Предыдущая публикация
МИХАЙЛОВСКОЕ РОДОСЛОВИЕЮлиан Железный

МИХАЙЛОВСКОЕ РОДОСЛОВИЕ

17 мая 2021предложил 
Юлиан Железный

ВТОРАЯ ЛЕГЕНДА о зарождении села МИХАЙЛОВКА,

Сынжеерйский район, республика Молдова
* * *
Дело было вечером, делать было нечего...
Сидели мы с Иваном Кирилловичем МЕДИНСКИМ на лавочке возле калитки во двор его дома в селе Михайловка. На календаре было 31.05.2015 года, а на часах – примерно 19-00. Во время нашей довольно продолжительной беседы наверх по Горянской дороге прошло сельское стадо коров.
Какая это была ностальгия!
Село... коровы... вечер... хорошие люди здороваются... и мы приятно беседуем...
Рассказывает Иван Кириллович Мединский, 1944 г.р.:
- Об истории села Михайловка я могу рассказывать только со слов своей матери, Евгении Алексеевны МЕДИНСКОЙ, в девичестве – РОМАНЧУК, которая говорила мне о том, как создавалось наше село в 1894 году, тогда Михайловка называлась Недобоевцами.
Мой прадед Никита РОМАНЧУК в том году зимой был в Бельцах, из Черновиц приехал на базар на санях, запряженных лошадьми. Каким-то образом ему на глаза попалось объявление, что один сынжерейский пан, Михаил КАЛИМУЦКИЙ, сдает в аренду землю с последующим правом ее выкупа. Он прочитал его и видит, что земли предлагается мало. Но все же решил поехать в Сынжерею – сколько там ехать на лошадях да на санях – с полчаса.
Приходит он к пану, и тот ему говорит:
- Да, пожалуйста, берите землю! Только собери у себя там компанию, что ты приехал один? Приезжайте сюда, я дам землеустроителя, и он выделит вам землю.
Прадед Никита поехал обратно домой в Необоевцы, что под Хотином в Черновицкой области – тогда эти земли тоже относились к Бессарабии. Собрал он мужиков десять таких же безземельных, как и сам был. В марте месяце 1894 года они без семей приехали к пану в Сынжерею.
Жил пан напротив Сынжерейской церкви. Там же была управа или примария, как сейчас принято называть это учреждение. Пан отправил мужиков на свои земли вместе с инженером-землеустроителем и картой.
Поехали они по кишиневской дороге в сторону Копачен и далее к Школьному Лоту, где раньше за трассой вблизи Клишкауц были расположены полевой аэродром и колхозный склад ядохимикатов. Дорога на Кишинев хоть и была центральная, но грунтовая, и в марте ее сильно развезло.
Панские земли простирались от так называемого Школьного Лота – граница шла по дороге, которая и сегодня сохранилась, что от трассы Бельцы-Кишинев ведет к бывшему колхозному летнему двору для коров. Далее межа панской земли шла по прямой линии через холм Каменниски вплоть до границы с Теленештским районом. Эти старые, еще с царских времен границы между районами сохранились в советское время, остались они неизменными и до сих пор.
А затем тоже по прямой линии граница панской земли шла за Пшеничнеским полем вплоть до нынешней Филанды – части села Копачены. Тогда Филанды не было, эта земля тоже принадлежала пану, т.е. относилась к михайловским землям. А за кишиневской трассой шли уже копаченские земли.
Панскую землю распределили между людьми – кто сколько мог купить или взять в аренду. И выделили место для будущего жилья: на месте нынешнего села Михайловка каждому арендатору бесплатно дали по 1 гектару земли под огороды и для развития подсобного хозяйства.
Таким образом, с марта месяца 1894 года началось обживание михайловских земель.
Выше того места, где в наши дни жили дядя Георгий МУСУРИВСКИЙ и дядя Павел ГЛАДИК, мужики в низинке построили общую так называемую стодолу или большую колыбу – просторный и длинный шалаш из тростникового камыша. Все мужики там спали и кормились.
И вообще на первых порах жили они настоящей общиной: вместе прашевали поля друг у друга, вместе косили сено... Ведь ни у кого тогда не было с собой в достатке нужного инвентаря и инструментов. Приехали они налегке с кое-какими косами и граблями, тяпками и лопатами, топорами и плугами – вот и весь инвентарь.
А летом, когда полевые работы были в самом разгаре, неизвестно от чего загорелась их стодола.
А к этому времени как раз и наконец-то на новое место жительства добрались их семьи. Женщины вместе с детьми, добром и скотом два месяца шли от Недобоевцев настоящим табором. Там были волы, лошади с жеребятами, овцы с ягнятами, коровы с телятами, свиньи с поросятами, куры и прочая птица с их птенцами – зрелище невообразимое! Но потихоньку, гуртом все передвигались в сторону Сынжереи.
За день одолевали по 5-10 километров. На ночь опять располагались табором: коров подоят, детей накормят, птицу и скотину пособирают – и заночевали под открытым небом. А утром опять в путь-дорожку: кто правит волами и лошадьми, кто за детьми присматривает, кто гонит скотину, кто птицу – каждому было чем заняться. Очень трудно было передвигаться таким табором, когда на руках и дети, и скотина.
Моему деду, Алексею Никитовичу РОМАНЧУКУ, было всего 2 года, когда его вместе с другими детьми привезли сюда.
Столько же лет тогда было дяде Остафию ГАЙДЕИКУ...
Когда мужики заметили, что стодола горит, они оставили работы в поле и бросились тушить пожар. Деду Никите при этом на плечи упало горящее бревно, он получил сильнейший ожог. Долго потом его лечили народными средствами, в т.ч. барсучьим жиром, намучился он с этой раной...
После приезда в новые Недобоевцы прабабушка Елена РОМАНЧУК вместе с другими женщинами ходила в копаченскую церковь. Они познакомились там с попадьей, которая посочувствовала их горю и организовала гуманитарную помощь: прихожане копаченской церкви помогали погорельцам продуктами, одеждой, кто чем мог – ведь у переселенцев почти все своё добро сгорело вместе со стодолой.
После пожара каждая семья на своем участке, выделенном еще с весны под огород и приусадебное хозяйство, стала рыть землянку или бурдэй, как этот земляной домик называли тогда. В землянках делали печки – для ночлега, обогрева и приготовления пищи. Так и перезимовали в бурдэях.
На том месте, где позднее свой дом построил мой дед, Кирилл Алексеевич РОМАНЧУК, была землянка бывшего хозяина этой земли, МУЛЯРА. Недалеко от него жил СКРИПНИК – эти фамилии перевелись у нас в селе, не было у них наследников мужского рода. А еще были ГОРШОВСКИЕ. Якоб БОРИСОВ жил там, где сейчас РОГОЖИН живет.
* * *
На следующий год весной (в 1895 году) начали строить домики. Переселенцам выделили участки леса по шесть пражин (это такая мера длины, примерно 180 см). Нарубили мужики в лесу кольев и прутьев, стали делать мазанки. Колья забивали в землю, переплетали их прутьями и обмазывали глиной, смешанной с соломой.
В селе еще до недавнего времени сохранялись несколько таких домиков. Я хорошо помню нашу хатку, а также хатки дяди Николая Мединского, дяди Никиты Гайдеика...
Так что вторую зиму часть переселенцев провела уже в мазанках, но некоторые из числа победнее всё еще жили в землянках-бурдэях. Люди строили также помещения для скота – вначале из камыша, а потом делали сараи-мазанки и курятники-мазанки.
А в 1896 году этому населенному пункту присвоили название Михайловка. Об этом свидетельствует постановление IV Государственной Думы*, оно есть в кишиневском архиве.
* Как позднее выяснилось, первая царская Госдума работала в 1906 году, а четвёртая Госдума заседала в 1912-1917 годах. Так что здесь произошла какая-то оговорка по дате события.
В том году в Санкт-Петербург поехали делегаты-ходоки от сельчан – Михаил ТКАЧ* и с ним ещё двое, с прошением или ходатайством о присвоении их поселению названия Михайловка. Тем же постановлением перенесли храмовый праздник на 21 ноября – Михайлов день, когда православные празднуют день архангела Михаила.
До этого храм в Михайловке праздновали летом, возможно – на Петров день, который приходится на 12 июля.
* Михаил Федорович ТКАЧ – это родной брат моего деда Петра Ткача. Поскольку Михаил был младше брата Петра лет на семь-восемь, то год его рождения может быть примерно 1887-88. А вот после 1912 года, в возрасте 25 лет и старше, он вполне мог поехать в Санкт-Петербург.
В советские времена, когда председателем Михайловского сельсовета был Георгий Иванович КУЦУК, он съездил в Кишинев, обратился в архив и своими глазами видел постановление IV Государственной Думы о присвоении нашему селу названия Михайловка и о перенесении храмового праздника на 21 ноября.
Он же сделал копию этого важного для истории села документа. Эту копию постановления Госдумы читал Петр Александрович РОМАНЧУК, работавший в то время завклубом, и Георгий Иванович ему об этом деле подробно рассказал.
* * *
Возраст Михайловки я определяю по возрасту моего деда Алексея РОМАНЧУКА. Ему было 2 года, когда они пришли на это место, где образовалось село. Прожил он 74 года, и умер, кажется, в 1970 году*. Значит, село было образовано в 1896-1894 годах.
* Здесь допущена ошибка в вычислении на вскид даты смерти А.Н. Романчука. Ранее Иван Кириллович говорил: «Деду Алексею Никитовичу Романчуку было всего 2 года, когда он вместе с мамой в 1894 году приехал в Михайловку. Значит, он 1892 года рождения, и умер в 1966 году.
Первыми приехали примерно 10 семей: ГАЙДЕИКИ, в т.ч. Михась ГАЙДЕИК, отец дяди Остафия ГАЙДЕИКА, а также РОМАНЧУКИ, ТКАЧИ, СИНОГАЧИ...
Лучше всего эти фамилии можно было бы уточнить по метрической книге церкви в селе Копачены. В ней фиксировалось всё – рождение детей, свадьбы и похороны взрослых и детей.
Как-то тетя Иона МЕДВЕЦКАЯ (она жила на том месте, где расходятся две главные сельские улицы), с которой я шёл пешком из Копачен, говорит мне: «Ванюша, а ты знаешь, что дата твоего рождения – это последняя запись в копаченской церковной книге? Я своими глазами видела это».
Я родился в январе 1944 года. И, как это выяснилось после разговора с тётей Ионой, мой отец тогда был дружен с попом. Тот ему и говорит: «Если хочешь, чтобы твой ребенок был крещёным, приходи завтра с утра, иначе потом меня не будет». Дело было зимой, в тот день была сильная вьюга. Поехали в церковь на конных санях, в тулупах, и покрестили меня. И точно, назавтра попа уже не было. Тогда война шла, советские войска наступали*, и поп сбежал в Румынию. Таким образом, я оказался последним из Михайловки, официально крещенным до установления Советской власти. В 1944 году церковь закрыли и открыли ее значительно позже.
*В январе 1944 года фронт был на Украине в районе Винницы. И только 28 марта село Копачены было освобождено от немцев и румын, а Михайловка – на следующий день, 29 марта 1944 года.
* * *
Я жалею, что не записывал рассказы своей матери о том, что и как было раньше в селе, как оно зарождалось и развивалось. Память у мамы была феноменальная, она была в здравом уме и помнила всё в подробностях до последнего дня своей жизни.
Зрение у неё тоже было превосходным до конца жизни. Бывало, сидим мы вечерком на завалинке перед домом, и она говорит: «Вот там за Раем по хребту холма человек идет». Я смотрю и никого не вижу там: «Как так, откуда там человек?». «Да ты смотри получше, там человек идёт». А я так и не смог увидеть там никого – расстояние ведь приличное, с километр будет.
Видела она и помнила всё очень хорошо, но была неграмотна, потому что дед откупил её от школы. Начальное образование в Румынии являлось чуть ли не обязательным – закон был такой. Но соблюдался он сквозь пальцы. И, когда детям приходила пора идти в школу, а в семье их всего было 10 или 12 детей, хлопцам в школу ходить он разрешал. А ей, самой старшей в семье девчонке, сказал: «Ты попадьей собираешься быть, что ли? Тебе детей нянчить надо!». Сходил он в школу или куда там, заплатил сколько-то румынских леев и в школу маму не пустил.
Так и осталась она неграмотной. А буквы писать она выучилась у своих братьев: у старшего Владимира и младших – Григория, Павла, Михаила и Василия.
Мой дед Алексей РОМАНЧУК совсем молодым парнем воевал с немцами в Первую мировую войну, в Варшаве был ранен в руку.
За лесом у деда была десятина земли. И когда нужно было ехать летом в поле, он еще с вечера укладывал младших детей (7-9-летних) спать прямо во дворе на подводе, постелив там сена, укрыв его дерюжкой и накрыв тулупом. Рано утром запрягал волов в эту подводу и трогался в поле. Ехать нужно было около часу, и дети могли поспать в пути. Только сонные головки их дружно покачивались, когда колесо подводы попадало на кочку или в ямку.
Дед косил пшеницу, старшие дети, в том числе и моя мать Евгения, вязали снопы, а остальные собирали колоски. Бабушка в это время оставалась дома с самыми младшими детьми – они ведь были мал-мала-меньше. Она варила кушать, стирала, управлялась по хозяйству и в огороде. Так и жили они тогда – в трудах, но дружно.
* * *
А отец Кирилла РОМАНЧУКА, дядя Вася (это родной мамин брат он живет чуть выше дяди Нуси ВАСИЛЬЕВА), был в Румынии на принудительных работах в кончентрари – так называемые гражданские рабочие батальоны, организованные при румынской армии. Вместе с ним было много михайловских мужчин: Василий ВОЛОЩУК, мой отец Кирилл МЕДИНСКИЙ, Якоб БОРИСОВ, Понтий РОШКА...
Понтий служил денщиком у капитана румынской армии. Он был послушным и исполнительным, и капитан был с ним в хороших отношениях. Однажды весной он сказал: «Скажи своим односельчанам, чтобы вас тут завтра не было, и сам беги домой». Причину бегства он не объяснял.
И мужики решили бежать. Дядя Вася как раз в то время болел тифом, но он напросился к мужикам в компанию, чтобы те взяли его с собой. Пробираться к Михайловке нужно было ночами и крадучись, чтобы не поймали представители румынской власти – тогда была бы им большая беда.
Шли они, шли до тех пор, пока дядя Вася не упал без сил и не мог идти дальше. Довели его до ближайшего румынского села и оставили возле забора в надежде, может, кто выйдет поутру и подберет его, поможет больному. Оставили его там одного, а сами пошли дальше. Но домой дядя Василий РОМАНЧУК так и не пришел, пропал где-то в Румынии.
Мама рассказывал мне, что когда папа добрался до дома, в хату не зашёл. Постучал в окно, она посмотрела: а там стоит муж заросший, грязный, оборванный – страхи господние, что с человеком вытворилось! Во дворе у нас в ту пору все еще стояла дедова мазанка, и в ней была печь. Мать ее затопила, чтобы нагреть воды. Папа снял одежду и в огонь ее бросил. Вши в ней трещали, как кукоши*. Отец помылся, побрился, надел чистую одежду, и на том закончились его кончентрари.
* кукоши (молд.) или петушки – прокалённые на жаровне и лопнувшие в виде хлопьев зёрна кукурузы, более известные под названием поп-корн.
Через год (весной 1944 года) пришли советские войска, и отца забрали на фронт. С ним опять же был Понтий РОШКА, а также БАБИНЧУК (позже он в Григоровке жил) и другие.
Призывал в армию Сынжерейский военкомат. И все вместе михайловские новобранцы были только до перевалочного пункта в Балте. А оттуда мой отец, Кирилл МЕДИНСКИЙ, с Понтием РОШКОЙ попали в одну часть. Дядя Николай и дядя Сяня МЕДИНСКИЕ попали в другую часть. Дядя Ваня КОЗАРЕВИЧ попал в третью часть, а дядя Нуся ВАСИЛЬЕВ попал в артиллерию, таскал пушку-сорокапятку.
Дядя Сяня МЕДИНСКИЙ рассказывал мне после войны: «Шел март 1945 года. Мы лежим в воде в окопе. Ни подняться, ни шевельнуться нельзя. Чуть кто приподнял голову – и готов. Дожидались ночи, тогда хоть что-то можно было делать».
Отец мой, Кирилл МЕДИНСКИЙ, погиб под Кенигсбергом (Калининградом). В этом году я был в Калиниграде, нашел братскую могилу и фамилию отца в общем списке.
А дядя Понтий РОШКА после войны в День Победы несколько раз рассказывал мне:
«В наступление мы пошли затемно. Немцы бьют – головы не поднять. Вдруг слышу, в кустах стон какой-то. Еще подумал, не фашист ли раненый там лежит, мало ли что может быть на фронте. И тут слышу, что сквозь стон раненый по-русски говорит: «Ой, боже мой!». Стало мне полегче. Я все еще присматриваюсь, а тут как раз луна выглянула. И вдруг слышу голос Кирилла: «Понтий, это ты?». Я к нему подполз, а Кирилл в ногу ранен, сапог полон крови. Я кое-как перевязал его, взвалил на плечи и понес с поля боя в тыл. Думаю, ну на этот раз я спасен, в атаку уже пойду, так как раненого несу.
Пронес я Кирилла где-то с полкилометра и подошёл к месту переправы через речку. Там заградотряд стоит, и капитан из этого отряда кричит мне: «Солдат, стой, куда идешь!». Я говорю: «Вот раненого несу». «Положи его здесь, с ним санитары разберутся, а ты – назад!». Приказ есть приказ, как тут сопротивляться. Говорю: «Прощай, Кирюша!».
Оставил его у переправы и иду обратно. Всё ещё темно было, ориентироваться можно только по звукам стрельбы из пулемета: наши стреляли погромче, а немецкие – более приглушенно. Солдаты на передовой быстро учатся ориентироваться по звукам стрельбы из разных видов оружия, а также по звуку летящих пуль, осколков, мин и снарядов.
Добрался я к своим на передовую, а до утра и меня ранило в руку. В госпитале я ещё раз увиделся с Кириллом, ногу ему уже отрезали. Потом я снова попал на фронт и воевал уже до Победы, а Кирилла больше не видел...».
* * *
Наверное, кое-что о селе смогут ещё рассказать 90-летние старики – дядя Вася КОБИВНИК «Мать-честная», тетя Аня КОЗАРЕВИЧ (Комбайнёриха), а больше и нет других при крепкой памяти в селе.
Да и 80-летних людей в селе немного, и не помнят они почти ничего, как например, моя нанашка Анастасия КУЧЕРЕНКО. Есть еще и другие старые люди – ВАСИЛЬЕВА, КОПАЙГОРОДСКАЯ... Но спроси их о чем-нибудь, они в ответ: «А что я знаю? Не помню ничего».
Тогда нужно было интересоваться, в те времена, когда жили ещё старики, лучше и крепче помнившие о временах первых михайловских поселенцев...
В свое время я занимался историей возникновения и развития села – от первых поселенцев до наших дней, написал её в виде отчета. Это понадобилось тогда по партийной и административной линии. В том числе подробно описал, как организовался колхоз, как избирали первым председателем – это была интересная история.
Вопрос от меня (Ю.И.Ж.):
- Я слышал, что у Таси СЫРБУ (Мусуривской) есть большая тетрадь покойного Василия Александровича МЕДИНСКОГО, журналиста родом из Михайловки, где он очень подробно расписал всё, как наше село зародилось и развивалось.
- Я тоже слышал, что у Таси есть какая-то книга, которую написал Василий. В ней он говорил обо всех периодах развития села. Но книги этой я не видел и не знаю, есть ли она сейчас. Может быть, она хранится у тети Лиды МУСУРИВСКОЙ, Тасиной матери...

Комментарии 8

Валентина Ранецкая
Валентина Ранецкая
Очень интересное повествование. Спасибо большое.
Прав, Иван Кириллович, столько всего рассказывали родители, бабушки - надо было всё  записыаать
19 мая 2021
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Валентина Ранецкая
    Валентина Ранецкая
    А фамилия Муляр или Маляр девичья фамилия моей бабушки Василины Спиридоновны Ранецкой.
    Ничего кроме имени Скиридон о нём мой отец Виктор Иванович Ранецкий не знал. Да и баба Васэлэна не помнила, воспитывалась в новой семье Михаила Ткача.
    19 мая 2021
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Юлиан Железный
    Юлиан Железный
    Автор
    ответил Валентине
    Как всё переплетено...

    А фамилия прадеда Спиридона, скорее всего, была Муляр. Му`ляр  - это украинский строитель, который возводил му`ры: стены или каменные заборы. Это я от тата Вани знаю. А маляр - это уже более поздняя профессия.

    22 мая 2021
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Исакова
    Галина Исакова
    Где-же вы друзья однополчане?Мой папа Исаков Николай Георгиевич мне рассказал, что ушёл на фронт не по призыву , а добровольцем У меня в руках Красноармейская книжка выданная 26. 04. 44года.С ним в одном полку (117 Лунинецкий полк)воевали следующие односельчане:назову тех кого помню начну с нашей улицы-Толстой Иван,Гайдеик Никита Григорьевич, братья Василий и Иван Павловы,Сеня Грибенко,Серёжка Лакей,Саня Медынский,Дмитрий Константинович Васильев,Мойсюк имени не помню,и Коля назаркив- это наверно Владыка Николай.Ещё папа называл кто с  ним воевали в одной дивизии(23-я Киевско- Житомирская орденов Кутузова и Суворова дивизия)это Королюк Василий Дементьевич,и интересную историю с Сидором Толстым ,больше извеняюсь не помню Если кто-то знает больше пишите не стесняйтесь
    7 сен 2021
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Галина Гораш(Скрипник)
    Галина Гораш(Скрипник)
    Да у нашей бабушке Жени была хорошая память я тоже помню каки она  нам рассказывала как образовалась наша Михайловка...
    21 фев 2022
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Зоя Николаева
    Зоя Николаева
    Очень интересно написано. Многих людей помню по фамилии. Хотя прошло уже много лет. Помню в клубе на концертах были полные зала а теперь идёшь по селу и полно пустых домов и людей не видно.Вымирает Михайловка а жаль жаль...
    4 фев 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Иван и Людмила Грибковы (Муссуривская)
    Иван и Людмила Грибковы (Муссуривская)
    У Таси нет книги.доброжелательные люди взяли почитать и не вернули.
    28 июл 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Надежда Павлова
    ❤️
    5 авг 2023
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    МИХАЙЛОВСКОЕ РОДОСЛОВИЕ

    МИХАЙЛОВСКОЕ РОДОСЛОВИЕ

    ЛентаТемы 85Фото 451Видео 4Участники 665
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 85
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться