В феврале 1942 года Кузьму Тимофеевича призвали на фронт. В 1944-м году попал в госпиталь с многочисленными ранениями. Три месяца боролся за свою жизнь, не выжил. Похоронили его в общей могиле возле города Осташков.
«Об отце я знаю только по рассказам матери, – вспоминает Иван Кузьмич. – Когда началась война, папу призвали в армию. С фронта писал письма домой. Однажды написал: «Лежу в госпитале в городе Осташков…» Оттуда, в марте 44-го, и пришла похоронка.
Помню то, что происходило со мной и вокруг меня, примерно с трех с половиной лет. Мы жили втроем: мама Федосья Илларионовна, бабушка Марфа и я. Мама в сорок четвертом году простудилась, долго болела, потом ее перевели на легкий труд – плести из конского волоса лицевые сетки для накомарников. Этот труд нас не мог прокормить, мы голодали, постоянно хотелось есть, а есть было нечего…».
Мама Ивана Кузьмича, Федосья Илларионовна родилась в деревне Пушмина, которая находилась напротив Подволочной через Ангару. Отец ее – Распутин Илларион Варфоломеевич (1880 г.р.) из батраков, а мать – Прасковья Ефимовна (1888 г.р.) из зажиточных крестьян.
«Первый муж моей матери – рассказывает Иван Кузьмич, – Григорий Данилович Рыбников (1896 г.р.) служил в царской армии, а, вернувшись домой, где-то в начале 30-х годах был насильно мобилизован в банду Пожидаева. В одной из перестрелок с красноармейцами убит. Матери выдали «волчью» справку: невестка кулака, жена погибшего бандита. Когда умер у нее сын Флегонт, местная власть не давала хоронить три месяца. А когда похоронила сына, уехала в Иркутск, увезла с собой двух сыновей и дочь. И получилось так, что заболела она, слегла, и детей определили кого в приют, кого в детский дом. Вот и получилось – когда выздоровела, от детей уж и след простыл.
Вернулась она в родную деревню Пушмино, к родителям. Здесь ее и присмотрел работник леспромхоза Кузьма Тимофеевич Вологжин. Увез Федосью Кузьма в свою родную деревню Криволуцкую. Еще поездил, помотался по командировкам, а потом перешел работать в колхоз. Избрали отца бригадиром-полеводом».
Федосья Илларионовна работала в колхозе, держала коровенку, в редкие свободные минуты ткала накомарники и сито. Никогда без дела не сидела сама и своего сына приучила к труду. Еще не пошел в школу, а уже умел копны вязать, боронить, лошадью управлять. В Криволуцкой была только начальная школа. Он закончил в ней четыре класса, а дальше учиться не пошел. Надо было работать, матери помогать.
Комментарии 9