(Река Куюм. 1911, холст, масло, Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Республика Алтай)
Григорий Иванович Гуркин (Чорос-Гуркин) родился 12 января 1870 года в селе Улала (ныне город Горно-Алтайск) Бийского уезда в семье кустаря-седельника из древнего алтайского рода "чорос". Позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его псевдоним.
(Автопортрет)
Как и многие русские художники, Григорий Иванович Гуркин был певцом своей малой родины. Правда, необходимо существенное уточнение, ибо горный Алтай, Алтай, Южная Сибирь — края, красотам которых художник посвятил свои талант и призвание, — под определение "малые" никак не подходят.
(Морозное утро на Катуни)
Николай научился рисовать в мастерских "богомазов" Тельгерова и Никифорова. Наряду с иконами молодой Г. Гуркин увлекся изображением чудесной природы горного Алтая и копированием репродукций из доходившего до столь отдаленных окраин журнала Нива.
(Катунь. 1906. Холст, масло. 45 x 64 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул)
В 1897 году он, благодаря стараниям добрых людей, разглядевших в его первых пробах несомненный талант, оказывается в Петербурге.
Столица встретила неприветливо: двери художественных мастерских и студий не открылись перед алтайским художником - самоучкой. Отчаявшись узнать что-либо определенное, Гуркин все же решился попробовать последнюю возможность и добился аудиенции у вице-президента Академии Художеств И.И. Толстого. Тут ему предложили показать работы И.И. Шишкину. При встрече с И.И. Шишкиным Г.И. Гуркин услышал следующее: "Зачем вам Академия?.. Вот вам мастерская, мольберт, краски, полотно, приходите сюда и пишите со мной". Так решилась судьба алтайского художника. Он не был принят в Академию художеств, но получил возможность работать под руководством самого И.И. Шишкина.
(Пейзаж с валунами)
С Шишкиным начинающий художник проработал только зиму, но это время определило для него многое.
(Алтайцы. 1907. Холст, масло. 55 x 72 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул)
И.И. Шишкин все дни зимы 1898 года проводил в мастерской, болезнь брала свое, доктора и домашние запрещали выходить из дома. Свои последние месяцы и дни И.И. Шишкин посвятил новому ученику из далекого, еще почти никому неведомого Алтая. И.И. Шишкин как будто торопился все показать Г.И. Гуркину, всему его научить и развить.
(Прибой на Телецком озере)
Так, в упорной, без выходных, работе прошли осень 1897 и зима 1898 года. Г.И. Гуркин учился не только основам реалистического искусства, но главным образом, умению пристально вглядываться в природу и подмечать характерные черты ее жизни (строение дерева, растений, камней), то есть тому, чем И. И, Шишкин владел в совершенстве.
(Алтай. Горная долина. 1909. Холст, масло. 73 x 108 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул)
Уголок гостинной Шишкина За несколько месяцев совместной работы, Г.И. Гуркин получил от него, по существу, все, что ему было необходимо. Годы, проведенные затем в Академии художеств, были посвящены главным образом совершенствованию технического мастерства.
8 марта 1898 года И.И. Шишкин умер на руках Г.И. Гуркина.
После смерти учителя Г.И. Гуркин возвращается на Алтай, где живет около года. В марте 1899 года художник снова в Санкт Петербурге и подает в совет профессоров Академии прошение о зачислении его в мастерскую А.А. Киселева. Так он становится вольнослушателем его мастерской.
(«Аносинский бор» 1903)
С 1903 года Гуркин живет в Аносе, небольшом селе, расположенном на левом живописном берегу Катуни. Здесь, у подножия горы Ит-Кая, он построил дом, напротив просторную и светлую мастерскую. Большой сад и пруд, в котором отражались молодые пихты и березы, посаженные его руками. Шестигранная алтайская юрта в саду, соседство с любимой Катунью, на которую с террасы открывался великолепный вид, разнообразная по краскам природа Аноса и его окрестностей - все это содействовало творческому горению художника.
(Катунь зимой)
Так, в "Аносинском бору" (1903), "Папоротниках", "Сосне Аската" (обе 1906),
картине "Оттепель. Весна в бору" (1900-е г.г.), "Катунь. Морозное утро"(1903), изображены глухие уголки леса, контрасты затененного первого плана с прорывами света на дальних планах.
В эти годы Г.И. Гуркин очень много времени уделяет разработке зеленого, летнего цвета природы. Если раньше в его работах этот цвет брался в упор, откровенно, то теперь художник находит для него массу оттенков, различных по тепло - холодности, звучанию. Нередко в зеленый цвет он вводит черный (жженую кость), который облагораживает его, обогащает.
Одной из самых красивых работ 1906 года является этюд "Пучка", который можно назвать симфонией зеленого цвета.
Пучка - это сибирское название борщевика. Он характеризуется мощным трубчатым стеблем и большими сочными листьями. Растение занимает центральное место в композиции. Фоном для нее служит трава, склоны зеленых, покрытых лесом гор и небольшой кусок голубовато-зеленоватого неба.
1906-1907 годы можно назвать периодом творческой зрелости художника и признания его в Сибири.
(Юрта в саду художника. 1912. Холст, масло. Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Республика Алтай)
Наиболее интересной работой этого периода является небольшая картина "Водопад Балык - Су" (1912). По сути дела это даже не водопад, а небольшой водосброс на одном из притоков Чулышмана. Вертикальная композиция предопределили форму холста. Почти всю середину его занимает пенистый поток, пробивший себе дорогу среди больших, покрытых мхом и плесенью валунов. По берегам ручья с боков и сверху его плотной стеной обступили и белоствольные березы и пихты.
(Водопад Балык-Су)
Особенно удачно здесь изображение воды: она чистая, прозрачная, успокоенная внизу. Под ней различаются даже разноцветные камушки, вверху же она, возмущенная каменной преградой, белеет, как молоко, и, разбившись на рукава, обрывается вниз.
(Весенняя Катунь (Катунь весной). 1911. Холст, масло. 70 x 98 см. Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Республика Алтай)
Эти годы оказались значительной вехой в творческой биографии художника. Он ищет собирательный образ алтайской природы, стремится к созданию такой картины, которая несла бы в себе глубокое идейное содержание, выражала не только внешнюю красоту природы Алтая, но и отношение к ней живущих там людей.
(«Село Анос. Вид усадьбы». 1909. Холст, масло. 58 x 82.5 см. Государственный художественный музей Алтайского края)
Художник как бы заново открывал для себя Алтай. Если прежде наблюдался преувеличенный интерес к таким моментам, как дикость, неприступность и заброшенность, то отныне и навсегда его привлекают, прежде всего, величина и красота родной природы. Именно в эти годы окончательно формируется основная заповедь его творческого кредо - "быть изобразителем красоты твоей, великий Хан Алтай".
(Пейзаж с орлами. 1936. Холст, масло. Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Республика Алтай)
Произведением, наиболее полно воплотившим поиски эпического образа алтайской природы, стала картина "Хан Алтай", законченная осенью 1907 года.
(«Хан-Алтай». 1907-1910. Холст, масло. 134.5 x 160.5 см. Государственный художественный музей Алтайского края)
Замысел лучшей картины Гуркина "Хан Алтай" зрел, когда художник начал решать трудную задачу изучения и передачи различных состояний природы: "Не удается мне, - писал Гуркин, - воспроизвести Алтай в ненастную погоду... Тут он какой-то более сильный и величественный в красках и формах".
Об особенностях этого произведения и о своеобразном понимании природы алтайцами Г.Н. Потанин писал следующее: "Картина "Хан Алтай" не представляет в целом снимка с определенной местности. Это композиция по этюдам, среди вечных снегов Алтая.
(«Корона Катуни». 1910. Холст, масло. 105 x 145 см. Томский областной художественный музей)
Большинство из более пяти тысяч произведений живописца, исполненных маслом, акварелью, карандашом, углем, пером, написано в жанре пейзажа (среди них — лучшие полотна художника "Хан-Алтай", "Озеро горных духов "Дены-Дер", "Корона Катуни", "Сосна Аската").
(«Озеро горных духов». 1910. Холст, масло 68 х 79. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева)
Картина "Озеро горных духов" стала еще при жизни художника широко известной. Смысловое толкование народного понятия "Озера горных духов" дал в каталоге выставки 1910 года. Ныне существует и другая версия картины, она исходит из мнения, что художник отобразил в своем полотне местность, связанную у алтайцев с обитанием злых духов. Эта версия подсказана рассказом И.А. Ефремова "Озеро горных духов".
В нем повествуется о художнике по фамилии Чоросов и упоминается о картине "Озеро горных духов". Историю создания картины писатель связывает с таинственными событиями, якобы происходившими у этого озера. И объясняет их далее воздействием ртутных паров на путешественников, проникавших в эту местность. И.А. Ефремов познакомился с Гуркиным в 1930-е годы во время своего путешествия по Алтаю. От всей картины, пишет Ефремов, веяло отрешенностью и холодной сверкающей чистотой. Художнику удалось создать здесь сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности, но не фантастический, а реальный образ высокогорного Алтая. Гуркин показывает своим полотном, что величавая природа Алтая способна, внушать благоговение, и достойна почитания, с которым издавна относились к ней алтайцы.
(«Вид на Белуху». 1926. Холст, масло. 38 x 52.5 см. Национальный музей Республики Алтай имени А.В.Анохина)
Живописец мастерски передал весеннее состояние природы высоко в горах с ее чистотой, ясностью и умиротворенность. Линия горизонта проходит достаточно высоко, что придает изображенному особую монументальность и устойчивость. Колорит картины выдержан в серовато-голубых и жемчужных тонах. Даже иные по своей природе желто-коричневые, охристые цвета первого плана приглушены настолько, что приобретают серый холодный отлив. Богатые оттенки холодного серого цвета создают впечатление цельности, лирической сдержанности и величавого покоя. Характерна для Гуркина и живописная техника этого произведения - легкие, мелкие мазки с тонкими переходами из одного в другой, с применением лессировок, удачно передающих прозрачность воздуха, весенней глади озера. Прозрачность живописного слоя создает впечатление скорее акварельной, а не масляной живописи.
(Озеро в Лаже. 1909. Холст, масло. 35 x 47 см. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул)
В годы советской власти Г.И. Гуркин принимал участие в политических событиях, охвативших окраинные районы России. Пять лет провел в эмиграции в Монголии и Туве (1821—1925). Все же основным видом деятельности для него оставалось творчество. С 1925 года он много делал для развития изобразительного творчества в областях Южной Сибири.
(«Окрестности Улалы», 1900. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля)
Художник не просто много рисовал и писал, но и собирал героические сказания, народные сказки, легенды, песни, образцы музыки и прикладного искусства. "По понятиям алтайцев, Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а дух, щедрый, богатый исполин великан. Для живущего здесь народа Алтай живой. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, трав, туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озеро его глаз, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор" - так не раз объяснял народное понимание природы и так хотел выразить Алтай в своих работах Григорий Иванович.
(Озеро Каракол. 1916. Холст, масло. Национальный музей им. А.В. Анохина, Горно-Алтайск, Республика Алтай)
Жизнь и творчество живописца оборвались трагически: ему не простили "заблуждения" первых послереволюционных лет. В 1937 году он был арестован и скончался в заключении. Многочисленные работы Г.И. Гуркина в большинстве музеев Сибири — лучшая память о замечательном алтайском художнике.
#эпигоны
Комментарии 1