Предыдущая публикация
История и археология Руси и соседей

История и археология Руси и соседей

15 дек

Опричнина: еще один взгляд..

Опричнина одна из самых загадочных, спорных и вызывающая диаметрально противоположенные оценки явление царствования Ивана Грозного. Историки сломали немало копий в попытках дать оценку и определить «спусковой механизм» этого события.
Все версии и мнения можно условно разделить на две группы суждений. Первая, опричнина не носила никакого закономерного характера и была обусловлена преимущественно личными качествами царя Ивана Грозного при стечении неблагоприятных обстоятельств экономического, социального и ситуативного характера. Вторая, опричнина являлась систематизированной, организованной и хорошо спланированной политикой царя, направленной на борьбу с противостоящими ему и прогрессивному развитию российского государства социальными силами - боярской оппозицией, остатками удельно-княжеской системы, сепаратизмом и экономической конкуренцией ряда регионов (Новгорода, Пскова, Твери), сопротивлением церкви как мощной, противостоящей государству организации.
Версии.
Версию о том, что опричнина явилась прямым следствием личных качеств монарха высказывал еще Н.М.Карамзин.Он писал: «Иоанн родился с пылкими страстями, с воображением сильным, с умом еще более острым, нежели твердым или основательным»
Еще более жесткую характеристику Грозному в канун опричнины дал Н.И.Костомаров: «С этих пор поступки его показывают состояние души, близкое к умопомешательству. Вероятно, такой перемене в его организме содействовала и его развратная жизнь, неумеренность во всех чувственных наслаждениях, которым он предавался в этот период своего царствования»
Советские исследователи А.А Зимин, В.Б.Кобрин, Р.Г.Скрынников подошли более основательно к изучению причин опричнины. А.А.Зимин считает, что опричнина была направлена против последнего удельного князя Владимира Старицкого, единственного реального, по понятиям того времени претендента на власть в государстве, что и обнаружилось во время так называемого «боярского мятежа 1553 года.
В.Б.Кобрин видит причину появления опричнины в противостоянии Избранной рады и Грозного. Он пишет: «Так столкнулись две силы, два властолюбия. Увы, властолюбивый подданный не может надеяться на победу в конфликте с властолюбивым монархом. Конфликт разрешился падением Избранной рады»
Р.Г.Скрынников, не отрицая оппозиционные настроения боярской верхушки, замечает: «Новгородские экспроприации конца XV в. не отменили московскую традицию, в силу которой казна могла отобрать вотчину у боярина только с санкции Боярской думы. В опричнине Иван IV избавился от опеки думы, что позволило ему произвести массовую конфискацию княжеских вотчин.» По сути это вело к упразднению частной собственности и ставило боярство в полную зависимость от монарха. Посягательство на частную собственность привело к единственному результату: опричная политика потерпела крушение.
Интересную точку зрения на причину возникновения опричнины высказал А.Л.Юрганов. Он считает, что опричнина в восприятии Ивана Грозного была синкретическим явлением, причем не столько политическим, сколько религиозным. Исследователь пишет: «Опричные казни превращались в своеобразное русское чистилище перед Страшным судом. Царь добивался полновластия как исполнитель воли Божьей по наказанию человеческого греха и утверждению истинного "благочестия" не только во спасение собственной души, но и душ тех грешников, которых он обрекал на смерть».
Большинство историков сходится во мнении, что одной из причин опричнины был конфликт интересов между аристократией и царем в его попытках установить самодержавную, ничем не ограниченную власть.
По Божьему изволению.
Очень вероятным кажется версия А.Л.Юрганова о том, что в восприятии Грозного опричнина несла религиозный смысл, особенно в контексте самодержавной власти в фокусе того, что воля монарха есть проявлении воли Божьей. Это хорошо видно из переписки Ивана IV с Курбским: «Посмотри на это и вдумайся: кто противится власти — противится Богу; а кто противится Богу — тот именуется отступником, а это наихудшее из согрешений». Боярский мятеж 1553 года только укрепил Грозного в своем видении власти как «Божьему изволению». «По Божьему изволению с рождения был я предназначен к царству: и уже не вспомню, как меня отец благословил на государство; на царском престоле и вырос»
С большой долей уверенности можно говорить, что Иван Васильевич в силу своего неординарного ума и способностей принял мысль о своей власти как проявлении Божьей воле вполне осознано. Все свои послания и письма он подкреплял цитатами из Священного Писания, ссылаясь как ветхозаветных пророков, так и на евангельских апостолов. Это очень органично вытекает из концепции Москва-Третий Рим, которая имела широкое распространение в умах московских книжников чуть ли не с середины XV в. и окончательно оформившаяся уже в царствовании Грозного. Падение Константинополя и Флорентийская уния давали все основания московским интеллектуалам XVI в. считать Москву преемницей Византии, а православие истиной христианской верой и как следствии этого царь становился носителем «правильных» религиозных взглядов и те, кто противился самодержцу автоматически противился и воле Божьей. «Так ли следует воздавать честь владыке, от Бога данному, как делаешь ты, изрыгая яд по обычаю бесовскому?», писал Грозный Курбскому.
Интересно и то, что воля монарха как воля Божья воспринималась не только царем, но и населением Русского государства. Иезуит Паоло Кампани отмечает: «По отношению к своему государю угождение и почтение удивительны. Создается впечатление, что некоторые его мнения считаются чуть ли не божественными: они убеждают себя, что он все знает, все может, все в его власти. У них часто употребляется выражение: «Бог и великий государь все ведают».
Косвенным подтверждением опричнины как религиозной составляющей во взглядах Ивана IV может служить, и сама организация опричного войска на манер монашеского ордена целью которого была борьба с крамолой.Штаден пишет: «Согласно присяге опричники не должны были говорить ни слова с земскими, ни сочетаться с ними браком. А если у опричника были в земщине отец или мать, он не смел никогда их навещать».
То, что опричнина сопровождалась массовыми казнями есть, и доля вины самого Грозного. Видимо, природная склонность к жестокости, которая скорее всего была обусловлена не столько тяжелым детством (у его деда Ивана III и отца Василия Ш оно было не менее тяжелым), сколько личностными качествами в совокупности с твердым, осознанным убеждением что монарх есть «помазанник Божий» и дало такую «гремучую» смесь. Сам царь это прекрасно осознавал, постоянные молитвы и поминовения за убитых им, ночные службы и покаяния тому свидетельства. Послание в Кирилло-Белозерский монастырь, принимавший пожертвование от оппозиционной знати начинается словами: «Увы мне, грешному! Горе мне, окаянному! Ох мне, скверному! Кто я такой, чтобы покушаться на такое величие? Молю вас, господа и отцы, ради Бога, откажитесь от этого замысла. Я и братом вашим называться не достоин, но считайте меня, по евангельскому завету, одним из ваших наемников.»
Итак, можно предположить следующее: опричнина есть попытка установление самодержавной, неограниченной власти монарха как следствие твердых, осознанных, религиозных воззрений Грозного на царствование как «изволению Божьему». Противостояние с боярской верхушкой есть проявление этой борьбы, где с одной стороны монарх выступает как носитель воли Бога на абсолютную власть над своими подданными, а оппозиция как «изменники» не только царской воли, но и воли Господа.
М.Фомичев

Опричнина: еще один взгляд.. - 5376191450200

Комментарии 5

Петрашкевич Владимир
Петрашкевич Владимир
Опричники- первейшие преступники. Почитайте воспоминания и мемуары самих опричников - там нет никакой религиозности и религиозной подоплеки... чистейший бандитизм.
15 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Владислав Игров
    Владислав Игров
    ответил Петрашкевичу
    А кто в те времена не был бандитом? Рыцари Ливонского ордена не были бандитами? Польско-Литовская шляхта не были бандитами? Крымские татары не были бандитами? Ногайцы не были бандитами? Или они все были белыми и пушистыми ангелочками?
    16 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Владислав Игров
    Владислав Игров
    Опричнина была создана если не для полного уничтожения то хотя бы для ослабления боярства как уже устаревшего института управления государством, которая зародилась ещё в недрах родоплеменной формы организации в период возникновения раннефеодальных отношений и которая тормозила модернизационным тенденциям в обществе.
    16 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Владислав Игров
    Владислав Игров
    Одним словом на тот момент боярство напоминало "совет старейшин" племени первобытного общества.
    16 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Владислав Игров
    Владислав Игров
    И с этой "первобытностью" надо было что то делать. К сожалению другого средства не нашлось как "опричнина".
    16 дек
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    История и археология Руси и соседей

    История и археология Руси и соседей

    ЛентаТемы 36 643Фото 55 775Видео 18Участники 49 553
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 36 643
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться