Руководитель советской делегации на конференции в Сан-Франциско
Андрей Громыко
Советский Союз был приглашен принять участие в церемонии, и Советский Союз принял это приглашение.
На этом факты заканчиваются и начинаются спекуляции. Спекуляции, конечно, должны быть сосредоточены на том, чем сейчас занимается Советский Союз. Представляется крайне маловероятным, что у Советского Союза есть какие-либо намерения подписать этот договор.
Москва последовательно критиковала метод его подготовки и некоторые аспекты его содержания. Советская сторона утверждала и, вероятно, будет продолжать утверждать, что вся процедура является „незаконной“».
Действительно, СССР с самого начала конференции выражал решительное несогласие с подготовленным Соединенными Штатами и Великобританией проектом текста международного договора. Советская делегация предприняла ряд попыток приостановить продвижение этого документа.
В частности, она указывала, что международный договор не давал никаких гарантий против усиления японского милитаризма. Подчеркивалось также, что Китай не был приглашен к участию несмотря на то, что он был одной из главных жертв японской агрессии. «Еще в 1931 году японская армия вторглась в Маньчжурию, – напомнил в своем выступлении первый заместитель министра иностранных дел СССР Андрей Громыко на конференции в Сан-Франциско 5 сентября 1951 года. –
После шестилетней оккупации Маньчжурии, которая была превращена Японией в военный плацдарм для дальнейшего расширения агрессии на Азиатском континенте, милитаристская Япония вторглась в 1937 году в Центральный Китай и оккупировала жизненно важные центры Китая. Китайский народ в борьбе против японского агрессора понес огромные жертвы, материальные и человеческие». Мало того, с Советским Союзом не консультировались должным образом, когда этот договор находился в стадии разработки.
В возражениях СССР отмечалось, что подготовленный договор превращает Японию в американскую военную базу и вовлекает Токио в военную коалицию, направленную против Советского Союза. «Представленный конференции американо-английский проект мирного договора с Японией свидетельствует о том, что авторы этого проекта больше озабочены тем, чтобы расчистить путь для возрождения японского милитаризма и толкнуть Японию вновь на путь агрессии и военных авантюр, – заявил в своем выступлении Андрей Громыко. – Это относится, прежде всего, к Соединенным Штатам Америки, политика которых в отношении Японии дала за последние годы достаточно доказательств того, что правительство Соединенных Штатов имеет свои особые планы в отношении Японии, планы, не имеющие ничего общего с интересами подлинного мирного урегулирования с Японией, с интересами поддержания и укрепления мира на Дальнем Востоке». В возражениях советской делегации подчеркивалось также, что подготовленный американцами документ фактически представляет собой сепаратный мирный договор. Касались советские возражения и территориальной тематики: проект договора нарушает права Китая на Тайвань и ряд других островов. Кроме того, вопреки Ялтинскому соглашению договор не признавал суверенитет Советского Союза над Южным Сахалином и Курильскими островами. В выступлении главы советской делегации отмечалось, что проект договора грубо нарушает законные права китайского народа на неотъемлемую часть Китая – Тайвань (Формозу), Пескадорские, Парасельские острова и другие территории, отторгнутые от Китая в результате японской агрессии.
По словам Андрея Громыко, документ также противоречил тем обязательствам, которые взяли на себя США и Великобритания по Ялтинскому соглашению о возвращении Сахалина и о передаче Курильских островов Советскому Союзу. «Проект фактически игнорирует законные требования государств, пострадавших от японской оккупации, о возмещении Японией понесенного ими ущерба. Вместе с тем, предусматривая возмещение ущерба непосредственно трудом японского населения, он навязывает Японии кабальную форму репараций, – отмечал Андрей Громыко. – Американо-английский проект является не договором мира, а договором подготовки новой войны на Дальнем Востоке». «Бесспорно, что исконные территории Китая, отторгнутые от него, как остров Тайвань (Формоза), Пескадорские, Парасельские острова и другие китайские территории, должны быть возвращены Китаю, – констатировал в своем выступлении в Сан-Франциско Андрей Громыко. – Также бесспорны права Советского Союза на южную часть острова Сахалин и все прилегающие к ней острова, а также на Курильские острова, находящиеся ныне под суверенитетом Советского Союза». Бомба замедленного действия Глава советской делегации вспоминал потом, что активную роль в подготовке сепаратного мирного договора с Японией играли тогдашние госсекретарь США Дин Ачесон и советник Госдепартамента Джон Фостер Даллес: «Они оба приложили немало усилий к тому, чтобы протащить на конференции вопреки возражениям Советского Союза этот договор, который вместо того, чтобы стать по-настоящему мирным, в действительности являлся документом, отвечавшим узким военно-стратегическим целям США. Однако даже этот сыгранный дуэт оказался не в силах противостоять требованию СССР об отказе Японии от всех прав и претензий на южную часть Сахалина и Курильские острова. Авторитет советско-американской договоренности по данному вопросу, достигнутой во времена президента Рузвельта, не позволил это сделать. Тем не менее, вопреки взятым на себя США и Великобританией по Ялтинскому соглашению обязательствам и исторической справедливости, в Сан-Францисском договоре не указали, что эти острова возвращаются Советскому Союзу как его исконные земли. В договоре зафиксировано, что они лишь отходят от Японии». В договоре говорится, что «Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому Договору от 5 сентября 1905 года». При этом не отмечается, в чью именно пользу отказывается Токио от этих территорий, что создает не совсем определенную ситуацию с принадлежностью островов. Показательно, что в ходе составления проектов договора Госдепартаментом США под руководством Даллеса позиция Вашингтона в отношении интересов СССР и дружественных ему стран постоянно ужесточалась. Если в проектах 1950 года вопрос о принадлежности Курильских островов, Южного Сахалина и Тайваня предполагалось решить в рамках Дальневосточной комиссии либо ООН (а в проектах 1951 года напрямую оговаривались передача Японией Курильских островов и возвращение Южного Сахалина и прилегающих островов Советскому Союзу), то в проекте, согласованном Вашингтоном и Лондоном, было зафиксировано лишь то, что Япония отказывается от прав и претензий на Курильские острова и на ту часть Сахалина и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому миру 1905 года, – без конкретного указания на то, что эти острова передаются СССР. Эти действия Вашингтона, по словам Громыко, приведенным в его книге «Памятное», красноречиво характеризуют тогдашнего президента США Трумэна и его окружение, «которые и в этом совершенно ясном вопросе поставили задачу предпринять в отношении СССР враждебный акт большого масштаба, а заодно устроить шабаш ведьм на могиле Рузвельта. Они, конечно, знали, что подобный выпад против СССР ни на йоту не поколеблет ни советскую позицию, ни наши законные права. Но им нужно было наступить на ногу своему бывшему союзнику не только по войне с гитлеровской Германией, но и с милитаристской Японией».
Нет комментариев