В 1705 году Петр I, желая поступить по обыкновению всех европейских держав, учредил брить бороды. Это коснулось и Сибири. Для раскольников, сосланных в Сибирский край, были определены пошлины «за ношение бород».
В августе 1698 года 26-летний Петр вернулся из Европы и на следующий же день собственноручно остриг бороды пришедшим поклониться ему боярам. Дело было неслыханным. Разом лишившись представительности в образе, бояре негодовали. И не только они! Требование брить бороду распространилось на все городское население (при бородах остались только крестьяне и духовенство).
По всей стране люди роптали: новшество противоречило традициям и обычаям русского народа. Согласно древнерусским представлениям, борода считалась символом чести и мужества, а ее отсутствие – признаком бесчестья, что отражено, например, в решениях Стоглавого собора 1551 года. Бритье бороды считалось грехом, и некоторые священники отказывались благословлять безбородых.
Но Петр I на пути к прогрессу был последователен и непреклонен, поэтому действовать решил рублем (заодно и казна пополнится). 5 сентября 1698 года он вводит налог на бороду. Официально указ был обнародован несколько позже, в 1705 году.
Размер пошлины был строго дифференцирован по сословиям. Самый высокий налог платили царедворцы, дворяне и чиновники – 600 руб. в год. К сравнению, на эти деньги можно было купить несколько десятков крестьянских дворов с землей и скотом.
Купцы вносили в казну по 100 руб. ежегодно – стоимость простой крестьянской избы или двух лошадей. Посадские люди отдавали по 60 руб., что равнялось, например, годовому заработку ремесленника. Самый скромный налог составлял 30 руб. — на эти деньги можно было купить несколько шуб из овчины или почти 600 кг ржаной муки, а платили его слуги и ямщики. Крестьяне остались в стороне от ежегодного налога, но и их борода при въезде в город облагалась сбором в 1 копейку.
Как писала Иркутская Летопись: «Обыкновение сие сделалось общим, коснулось оно и здешнего Сибирского края. И как сего года Иркутск был населен сосланными за известный ученому свету бунт стрельцами, которые все были старообрядцами и раскольниками, кои считали, что чем бороды брить, лучше голову потерять, им были определены штрафы».
Не пришелся указ Петра I о бритье бород по нраву жителям Иркутска. В 1706 году иркутский воевода доносил в Сибирский приказ о «противности» служилого человека Федора Игумного. В январе этого года подьячий Иван Ипатьев пытался насильно побрить на воеводском дворе Игумнова. Во время этой неприятной процедуры Игумнов кричал «непристойные слова: будто он, Иван, учинил над ним, Федором, не по… великого государя указу, а указ де антихриста, и ныне де он будет и в народе возмущать».
Своеобразной квитанцией об уплате налога на ношение бороды был как раз медный жетон величиной с тогдашнюю копейку – бородовой знак, «а вместо расписки раскольникам давались круглые медные значки, наподобие монет сделанные. На значке том на одной стороне изображены нос с усами, устами и бородою, наверху написано: «Деньги взяты». В левом краю под надписью против носа выбито клеймо чеканом российского герба, а на другой стороне, вверху, изображен российский герб и под ним надпись, означающая число года». Эти знаки отливались на Московском монетном дворе и должны были носиться при себе и предъявляться по требованию властей. В дальние города и в Сибирь, бородовые знаки высылались.
Нет комментариев