Предыдущая публикация
Сибирский краевед

Сибирский краевед

10 ноя

85 лет со дня рождения Владимира Петровича Трапезникова

85 лет со дня рождения Владимира Петровича Трапезникова - 5349925921350

2 сентября 2025 года на 85-м году ушел из жизни Владимир Петрович Трапезников, краевед, собиратель, хранитель из легендарного Чанчура – таежной деревни, которая благодаря его стараниям обрела вторую жизнь. Он участвовал в создании Байкало-Ленского заповедника. Владимир Петрович поставил памятник казаку-первопроходцу Курбату Иванову. Создал дом-музей Героя Советского Союза летчика-испытателя Александра Тюрюмина. Построил часовню в честь Святителя Иннокентия (Вениаминова). Автор книги «Крутые берега».

Владимир Петрович родился 5 ноября 1940 года на Аргуне в Читинской области. Его отец без вести пропал на фронте в 1943 году, мама умерла в 1945 году. Он вырос в детдоме поселка Шаракан Забайкальского края, а первым в жизни документом стала справка на беспризорника.

Справка на беспризорника Трапезникова
Справка на беспризорника Трапезникова
Насыщенная приключениями жизнь привела его вскоре после армии на Иркутский радиозавод, куда он пришёл простым слесарем и проработал там пятнадцать лет, сделал карьеру до главного механика завода. Под его началом работало более двухсот человек, главный механик находился на хорошем счету, поощрялся даже поездкой за границу, но однажды жизнь дала крутой поворот.
Главный механик завода радиоприемников Владимир Петрович Трапезников
Главный механик завода радиоприемников Владимир Петрович Трапезников
На заводе в качестве общественной нагрузки Владимир Трапезников возглавлял добровольную народную дружину. Желающих патрулировать улицы Иркутска было хоть отбавляй, потому что за это к отпуску прибавляли несколько дней. По итогам года дружина Трапезникова заняла третье место по городу. Но вместо похвалы партийное руководство завода решило влепить призёру выговор – так сказать, для стимула, ну и чтобы не зазнавался. Подобного юмора Трапезников не понял и переспросил на всякий случай на собрании: «Вы не шутите?» Услышав в ответ: «Партком никогда не шутит!» – хлопнул дверью, покинул зал, а вскоре и предприятие.
Покинув завод, Трапезников оказался в тайге. Со своим знакомым и его друзьями в думах, как дальше жить, и чтобы развеяться, летом 1978 года он поехал отдохнуть на природе. Они путешествовали по Байкалу и тайге, сплавлялись по Лене и однажды остановились в заброшенном местечке Чанчур, где к тому времени стояло два дома водомеров от гидрометеослужбы, жили семья эвенков и баба Люся.
«Мы поднялись на лодке, поймали рыбы, добыли козла, возвращаемся, – вспоминал Владимир Петрович. – Вокруг красота и тишина! Я признался, что места понравились. Мужики и говорят, мол, в Чанчуре Люська продает дом – покупай и живи. Тут же причалили к берегу и всей толпой пошли к этой Люсе: «Продаешь дом?» – «Продаю!». – и я купил дом за триста рублей».
Женщина была невероятно рада: Чанчур в тот момент вымирал, в селе жила семья эвенков и старик Горбунов. Чанчур – это маленькая, но примечательная деревня в Качугском районе Иркутской области, самый первый населенный пункт на Лене, расположилась на месте впадения в Лену реки Чанчур. Чанчур – в переводе с эвенкийского означает «чистая вода». Здесь жили древние люди, которые населяли берег Байкала. Позже проходили чайные караваны. В долине около устья Чанчура путники устраивали привал. Раньше это была полноценная деревня, промышляли местные жители охотой, сплавом леса. Были тут и школа, и магазин. А потом все исчезло, очень уж далеко от цивилизации. В современное время там образовался уголок для охотников и лесников. Писатель Валентин Григорьевич Распутин, несколько раз бывавший в Чанчуре, писал: «Если можно сказать, что остались на свете ещё райские уголки, то один из них – Чанчур…»
В тот же год Трапезников устроился штатным охотником в Ленский коопзверопромхоз, получил охотучасток Гремнай в двадцати километрах от Чанчура. Работа была сезонной, и с тех пор дома, в городе, он бывал наездами. Жена, Нина Николаевна, весть о покупке дома восприняла со слезами, но потом полюбила этот медвежий угол. Два их сына, по сути, выросли в Чанчуре.
Владимир Петрович с сыновьями в Чанчуре
Владимир Петрович с сыновьями в Чанчуре
В 1986 году образовался Байкало-Ленский заповедник, Владимир Петрович перешел работать туда главным госинспектором. Браконьеры люто возненавидели Трапезникова с первых дней, ему поджигали машину, в него стреляли. Рыболовные сети были объявлены вне закона, исключения касались лишь одной семьи. В Чанчуре жил Анатолий со своим семейством. Его так и звали – Толя-тунгус. Жена Любава каждый год стабильно приносила мужу по ребенку. Жили эвенки бедно, работы не было, кормились рекой и тайгой. Чтобы помочь коренному жителю, с подачи Владимира Петровича, в заповеднике придумали должность коневода. Хотя в Чанчуре была лишь одна хромая кобыленка.
Толе дозволялось ставить сети в Лене и ее притоках. Он добывал ровно столько, чтобы прокормить детей: ни на продажу, ни даже на пропой не ловил – такая натура у эвенка. Для остальных действовало строгое табу.
За мотором – госинспектор Владимир Петрович Трапезников. С удовольствием принимает гостей, особенно таких, которые могут помочь ему как волонтеры - прокладывать туристическую тропу, строить на ней зимовья.
За мотором – госинспектор Владимир Петрович Трапезников. С удовольствием принимает гостей, особенно таких, которые могут помочь ему как волонтеры - прокладывать туристическую тропу, строить на ней зимовья.
Первое, что сделал Петрович на посту главного госинспектора, – предложил своим инспекторам ставить избы здесь, в Чанчуре, чтобы не мотаться на работу десятки километров. И районная администрация, и руководство заповедника пошли работягам навстречу – одни нарезали участки под строительство домов, вторые выделили лес на пиломатериалы. Уже в конце 1980-х здесь появились первые восемь новых домов.
Петрович был неудобным начальству, чиновникам и браконьерам. Последние Петровича боялись, и пока он работал в Байкало-Ленском заповеднике, на его участке зверя не добывали и лес не горел. У Трапезникова была своя система предупреждения лесных пожаров. За это в 2002 году Владимир Путин наградил его медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Награду на груди Петрович никогда не носил, даже редко про это кому-то рассказывал.
В середине 1990-х, летом, точнее он не помнит, Петрович сидел во дворе усадьбы и выделывал отобранную у браконьеров медвежью шкуру. Через забор перелез мужик, поздоровался и сообщил, что хотел бы посмотреть свой дом. «Мужик, ты что-то путаешь. Это мой дом», – недружелюбно возразил госинспектор заповедника Трапезников, которому не хватало материалов на постройку дома, и он уже собирался разобрать морально устаревшее строение. Тут-то и выяснилось, что дом, где родился в 1928 году и провел раннее детство Александр Тюрюмин, был именно тем домом, который Трапезников купил у бабы Люси. Тем же вечером мужики вместе поужинали, поговорили, подружились, потом стали переписываться, Александр Михайлович посылал на малую родину какие-то вещи, которые становились экспонатами. Так в Чанчуре появился дом-музей Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина. Там размещена экспозиция, состоящая из фотографий и личных вещей летчика-испытателя. Ее под свою опеку взял Иркутский областной краеведческий музей.
Филиал Иркутского краеведческого музея в Чанчуре, дом-музей Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина. Фото: Андрей Коршунов
Филиал Иркутского краеведческого музея в Чанчуре, дом-музей Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина. Фото: Андрей Коршунов
Как-то из Москвы от Александра Тюрюмина пришло в Чанчур письмо с вопросом: «Как ты живешь там, Петрович, в мороз, без электричества?». Из Сибири Петрович ответил столице: «Живу вольно». И тогда Герой написал: «Хорошо, что есть на Руси места, где можно жить счастливо и вольно».
Памятник в Чанчуре казаку-первопроходцу Курбату Иванову, который первым из русских открыл в 1643 году Байкал
Памятник в Чанчуре казаку-первопроходцу Курбату Иванову, который первым из русских открыл в 1643 году Байкал
Прочитав о Курбате Иванове, который первым из русских открыл в 1643 году Байкал, Трапезников поставил казаку-первопроходцу памятник. Река Лена берёт начало из трёх озёр, они находятся друг от друга примерно в 200 метрах. Невероятная энергетика и породила идею поставить у истока великой реки какой-то особенный знак, символ, памятник. У её истока он поставил часовню в честь митрополита Московского и Коломенского святителя Иннокентия (Вениаминова).
Часовня в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) у истока Лены
Часовня в честь святителя Иннокентия (Вениаминова) у истока Лены
Один из последних завершенных проектов Владимира Петровича – карбас. Много лет с помощью плоскодонных плавсредств доставляли грузы в Якутию. Были у Петровича и другие задумки, увы, не получилось.
Вера в доброту, справедливость, благое дело – одно из сильных качеств Трапезникова. Таким он был при жизни, таким он остался навсегда.
Чанчур с высоты птичьего полёта
Чанчур с высоты птичьего полёта

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Сибирский краевед

Сибирский краевед

ЛентаТемы 490Фото 1 719Видео 54Музыка 15Участники 1 318
  • Подарки
Левая колонка
Всё 490
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться