём понемногу.

    ЛентаТемы 4 459Фото 26 064Видео 5Участники 1 894
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 4 459
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться