Фильтр
«Нам песня строить и жить помогает»: история легендарного марша
В истории музыки есть композиции, которые не стареют даже спустя столетия. Их смело можно назвать «песнями века». Среди таких бессмертных произведений – «Марш веселых ребят». Это не просто песня, а настоящий символ советской культуры. В 30-х годах ХХ столетия советское звуковое кино делало первые шаги в своем развитии. Кинематографисты словно открывали новую планету – каждый шаг был экспериментом, каждая работа – прорывом. В 1933 году перед режиссером Григорием Александровым поставили задачу снять первую советскую музыкальную комедию. Ею стали «Веселые ребята», которые вышли на экраны спустя год, в 1934 году, и навсегда остались в летописи киноискусства. Картина вошла в историю как первый советский фильм в жанре «джаз-комедия». Главную женскую роль – домработницы Анюты – сыграла легендарная актриса Любовь Орлова. Эта работа стала самой яркой среди ее ранних киноролей и первой совместной работой с Григорием Александровым. Впоследствии она сама охарактеризовала ее как «экранный дебют в м
«Нам песня строить и жить помогает»: история легендарного марша
Показать еще
  • Класс
«Ночкой темной тихо пойдем»: история всенародно любимой песни
Многие полагают, что история песни «Конь» уходит своими корнями в далекое прошлое. Однако это совсем не так. Композиция имеет конкретных авторов, и появилась относительно недавно. 1993-1994 года были беспокойными. Путч и штурм Белого дома, первая чеченская, карабахская война... Песня «Конь» появилась именно в это время. Точнее, сначала только ее припев. — Первым делом у меня появился припевчик, этот напев: «Мы пойдем с конем по полю вдвоем, мы пойдем с конем по полю вдвоем, – делился своими воспоминаниями композитор Игорь Матвиенко. Автором слов песни стал поэт-песенник Александр Шаганов. Тогда еще планировалось, что ее будут петь ребята из группы «Иванушки International». В одном из интервью Игорь Матвиенко рассказывал: — Это стихи Шаганова. Но идея была моя, а Шаганов ее развернул в гениальное произведение с такой кульминацией и пафосом. Чисто так по-шагановски. Только он так может. А кстати, делалась она чуть ли не для «Иванушек». Там должны были быть барабаны, но потом почему-то мы
«Ночкой темной тихо пойдем»: история всенародно любимой песни
Показать еще
  • Класс
«Замыкая круг»: история легенды
В Советском Союзе рок-музыка долгое время находилась под запретом. Многие воспринимали ее как маргинальное проявление отечественной культуры. Однако, несмотря на это, рок продолжал существовать. Пусть и полулегально. Среди представителей этого направления музыки Крис Кельми занял особое место. Именно он стал основателем группы «Рок-ателье» и автором множества замечательных композиций. Среди них и «Замыкая круг». Все началось с обычного творческого вечера у Андрея Макаревича в 1987 году, куда среди прочих музыкантов был приглашен и Крис Кельми. В тот момент он работал над новым заказом: мелодией для популярной телепередачи «Ритмическая гимнастика». Заметив в квартире фортепиано, Крис сел за инструмент и неожиданно сочинил задорную мелодию. Музыка вполне подходила для спортивной передачи, однако ее ждала совсем другая судьба. И Кельми это почувствовал. Он решил сделать из нее песню для группы «Рок-ателье», а написание текста доверил талантливой поэтессе Маргарите Пушкиной, с которой сотр
«Замыкая круг»: история легенды
Показать еще
  • Класс
«Надежда»: история музыкального символа эпохи
Легендарная песня Николая Добронравова и Александры Пахмутовой «Надежда» была написана в 1971 году. Изначально композиция предназначалась для мужского голоса. Ее предложили Иосифу Кобзону, но тот от песни отказался – не увидел в ней будущего шлягера. Тогда композицию предложили актеру МХАТ Юрию Пузыреву. Тот стал первым исполнителем «Надежды», однако авторам песни такое звучание не понравилось. Поиски певца продолжались два года. В 1973 году редактор фирмы «Мелодия» Анна Качалина послала в Варшаву Анне Герман несколько советских песен, среди которых была и «Надежда». Герман в то время только-только оправилась от страшной автокатастрофы и, увидев «Надежду», сказала: «Я буду ее петь! Во что бы то ни стало!». Спустя год, в 1974, приехав в Москву, Герман записала песню на «Мелодии». Ее исполнение настолько впечатлило авторов, что они единогласно признали: «Это именно то, что нужно!». «Я была страшно гордой, когда узнала об этом. Хотя это и не в моей натуре. Просто очень обрадовалась... Пон
«Надежда»: история музыкального символа эпохи
Показать еще
  • Класс
Удивительные факты о произведении «Полет шмеля»
Николай Андреевич Римский-Корсаков – один из самых ярких представителей русской музыкальной школы XIX века. Сложно переоценить его вклад в развитие отечественной культуры. Не имея академического образования, он не только достиг вершин музыкального мастерства, но и стал признанным педагогом, воспитавшим не одно поколение талантливых композиторов. Среди них Сергей Прокофьев, Николай Стравинский, Михаил Гнесен и многие другие. Сочинения Николая Андреевича до сих пор продолжают восхищать любителей классической музыки по всему миру. В арсенале творческого наследия Римского-Корсакова множество великолепных произведений, но есть одна миниатюра, которая стала настоящей визитной карточкой композитора. Речь, конечно же, о «Полете шмеля». «Полет шмеля» – одно из самых узнаваемых произведений в истории классической музыке. Но за кажущейся простотой скрывается множество удивительных фактов, которые известны не всем. О них мы расскажем в сегодняшней статье. В 2023 году мы в проекте #МУЗЫКАВМЕСТЕ раб
Удивительные факты о произведении «Полет шмеля»
Показать еще
  • Класс
«Ветер перемен»: как рождалась главная песня советского мюзикла
История песни «Ветер перемен» берет свое начало с того момента, когда на Гостелерадио появилась идея экранизировать знаменитую повесть о Мэри Поппинс. Эта сказочная история английской писательницы Памелы Трэверс впервые увидела свет в 1934 году и быстро завоевала любовь читателей по всему миру. В конце шестидесятых годов советские читатели познакомились с книгой в переводе Бориса Заходера. Однако путь к созданию фильма оказался долгим: только лишь в начале восьмидесятых киностудия «Мосфильм» получила заказ на экранизацию. За сценарий отвечал известный кинодраматург Владимир Валуцкий, а режиссером картины стал Леонид Квинихидзе. Приступив к работе, Леонид Александрович сразу предупредил, что фильм о Мэри Поппинс будет музыкальным. Это подразумевало, что в киноленте предполагается много выразительной музыки и красивых песен. В связи с этим, весьма ответственная роль в создании фильма возлагалась на композитора, а ее Квинихидзе доверил Максиму Дунаевскому. В свою очередь Максим Исаакович
«Ветер перемен»: как рождалась главная песня советского мюзикла
Показать еще
  • Класс
«На безымянной высоте»
«Если бы мне не пришлось служить в газете Второго Белорусского фронта и во время командировки на передовые встретиться с редактором дивизионной многотиражки Николаем Чайкой и услышать от него навсегда поразивший меня рассказ о сражении восемнадцати воинов вблизи городка Бетлицы, я никогда бы не смог написать вместе с композитором Вениамином Баснером песню «На безымянной высоте». Жизнь сама подсказала тему, и мне оставалось лишь рассказать о том, что происходило на огненной черте... Это был не бой за крупный населенный пункт. В общем-то, схватка шла за маленькую высоту, которая на карте была помечена только цифрой. Но для людей, которые здесь дрались и умирали, это было сражение и за Москву, и за Сталинград, и даже за Берлин», – М. Матусовский. Песня «На безымянной высоте» была написана Михаилом Матусовским и композитором Вениамином Баснером в 1962 году для кинофильма Владимира Басова «Тишина», снятого по одноименному роману Юрия Бондарева. В основу песни легла реальная история боя восе
«На безымянной высоте»
Показать еще
  • Класс
«Пора в путь-дорогу»: как многими любимая песня попала под запрет в СССР и могла остаться неизвестной
Каждый, кто хоть раз видел фильм «Небесный тихоход», хорошо помнит песню «Пора в путь-дорогу», известную по словам «Мне сверху видно все, ты так и знай!». Она стала популярнее самой кинокартины, обрела статус шлягера, но все это случилось не сразу. Долгое время песня была под запретом и могла так и остаться неизданной. В 1944 году Сталин заказал председателю Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР Большакову «веселый, радостный фильм о наших доблестных воинах». Конечно, такой заказ удивил Творческое сообщество, но вскоре все поняли: Победа близиться, Иосиф Виссарионович хочет поднять настроение зрителям. За съемки фильма взялась студия «Ленфильм», которая к тому времени уже вернулась из эвакуации. В освобожденном Ленинграде режиссер Семен Тимошенко написал сценарий «Небесный тихоход». Согласно сюжету, мастеру воздушных боев Василию Булочкину после ранения запретили летать на высокоскоростных самолетах. Его направили в полк ночных бомбардировщиков, где основ
«Пора в путь-дорогу»: как многими любимая песня попала под запрет в СССР и могла остаться неизвестной
Показать еще
  • Класс
История «Песенки фронтового шофера»
Многие песни, написанные в годы Великой Отечественной войны или после ее завершения стали «своими» для разных родов войск. Например, артиллеристы особенно любят «Катюшу», танкисты подпевают «На поле танки грохотали», пехотинцы подхватывают «Эх, дороги»… Есть в нашей стране и песня военных водителей – «Песенка фронтового шофера». В ливень и пургу, по дорогам и бездорожью, на передовых позициях и в тылу выполняли свой Отечественный долг советские воины – водители автомашин. Миллионы тонн грузов они перевезли за годы Великой Отечественной войны. В память о подвиге воинов-водителей у шоссе Орел-Брянск в пяти километрах от Брянска воздвигнут памятник воинам-водителям. Место для памятника было выбрано не случайно. Именно отсюда уходил на фронт сформированный в первые месяцы автомобильный батальон, укомплектованный водительским составом и автопарком предприятий Брянска. Он прошел путь от Москвы до Одера. По этой дороге в Брянск пришли советские воины-освободители. Памятник был открыт 12 сентя
История «Песенки фронтового шофера»
Показать еще
  • Класс
Показать ещё