"Концерт для группы с оркестром" - альбом, записанный на концерте в лондонском Альберт-холле 24 сентября 1969 года английской рок-группы Deep Purple и Королевского Филармонического Оркестра, выпущенный на виниле в декабре 1969 года компанией Tetragrammaton в США и в январе 1970 года компанией Harvest Records в Соединенном Королевстве. Это первая запись Deep Purple, на которой появились вокалист Иэн Гиллан и басист Роджер Гловер. Американские оригиналы пластинок 1969 года — редкость, поскольку к моменту выхода альбома фирма Tetragrammaton была банкротом. Последующие тиражи альбома в США делала Warner Bros. - новый лейбл Deep Purple в США.
ИСТОРИЯ
Идею подобного симбиоза рок-музыки с классикой, рок-группы с симфоническим оркестром органист Джон Лорд вынашивал несколько лет, но осуществить ее удалось только в 1969 году при поддержке директора Harvest Records Малкольма Джонса и менеджеров Deep Purple Тони Эдвардса и Джона Колетты. Менеджерам идея понравилась сразу, и они договорились о поддержке Королевского Филармонического Оркестра и арендовали Королевский Альберт-холл почти за год до того, как Лорд начал писать само произведение. Он пообещал менеджерам подготовить материал за девять месяцев.
Для работы был привлечен дирижер Малкольм Арнольд, один из лучших современных композиторов Британии (автор саундтрека к фильму "Мост через реку Квай" (1957), получившего Оскар). Арнольд оказал Лорду огромную помощь в написании партитур, позже Лорд назвал его "краеугольным камнем проекта" и "человеком, который стоял между нами и страшным чудищем под названием Королевский Филармонический Оркестр." Изначально, Лорд собирался написать только одно действие, но энтузиазм, с которым за дело взялся Арнольд сподвиг Лорда создать полноценный концерт в трех действиях.
Арнольд согласился на это мероприятие после того, как посмотрел первые пять страниц, написанные Лордом. "Я никогда не слышал о поп-музыканте, который смог бы сочинить и записать что-нибудь подобное," - говорил Арнольд в интервью газете Daily Express в сентябре 1969 года. - "Даже Джорджу Гершвину для записи его Голубой Рапсодии понадобилась помощь других людей. Обычно, когда поп-музыканты берутся сочинять более серьезную музыку, у них получается нечто пафосное. Но концерт мистера Лорда получился весьма ярким и остроумным."
Все лето 1969 года Лорд провел, почти безвылазно, сочиняя Концерт. Вся его квартира была увешана нотами и различными его соображениями, причем в такой зашифрованной форме, которую мог понять только сам музыкант. За месяц перед Концертом Deep Purple дали несколько выступлений, на которых Лорда можно было наблюдать с совершенно отстраненным видом.
Надо заметить, что остальные участники Deep Purple не разделяли энтузиазма Лорда по поводу заигрываний с оркестром. Они записывали в то время альбом, который должен был стать - и вскоре стал - классикой рок-музыки - Deep Purple In Rock. Все, особенно Гиллан и Блэкмор не желали, чтобы за Deep Purple осталась слава "группы, играющей с оркестрами", они видели себя во главе нового направления - жесткого рока (хард-рока), и считали обузой участие в этом пафосном концерте.
В интервью журналу Sounds в 1979 году Ричи Блэкмор вспоминал: "В 1970 я сказал: "Мы собираемся выпустить рок-н-рольную пластинку, и если она не будет иметь успеха, я буду играть в оркестрах всю оставшуюся жизнь", потому что Джона не очень-то тянуло к хард-року. К счастью пластинка выстрелила, и мне не пришлось больше играть с оркестрами."
Однако ближе к Концерту, все мобилизовались и не подвели Лорда. Гиллан написал слова ко второму действию, буквально в день Концерта во время обеда в итальянском ресторане. Как рассказывал Лорд: "Я постоянно донимал его вопросами: "Иэн, ты пишешь слова?" - "Да, Джон, пишу." Он говорил так все время, а когда мы пришли на первую репетицию с оркестром, он засуетился: "Ох, я их куда-то задевал, что-то не могу найти..."
Он написал слова прямо перед генеральной репетицией, в итальянском ресторане за бутылкой Кьянти, которую мы уговорили вместе с Малкольмом Арнольдом. Малкольм был большой любитель выпить, просто обожал пропустить стаканчик-другой. Теперь-то он совсем не пьет, а в то время славился умением выпить, и они с Гилланом даже сошлись на этой почве, став хорошими приятелями. В общем, они решили вопрос с текстом прямо за обедом.
А еще Гиллан смущал меня вопросами, типа: "А что мне делать, если все начнут надо мной смеяться? Смотреть в пол и стараться вести себя круто? А что делать, если все пойдет наперекосяк? А как я пойму, когда начинать петь?"
Судя по первым репетициям с оркестром, дело шло к провалу. Проблемы слияния были скорее у оркестра, нежели у группы. Некоторых классических музыкантов прямо мутило играть с рокерами. Одна виолончелистка вскочила на репетиции и осудила участие оркестра с "жалкими подражателями Битлз". Лорд чуть не плакал и был уверен, что вся затея потерпит фиаско. Он считает, что положение спас Малкольм Арнольд, который преодолел сопротивление своих подчиненных, заявив им: "Вы - лучший оркестр Британии, а играете сегодня как кучка мокрощелок."
Вечер выступления в Альберт-холле 24 сентября 1969 года состоял из трех отдельных частей. Сначала Королевский Филармонический представил публике еще одну премьеру - Шестую симфонию самого Малкольма Арнольда. Затем Deep Purple вышли и сыграли собственный репертуар, выбрав из него три вещи - Hush, Wring That Neck и Child In Time, растянув последние две на 12 с лишним минут каждую. И лишь после антракта начался гвоздь программы - Концерт группы с оркестром.
Несмотря на неурядицы во время репетиций, концерт прошел блестяще. Был лишь один момент, когда задуманное действо пошло было не по плану: во время первого действия, Блэкмор вышел вперед, чтобы исполнить полутораминутное соло, но как всегда вошел в раж и продолжил играть. Арнольд, стоя на дирижерском возвышении и пытаясь призвать гитариста к повиновению, строил ему такие страшные гримасы, что напоминал при этом оперетточного злодея. Но Блэкмор не обращал на него никакого внимания. Как со смехом вспоминал этот эпизод Лорд: "Ритчи решил во что бы то ни стало выразить свою позицию, которая звучала примерно так: "Не стоит забывать, что рок-н-ролла здесь не меньше, чем оркестровой музыки." Так что он играл, играл и играл..."
Завершив свою импровизацию, Блэкмор сыграл, наконец, реплику, которой от него ждали Арнольд с оркестром, и далее все пошло по расписанию. По окончании Концерта, публика устроила музыкантам овацию и энергично вызвала их на бис. Они вышли и с не меньшим энтузиазмом отыграли целиком третье действие Концерта. Для большинства публики и критиков, Концерт для группы с оркестром был историческим событием, соединяющим классику с поп-музыкой. Однако из обоих лагерей встречалась и откровенно враждебная к этой идее реакция. Так один из наиболее авторитетных британских критиков классической музыки Ноэль Гудвин писал: "Союзу популярной и симфонической музыки я лично порекомендовал бы только одно - развод по взаимному согласию." Популярный диджей и популяризатор всего лучшего в рок-музыке 1960-х и 1970-х годов Джон Пил буквально плевался по поводу этого концерта и перестал зазывать Deep Purple на свои передачи.
У Малкольма Арнольда остались самые приятные впечатления от опыта работы с Deep Purple: "Что поражает меня в Deep Purple это их колоссальная музыкальная добросовестность. Это очень освежает наш протухший коммерцией мир. Мне понравилось работать с ними. Они очень обстоятельные музыканты. Они не пытаются что-либо доказать, им просто нравится играть снова и снова с симфоническим оркестром. Они не пытаются доказать какую-то философскую проблему, они просто хотя писать музыку, которой можно наслаждаться."
Deep Purple устроили подобное выступление с оркестром еще три раза в 1970 году: в Вене, в Цюрихе и 25 августа в Лос-Анджелесе, в зале Hollywood Bowl с Лос-Анджелесским Филармоническим Оркестром под управлением Лоуренса Фостера. После этого концерта потерялась партитура, так что он не исполнялся до 1999 года. В год 30-летнего юбилея Concerto for Group and Orchestra, назрело желание возродить выступления, но прежнюю партитуру так и не смогли нигде обнаружить. Злые языки утверждали, что ее уничтожил Ритчи Блэкмор, дабы ничто не мешало Deep Purple идти прямой дорогой к победе рок-н-ролла во всем мире. В 1999 году партитуру восстановил по аудио и видеозаписям голландский композитор Марко де Гоуидж, с тех пор Концерт продолжает исполняться во всем мире с участием и без участия самого Джона Лорда.
В октябре 2012 года была записана студийная версия Concerto for Group and Orchestra. В записи принимал участие Королевский Ливерпульский Филармонический оркестр под управлением Пола Манна. Солировали: Джон Лорд (орган), Дарин Василев (гитара в 1-ой части), Джо Бонамасса (гитара во 2-ой части), Стив Морс (гитара в 3-й части), Стив Бальзамо, Касия Ласка и Брюс Дикинсон (ковал), Бретт Морган (ударные) и Гай Пратт (бас). Оркестровые партии были записаны 1-2 июня 2011 в зале ливерпульской Филармонии. Партии рок-группы записывались по частям в августе и октябре 2011, а также в мае 2012. В конце мая 2012 альбом был сведён на студии Abbey Road. По словам Пола Манна, Джон Лорд послушал финальный мастер этой записи за несколько дней до своей смерти 16 июля 2012 года.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА
По своему характеру, Concerto for Group and Orchestra сочетает в себе черты кончерто гроссо, концертной симфонии и концерта для оркестра.
Первая часть (Moderato - Allegro) изображает обособленную игру Оркестра и Группы, пытающихся завладеть основной темой произведения. Подобное противопоставление группы солистов оркестру вполне в духе жанра "concerto grosso".
Вторая часть (Andante) c пением Гиллана. Здесь Группа более вписывается в общее звучание Оркестра, хотя и продолжает выделяться на поверхности оркестровок, придавая всему общий вид и ощущения концертной симфонии (Sinfonia concertante).
Третья часть (Vivace - Presto). Здесь разница между Группой и Оркестром становится практически неразличимой, они сливаются, не считая соло Иэна Пейса на барабанах - инструмента равнозначного как в Группе, так и в Оркестре.
#DeepPurple #classical #HardRock #ProgressiveRock #20Декабря
Комментарии 1