Предыдущая публикация
Сибирский краевед

Сибирский краевед

4 июн 2023

Коченга

      Первое упоминание о селе Коченгском в документах относится к 1651 году. Расположено оно на левом берегу р. Илима при слиянии двух речек — Коченги и Илима.Позднее село просто начали называть Коченга.
     «Странник» из «Сибирского сборника», 1899 г.:
     «Спустившись 97 верст вниз по реке, имеющей массу пропарин из которых выскакивают на лед водяные воробьи подышать чистым воздухом, я добрался до Коченги, имеющей 46 дворов, маленькую ветхую церковь, волостное правление, церковно-приходскую школу, две торговых лавки и главную принадлежность каждого порядочного села – кабак – только не общественный, а местного кулака чуть не с водою вместо водки, по 70 коп. за бутылку.
      Коченга служит центром купли-продажи пушнины. К 8 ноября охотники, вышедши из тайги, стремятся сюда на ярмарку, где их давно дожидаются Колупаевы и Разуваевы, в лице дяди Михайлы, дяди Силифона и дяди Якима, ранее уговорившихся сбивать цены до минимума, под руководством главного кулака Якима. Сунется мужик к одному, дает дешево, к другому – еще дешевле, третий же заявит, что ему вовсе не нужно – и бедный мужик, почесав затылок, с душевной болью, пляшет под музыку разных «Иванычей», валя всю вину на судьбу-злодейку и, вполне сознавая, что его обирают, но выбраться из этого лабиринта он не имеет ни малейшей возможности. Точно так же он вполне сознает вред весенних охот, но все-таки охотится. Весной охотники часто убивают соболей-самок, уже оплодотворившихся, а так-как каждая самка приносит от 3 до 6 детей, то и не удивительным становится ежегодное уменьшение соболей.
      Прожив в Коченге два дня, я отправился той же дорогой обратно…»
     Священник Николай Александрович Пономарев, 1913 г.:
     «Местами и весьма часто попадаются шиверы (вода падает чрез камни); при оплошности кормовщика лодка наша нередко ударялась о камни; сон был поэтому не особенно крепкий, а с прибытием в приходское село Коченгское с раннего утра начался торжественный звон, и пестрая толпа коченгцев нетерпеливо ожидала на берегу выхода высокого гостя. В толпе, прячась за других, выглядывали политические: показать, что и они интересуются приездом архиерея, им не хотелось, а с другой стороны, этот приезд, всколыхнувший жизнь коченгцев, коснулся и жизни ссыльных; они интересовались — каков архиерей, о чем он поучает народ; некоторые из них пришли даже на молебен в храм…
      Село Коченгское расположено на левом берегу р. Илима при слиянии двух речек — Коченги и Илима; в нем 53 двора. Приходский храм вне села, в поле, посвящен имени св. Алексия, человека Божия, существует с 1862 года, имея при себе 1210 душ прихожан обоего пола. Храм достаточно прочен и всем нужным снабжен, обнесен хорошей деревянной оградой. По штату положен священник и псаломщик. Священник Мичурин только что приехал, будучи переведен из Шамановой. Бывший священник о. Лыхин выехал из Коченги 20 марта, значит, приход стоял свободным 2 1/2 месяца, заведовал им илимский священник о. Н. Савватеев. О. Мичурин с образованием 3 кл. духовного училища, в сане священника служит 18 лет. Должность псаломщика относит Василий Плетенев, обучавшийся в Киренской второклассной школе, 19 лет. Просил Владыку о рукоположении его в сан диакона; получил отказ, за малолетством и неподготовленностию.
Храм в с. Коченгском в честь имени св. Алексия, человека Божия. 1913 г.
Храм в с. Коченгском в честь имени св. Алексия, человека Божия. 1913 г.
     В 8 час. утра Владыка вышел из лодки. По пути к храму он выслушал краткий доклад о. благочинного о состоянии прихода; многочисленная толпа в глубоком молчании сопровождала нас. В храме Владыка отслужил молебен св. Алексию, человеку Божию и св. Иннокентию Иркутскому с акафистом. Народу собралось более 300 челов. Так как Коченгский приход в значительной степени подвержен пороку пьянства, то Владыка признал нужным предложить народу назидание о вреде и пагубности пьянства. Прекрасное слово его было выслушано при гробовой тишине и, несомненно, запало глубоко в сердца слушателей… Храм и все церковные документы найдены в порядке, деньги и свечи в целости. Из храма Владыка проследовал в местную церковно-приходскую школу, где произвел экзамен выпускным ученикам по всем предметам курса, сделавши отметку в визитационной книге, что познания учащихся вполне удовлетворительны. В школе всего обучается 15 мальчиков и 8 девочек. Учащим состоит дочь крестьянина, девица Ксения Попова с 11 февраля 1913 года, с образованием Малышевской второклассной учительской школы. Имущество школы в порядке. Преподавши благословение ученикам и раздавши привезенные гостинцы — пряники и конфекты, Владыка посетил местного благотворителя школьного и церковного К.И. Щегорина, священника о. Мичурина и псаломщика Плетенева. Коченгское было настроено по-праздничному. Мужики и бабы, разодетые, сидели около домов и тотчас вставали, как Владыка показывался на улице. В 2 часа дня отправились дальше. Плыть теперь было безопасно, р. Коченга углубила воды Илима вдвое, шиверы встречались редко, да если и попадались, то камни были на значительной глубине, не представляя опасностей для нашей флотилии. Отсюда мы отправились на четырех крытых лодках: в одной плыл Владыка с сопровождавшим его священником, в другой — свита, в третьей — становой пристав и в четвертой — благочинный. Илим торжествовал праздник… Весело оглашался он всплескиваниями весел и говором ямщиков, перебрасывавшихся деловыми фразами с одной лодки на другую. Лодки наши — то плыли рядом, то привольно разбрасывались в длину и ширь Илима, на расстоянии нескольких сажен. Пить чай, обедать и ужинать Владыка приглашал в свою лодку. Уха подавалась прямо с огня на стол, в задымленном котле. Отдавая несколько запахом дыма, она имела какой-то особенный вкус, заставляя нас с аппетитом кушать одну тарелку за другой. Варили на особо устроенном очаге, в носу лодки, здесь же кипятили самовар и чайник, так что плавание продолжалось без остановок. Особенно очаровательным был ужин, когда кругом окутывала темнота, природа замирала, изредка разве раздавалось в лесу чириканье птички, лодки плавно катились вниз, понуждаемые гребцами. При зажженной свече мы семьей совершали свой поздний ужин, отдыхая от дневного труда в задушевной беседе со своим Архипастырем. Хорошее было времечко. Мне оно будет памятно до гроба… После ужина, одевшись потеплее, Владыка выходил подышать свежим воздухом, пользуясь временем, когда мошка и овод давали вздохнуть их посетителям… Запросто он беседовал с ямщиками, интересуясь их жизнью и занятиями. Они сначала робели, а потом более смелые из них вступали в разговоры и рассказывали своему Архипастырю о наболевших своих нуждах, своих печалях и радостях…»
      Церковно-приходская школа, она появилась примерно в 1895 году, когда крестьянин К.И. Щегорин построил на свои средства дом для школы. Единственная претендентка на место учительницы – дочь священника, имя которой мы, к сожалению, пока не знаем. Известно, что уже в 1897 году учительствует в Коченге Василий Тимофеевич Киприянов. В 1901-м его сменил иркутский мещанин Василий Яковлевич Пеняев.
Коченгская церковно-приходская школа. 1913 г.
Коченгская церковно-приходская школа. 1913 г.
      А вот что пишет газета «Восточное Обозрение» от 9 августа 1901 г.: «…Сходные факты дает Коченгская школа. До 1900 г. в ней занимался вполне удовлетворительный учитель, которым местное население было довольно. Недоволен учителем был, однако, местный священник - и учитель, оставив ц.-пр. школу, перевелся в министерскую на Лену. После него школа была "на время", для заполнения графы в отчете, передана в ведение юного батюшкина сына, не доучившегося в духовном училище. В феврале 1901 г. в школу прибыл учитель (надолго ли!), еще не определившийся».
      В дальнейшем (а именно в 1917 году) преподавателем в школе определен Василий Алексеевич Барахтенко.
     Революция, Гражданская война, НЭП мало что изменили здесь, как говорили, в медвежьем углу. Правда, вместо приказчиков-обиралов появились заготовители пушнины – посланцы потребительских обществ, но это вовсе не означало, что уровень жизни илимских охотников повысился. Несправедливость торжествовала в царское время, не исчезла она и в советское.
     Жил-был революционер-эсер Осипов Семен Федорович, которого определили после каторжных работ на поселение в деревню Наумова (находилась ниже Коченги по реке Илим). После революции он не лез на рожон, не бежал на баррикады, а спокойненько поживал себе в таежной глуши, сначала трудился заготовителем пушнины у купца, а после победы Советской власти прибрал к себе это прибыльное дело. После его раскулачивания в начале 30-х была написана характеристика Осипова: «Эсер, образован, развит, держал в своих руках все население Илима, под свое влияние взяв бедноту, комсомол. Поскольку от райцентра Коченга находится в 250 километрах за недостаточностью районного руководства (сохраняем стиль документа начала 30-х годов) забирал без всякого всю белку от мужиков и за что им привозил только чай, конфекты и очень мало мануфактуры. Говорил бедноте, что в колхоз ходить не нужно, а из колхоза уходите, и что колхоза у нас не будет. Говорил комсомольцам, чтобы они ему дали документы, которые помогли бы ему избежать раскулачивания. Говорил бедноте, что если вы меня отнесете в кулаки, то я вас отправлю в тюрьму.
      Вся беднота находилась в замке (видимо, подразумевается: в зависимости от С.Ф. Осипова), и материал, в котором имеет место эксплуатация, беднота полностью дать не могла, хотя собрание категорически настаивает Осипова выселить.
     В 1931 году Осипов был отнесен к группе кулаков, обложен индивидуальным налогом в сумме 87 рублей, лишен права голоса, а затем и изолирован по линии ОГПУ. Семья его продолжала жить на Илиме».
     В конце 20-х начале 30-х создаются на Илиме маленькие колхозишки, которые просуществовали до конца 50-х годов, а затем закрылись в связи с переносом илимских нерентабельных деревень. В Коченге был колхоз «Пятилетка в 4 года», председателем которого был некий Барахтенко. Кстати, фамилия Барахтенко – Барахтенков была самой распространенной в Коченге. В 1943 году председателем колхоза был Анциферов Николай Степанович, вернувшийся по ранению с фронта, а председателем сельсовета – Барахтенко Евдоким Петрович.
     Во время Великой Отечественной войны из деревни Коченга ушли на фронт и не вернулись:
     Барахтенко Александр Иннокентьевич, род. в 1921 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1940 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в июле 1942г. Сообщено отцу Барахтенко Иннокентию Александровичу, д.Коченга.
     Барахтенко Александр Сергеевич, род. в 1919 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1940 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в августе 1943г. Сообщено жене Барахтенко Елизавете Афанасьевне, д.Коченга.
     Барахтенко Алексей Александрович, род. в 1908 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в октябре 1942г. Сообщено жене Барахтенко Анисьи Яковлевне, д.Исеты.
     Барахтенко Василий Алексеевич, род. в 1912 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1942 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в августе 1943г. Сообщено жене Барахтенко Анфилии Фёдоровне, д.Коченга.
     Барахтенко Василий Иванович, род. в 1910 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван Усть-Удинским РВК. Рядовой 468-го отд. зен.-арт. див-на Северо-Западный фронт. Погиб в бою 05.03.1943г. Похоронен в с.Знаменка Горшеченского р-на Курской обл.
     Барахтенко Егор Арефьевич, род. в 1905 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван 15.04.1943г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, рабочий трудовой армии. Умер от болезни в октябре 1943г., находясь в полярной Уральской экспедиции № 13 с. Саранпауль. Сообщено жене Барахтенко Аграфене Яковлевне, д.Коченга.
     Барахтенко Иннокентий Алексеевич, род. в 1911 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в августе 1943г. Сообщено жене Барахтенко Анне Васильевне, д.Коченга.
     Барахтенко Иннокентий Иванович, род. в 1911, призван Усть-Удинским РВК. Рядовой, миномётчик отдельного лыжного батальона (114-я стр. див. 7-я армия, Карельский фронт). Умер от ран 09.01.1943г. Похоронен у Пал-Озера Лодейнопольского р-на Ленинградской обл. Сообщено жене Барахтенко Ирине Петровне.
     Барахтенко Иннокентий Фёдорович, род. в 1920 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в январе 1942г. Сообщено отцу Барахтенко Фёдору Михайловичу, д.Коченга.
     Барахтенко Константин Илларионович, род. в д. Коченга Усть-Удинского района, призван Усольским РВК. Рядовой, стрелок 97-й отд. стр. бр. (64-я армия Сталинградский фронт). Погиб в бою 01.01.1943г. Похоронен в с.Горная Поляна Октябрьского р-на Волгоградской обл.
     Барахтенко Михаил Павлович, род. в 1907 г. в д. Коченга Усть-Удинского района, призван Усть-Удинским РВК. Ефрейтор, наводчик ПТР 108-й стр. дивизии (10-я армия Западный фронт). Погиб в бою у д. Верхнее Ашково Орловской обл. 08.03.1943г. в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции. Похоронен в д. Ослинка Жиздринского р-на Орловской обл. Сообщено жене Барахтенко Марии Петровне, д.Коченга.
     Барахтенко Николай Алексеевич, род. в 1917 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок 852-го стр. полка (277-я стр. див., 38-я армия Юго-Западный фронт). Раненый попал в плен 16.06.1942 г. у с. Васильевка, Харьковская обл. Умер в плену 19.01.1944 г. Мать Барахтенко Дарья Васильевна, д. Коченга.
      Барахтенко Николай Сидорович, род. в 1916 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в июле 1942г. Сообщено сестре Барахтенко Марии Сидоровне, д.Коченга.
      Барахтенко Павел Михайлович, род. в 1911 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в августе 1943г. Сообщено отцу Барахтенко Михаилу Ивановичу, д.Коченга.
      Барахтенко Пантелеймон Терентьевич, род. в 1909 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в августе 1943г. Сообщено жене Барахтенко Матрёне Леонтьевне, д.Коченга.
     Барахтенко Сергей Михайлович, род. в 1913 в д. Коченга, призван в 1943г. Кожевниковским РВК Новосибирской обл. Гв. сержант, командир отделения 1-й стр. роты 90-го гв. стр. полка (29-я гв. стр. див., 10-я гв. армия 2-й Прибалтийский фронт). Убит в бою у пос.Мадлиена, Латвия. 23.09.1944 г., участвуя в Рижской наступательной операции. Похоронен в пос. Мадлиена Огрского р-на, Латвия. Сообщено жене Барахтенко Татьяне Филипповне, д.Коченга. Награждён медалью «За отвагу» от 31.08.1944 г.
     Барахтенко Степан Иванович, род. в 1901 в д.Коченга, призван Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок 930-го стр. полка (256-я стр. див. 2-я уд. армия Волховский фронт). Убит в бою 12.01.1943 г., участвуя в наступательной операции "Искра". Похоронен Синявинские торфоразработки Мгинского р-на Ленинградской обл.
     Барахтенко Филипп Сидорович, род. в 1912 в д.Коченга, призван Усть-Удинским РВК. Гв. рядовой, пулемётчик 22-го гв. стр. полка (9-я гв. стр. див. 4-я уд. армия Калининский фронт). Убит в бою у д. Рытовка Велижского р-на Смоленской обл. 20.03.1943 г., участвуя в Ржевско-Вяземской наступательной операции. Похоронен д. Рытовка Велижского р-на Смоленской обл. Сообщено сыну Барахтенко Василию Филипповичу, д.Коченга.
     Барахтенко Фрол Григорьевич, род. в 1917 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в январе 1942г. Сообщено отцу Барахтенко Григорию Алексеевичу д.Коченга.
     Барахтенко Яков Яковлевич, род. в 1902 в д. Коченга Усть-Удинского района, призван в 1942 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, стрелок. Пропал без вести в октябре 1944г. Сообщено жене Барахтенко Наталье Андреевне, д.Коченга.

Вернулись с фронта:

     Барахтенко Василий Алексеевич, 1919 г.р., д. Коченга. Призван 16.08.1939 г. Усть-Удинским РВК. Ст. сержант, пом. ком. стр. взвода 1237-го стр. полка 373-й стр. дивизии. Награждён орденами СлаваIII степени, Красная Звезда, медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
     Барахтенко Василий Лаврентьевич, 1923 г.р., д. Коченга. Призван в 1941 г. Усть-Удинским РВК. Рядовой, хим. наблюдатель 1379-го стр. полка 87-й стр. дивизии. Награждён орденом Слава III степени, медалью «За победу над Германией».
     Барахтенко Иван Александрович, 1920г.р., д. Коченга. Призван Балаганским РВК, младший сержант, 331 гв. стр. полка 105 гв. стр. дивизии. Награждён двумя медалями «За боевые заслуги», медалью «За отвагу».
     Барахтенко Кирьян Алексеевич, 1913 г.р., д. Коченга. Призван в июле 1941 г. Усть-Удинским РВК. Гв. ст. сержант, санитар 49-й отд.автосанитарной роты. Награждён медалями «За отвагу», «За победу над Германией».
      Барахтенко Михаил Андреевич, 1922 г.р., д. Коченга. Призван Усть-УдинскимРВК. Рядовой, связист батареи управления 3-й мин. бригады 7-йарт. дивизии. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».
      Барахтенко Фёдор Сергеевич, 1912 г.р., д. Коченга. Призван в 1941г. Братским РВК. Рядовой, 480-го арт. полка. Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией».
     Барахтенко Филипп Иннокентьевич, 1898 г.р., д. Коченга. Призван Усть-Удинским РВК. Мл. сержант, ком. отделения инженерно-минной роты. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу».

      Когда в 1970-м на Коченге создавался производственный участок госпромхоза «Усть-Удинский» там уже оставалось несколько пустующих домов. А от церкви не осталось и следов. Не известно пока: то ли сгорела она, то ли разобрали ее на дрова. Постепенно, постепенно тайга надвигается на Коченгу…
     Юрий Петрович Лыхин, 2011 г.:
     «Вода в Илиме чиста, и в отличие от рек в Европе, ее спокойно можно зачерпывать в котелок. При отсутствии человека чиста и природа вокруг. День прекрасен, река тиха и умиротворенна. Плыть одно удовольствие.
     Добрались до когда-то большого, волостного, села Коченга, встретившего нас захудалой нежилой развалюшкой. Единственное окно этой хижины находится у самой земли и беспрепятственно зарастает густой травой.
Коченга - 931162207302
      А место здесь привольное. С правой стороны в Илим впадает река Коченга, с левой, на высоком яру, располагалось само село. Коченга оставалась жилой дольше всех остальных верхнеилимских селений. Но сегодня здесь постоянно живет только один человек – Иван Воронцов. Он родился в Абакшиной, его отец родом из Чуриловой, а мать (урожденная Скуратова) из деревни Лыхиной».

      Деревни по Илиму просуществовали до конца 50-х годов, а затем закрылись в связи с переносом илимских нерентабельных деревень. Как говорится, одним росчерком пера, решением райисполкома Илим оголили. Получив справки (паспортов не было), жители деревушек уезжали: кто в Нижнеилимский район, кто в Усть-Удинский.

Комментарии 1

Екатерина Наумова(Вологжина)
Екатерина Наумова(Вологжина)
Здравствуйте. Может вы можете подсказать, где сейчас находится архив Коченги? Хочу найти предков своих, узнать о них.
5 ноя
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Сибирский краевед

    Сибирский краевед

    ЛентаТемы 490Фото 1 719Видео 54Музыка 15Участники 1 318
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 490
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться