Предыдущая публикация
Екатерина Полухина, практикующий психолог

Екатерина Полухина, практикующий психолог

8 ноя 2024

Статья: Коррекция сенсорных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра посредством телесно-ориентированной терапии

Проблема детского аутизма является одной из наиболее актуальных проблем в области детской психиатрии. В настоящий момент, по данным благотворительного фонда «Обнажённые сердца», в мире диагностируется один случай аутизма на 36 детей. Работая с детьми с аутизмом на протяжении 7 лет, я глубоко понимаю заинтересованность данной темой, как педагогов, так и родителей детей с расстройством аутистического спектра. Так как при высокой частоте развития этих состояний возникают определённые трудности своевременной диагностики и отсутствие детально разработанной системы специализированной помощи. Педагоги и родители находятся в постоянном поиске эффективных методов работы с детьми с аутизмом, для успешной их социализации и адаптации в обществе.
Детский аутизм (расстройство аутистического спектра (РАС)) — это нарушение психического развития ребёнка. Одним из симптомов расстройства является трудность в обработке сенсорной информации. Мозг не обрабатывает и не упорядочивает потоки сенсорных импульсов, и в результате ребёнок с РАС не получает точную информацию о себе и окружающем мире. Такое восприятие заставляет ребёнка обострённо реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие, приводит к трудностям в общении с людьми, формирует устойчивые бытовые привычки, затрудняет адаптацию к новым условиям, мешает обучаться наравне со сверстниками (в том числе через подражание другим).
Специфические особенности обработки сенсорной информации у детей с РАС (зрительной, вестибулярной, слуховой, тактильной, проприоцептивной) - это гиперчувствительность (раздражение от яркого света, закрывание ушей руками на громкие звуки, сильная неприязнь к определённым тканям) и гипочувствительность (сложность в дифференциации цветов, форм и размера, затруднения в понимании речи, трудности с «личным пространством»). Ребёнок с РАС может видеть, слышать, осязать, обонять и пробовать на вкус – и получать иной образ от действительного. Так же при «некачественной» обработке сигналов в головном мозге ребёнку сложно ощущать схему собственного тела. Чем больше в мозг ребёнка с аутизмом поступает сенсорной информации, которую он не в состоянии обработать, тем быстрее у него может возникнуть вегетативная буря (вспышка, взрыв, сенсорная перегрузка).
На сегодняшний день не существует медикаментозных способов «вылечить» аутизм, однако есть доказавшие свою эффективность методы, позволяющие преодолеть трудности с особенностями обработки сенсорной информации, свойственные РАС. Один из таких методов – телесно-ориентированная терапия.
Методы телесно-ориентированной терапии могут помочь ребёнку установить контакт с собственным телом, понимать и принимать его. Организм ребёнка — это целостная система, в которой все функции оказывают влияние друг на друга, тело и сознание тесно связаны между собой. Поэтому, развивая телесную сферу ребёнка, мы идём по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических процессов.
Включение телесно-ориентированных практик на ранних этапах развития ребёнка позволяет также осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребёнка.
Посредством телесно-ориентированной терапии ребёнок учится контролировать телесные проявления - это важный момент его социализации. Возникает ощущение возможности использовать своё тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Восприятия и познания ребёнком окружающих предметов и людей становится безопасным и понятным. Ребёнок учится проявлять чувства и эмоции (защита, поддержка, доверие) в отношении других людей. Уменьшается проявление неприемлемого поведения, такого как агрессия, аутоагрессия, страхи, аутостимуляции и др.
К телесным практикам можно отнести:
Телесные прикосновения. Прикосновения могут быть мягкими поверхностными (например, различными по фактуре материалами, телом человека и др.) и более глубокие с сильным давлением (например, укладывание ребёнка между матами, укутывание в тяжёлое одеяло или плед, плотно сжимание рук и ног и др.). Глубина прикосновений зависит от особенностей тактильной чувствительности ребёнка.
Пальчиковые и тактильные игры. Игры способствуют повышению чувствительности ребёнка к ощущениям расслабления и напряжения мышц собственного тела. При повышенном тонусе мышц игры способствуют расслаблению, а при гипотонусе, наоборот помогают активизировать мышечные процессы бережно и безопасно.
Массаж. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Вследствие чего повышается её регулирующая роль в отношении всех систем и органов. Массаж с лёгкими прикосновениями способствует активизации тактильных рецепторов сенсорной системы. Для массажа можно использовать мягкие щётки, шарики су-джок, сухие бассейны, песок, крупу и др.
Двигательные игры. Активное развитие сенсорного восприятия возникает от получаемых ребёнком ощущений, за счёт движений тела в пространстве и ритма движений - ходьба, бег, танцы.
Игры и упражнения на координацию движений. Упражнения на поддержание равновесия и развития устойчивости помогают ребёнку осознать свою телесную активность, улучшить контакт с телом и саморегуляцию (аутогенные тренировки, хатха-йога).
Упражнения для растяжки и стабилизации тонуса мышц. Растяжки – это система специальных упражнений на растягивание мышц. При их выполнении в мышцах ребёнка возникает ощущение мягкого растяжения, а не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению мышечных зажимов, оптимизации тонуса и повышению психической активности.
Последовательная проработка сегментов тела (области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота, таза). На начальных этапах ребёнок обучается дифференцировать состояние напряжения/расслабления отдельных мышечных групп. В зависимости от особенностей телесной чувствительности ребёнка, контакт в области сегмента будет отличаться по силе и интенсивности.
Ребёнок по своей природе является абсолютно телесным, поэтому телесно-ориентированная терапия это естественный путь при коррекции сенсорных нарушений. Широкая информированность и освещение тем, связанных с эффективными научными методами при коррекции нарушений у детей с РАС, позволяет оказывать нам своевременную психологическую и педагогическую помощь.
Практикующий психолог Полухина Екатерина Александровна

Статья: Коррекция сенсорных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра посредством телесно-ориентированной терапии - 972605840873

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Екатерина Полухина, практикующий психолог

Екатерина Полухина, практикующий психолог

ЛентаТовары 2Темы 549Фото 734Видео 88Участники 318
  • Подарки
Левая колонка
Всё 549
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться