Коченга
Первое упоминание о селе Коченгском в документах относится к 1651 году. Расположено оно на левом берегу р. Илима при слиянии двух речек — Коченги и Илима.Позднее село просто начали называть Коченга.
«Странник» из «Сибирского сборника», 1899 г.:
«Спустившись 97 верст вниз по реке, имеющей массу пропарин из которых выскакивают на лед водяные воробьи подышать чистым воздухом, я добрался до Коченги, имеющей 46 дворов, маленькую ветхую церковь, волостное правление, церковно-приходскую школу, две торговых лавки и главную принадлежность каждого порядочного села – кабак – только не общественный, а местного кулака чуть не с водою вместо водки, по 70 коп. за бутылку.
Коченга служит центром купли-продажи пушнины. К 8 ноября охотники, вышедши из тайги, стремятся сюда на ярмарку, где их давно дожидаются Колупаевы и Разуваевы, в лице дяди Михайлы, дяди Силифона и дяди Якима, ранее уговорившихся сбивать цены до минимума, под руководством главного кулака Якима. Сунется мужик к одному, дает дешево, к другому – еще дешевле, третий же заявит, что ему вовсе не нужно – и бедный мужик, почесав затылок, с душевной болью, пляшет под музыку разных «Иванычей», валя всю вину на судьбу-злодейку и, вполне сознавая, что его обирают, но выбраться из этого лабиринта он не имеет ни малейшей возможности. Точно так же он вполне сознает вред весенних охот, но все-таки охотится. Весной охотники часто убивают соболей-самок, уже оплодотворившихся, а так-как каждая самка приносит от 3 до 6 детей, то и не удивительным становится ежегодное уменьшение соболей.
Прожив в Коченге два дня, я отправился той же дорогой обратно…»
Священник Николай Александрович Пономарев, 1913 г.:
«Местами и весьма часто попадаются шиверы (вода падает чрез камни); при оплошности кормовщика лодка наша нередко ударялась о камни; сон был поэтому не особенно крепкий, а с прибытием в приходское село Коченгское с раннего утра начался торжественный звон, и пестрая толпа коченгцев нетерпеливо ожидала на берегу выхода высокого гостя. В толпе, прячась за других, выглядывали политические: показать, что и они интересуются приездом архиерея, им не хотелось, а с другой стороны, этот приезд, всколыхнувший жизнь коченгцев, коснулся и жизни ссыльных; они интересовались — каков архиерей, о чем он поучает народ; некоторые из них пришли даже на молебен в храм…
Село Коченгское расположено на левом берегу р. Илима при слиянии двух речек — Коченги и Илима; в нем 53 двора. Приходский храм вне села, в поле, посвящен имени св. Алексия, человека Божия, существует с 1862 года, имея при себе 1210 душ прихожан обоего пола. Храм достаточно прочен и всем нужным снабжен, обнесен хорошей деревянной оградой. По штату положен священник и псаломщик. Священник Мичурин только что приехал, будучи переведен из Шамановой. Бывший священник о. Лыхин выехал из Коченги 20 марта, значит, приход стоял свободным 2 1/2 месяца, заведовал им илимский священник о. Н. Савватеев. О. Мичурин с образованием 3 кл. духовного училища, в сане священника служит 18 лет. Должность псаломщика относит Василий Плетенев, обучавшийся в Киренской второклассной школе, 19 лет. Просил Владыку о рукоположении его в сан диакона; получил отказ, за малолетством и неподготовленностию.