Фильтр
Сны вещие, кошмарные, фантастические и невозможные. Морфей в литературе: 5 романов и один рассказ
Давайте поговорим о снах, сновидцах и сновидениях – только, конечно, не по Фрейду. Мне всегда казалось, что фрейдовская концепция снов – не более, чем грубый стёб. И очень странно, что кто-то мог воспринимать это всерьез. По-моему, так примитивно объяснять сновидения способен лишь человек, никогда никаких снов не видевший. Вообще никаких. И тем более - снов вещих. А вы видели вещие сны? Я – да. И не раз. Если бы их можно было объяснить прагматично («мозг анализирует факты и прогнозирует события», «самосбывающиеся пророчества», «дежавю», «кажется постфактум») я бы не считала такие сны вещими. Говорят, что сны – это видения, которые синтезирует наш мозг под воздействием реальных дневных впечатлений. Но какие дневные впечатления могут вдохновить вас увидеть другую планету? Или прожить жизнь под другим именем, в другую эпоху и в другой стране? Что заставляет человека летать во сне? Или делать что-то еще, чего в реальности он не делал никогда, и в чем не имеет никакого навыка? Откуда все эт
Сны вещие, кошмарные, фантастические и невозможные. Морфей в литературе: 5 романов и один рассказ
Показать еще
  • Класс
Книги, воплощенные в музыке
Хорошую историю можно не только читать, но и петь. Я это поняла еще в детстве, когда слушала изумительные музыкальные спектакли на пластинках – «Алису в Стране Чудес» с песнями Высоцкого, «Али-бабу и сорок разбойников» с музыкой Берковского и Никитина, «Буратино» и «Красную Шапочку» с музыкой Алексея Рыбникова… Но об этом я уже писала – вот здесь: «Аудиокниги в СССР: шедевры для детей и взрослых» Но это были музыкальные постановки для детей. Для взрослых в СССР снимали фильмы-оперы, фильмы-балеты, фильмы-оперетты, даже фильмы-водевили. И даже рок-оперы были: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» в Ленкоме (о Юноне я тоже писала – вот тут: https://dzen.ru/a/ZyQoEyJnrhNGsdRQ ). В общем, музыки – и прекрасной музыки! – было много. Я даже не стану перечислять – кто хочет вспомнить и понастальгировать, полистайте ленту с кадрами из советских музыкальных фильмов. Но вот мюзиклов почему-то не было. Не было даже понятия такого - «мюзикл». Этот театральный жанр зародился на Зап
Книги, воплощенные в музыке
Показать еще
  • Класс
Ностальгия: три популярные мыльные оперы 90-х в книгах
Откуда взялось такое странное название – «мыльная опера»? С этим видом массовых развлечений мы познакомились в девяностые, и это было частью западной культуры, которая тогда затопила страну. Зарубежные сериалы тех лет, которыми забивали телеэфир, многие ругали – очень ругали! За пошлость, банальность, дешевизну, некачественность… Большая часть таких сериалов действительно не были шедеврами киноискусства, мягко говоря. Однако реальная жизнь большинства людей в те годы была настолько безрадостной и тяжкой, что эти сверкающие дешевым стеклянным блеском «просто Марии», «дикие Розы», «тропиканки» хотя бы немного и ненадолго отвлекали от унылой действительности. Многие относились к этим сериалам примерно так же, как к чтению детективов Донцовой. Но почему бы и не быть в искусстве чему-то такому, если оно служит неплохим обезболивающим? Как среди цветов есть розы и простые ромашки, так и в искусстве существуют разные его виды. Я помню, как подруга рассказывала мне о своей соседке – одинокая б
Ностальгия: три популярные мыльные оперы 90-х в книгах
Показать еще
  • Класс
Экзотика Индии. Кровавая Калькутта в трех романах: драма, детектив, ужасы
С чем у вас ассоциируется Индия? Честно признаться, я всегда представляла ее довольно смутно. Долгое время она ассоциировалась у меня с очень небольшим набором вещей: йоги, Радж Капур, Зита и Гита, песни и пляски, Маугли, Рикки-Тикки-Тави, слоны и тигры. Что еще? Священная река Ганг. Какие-то не очень понятные касты. Еще менее понятные сипаи, сагибы и сикхи. Индира Ганди, Рабиндранат Тагор. «Я уплываю, и время несет меня с краю на край…» В целом – что-то яркое, пестрое, миролюбивое и абсолютно безобидное. Сплошной «хинди-руси бхай-бхай». Позднее, когда многие друзья и знакомые начали активно путешествовать по Азии, эти детские идиллические представления об Индии стали не то чтобы развеиваться, но существенно дополнились сведениями криминального характера. На их фоне пришло осознание того, что Индия, как говорили в советское время, как минимум, «страна контрастов». А потом я посмотрела фильм ужасов «Тумбад» (2018 год). И была потрясена тем, насколько жуткое кино могут снимать в Индии.
Экзотика Индии. Кровавая Калькутта в трех романах: драма, детектив, ужасы
Показать еще
  • Класс
Вспомнить всё: триллеры, исследующие феномен памяти. Три детектива с элементами фантастики
От уютных классических английских детективов меня качнуло совсем в противоположную сторону... Сегодняшняя подборка - из числа книг, вышедших недавно и на фантастическую тему. О будущем. Хотя некоторые сюжеты настолько близки к современным технологическим тенденциям, что, кажется, речь в них идет не о будущем, а о настоящем, о нашей реальности. Интересную вещь заметила: тема памяти становится все более актуальной в современной фантастике. Во все века человечество стремилось к бессмертию, к вечности. Вечность это отсутствие начала и конца, а, следовательно, отсутствие времени и памяти. Ведь там, где время остановило свое течение, память существовать не может. Но что такое человек без памяти? Простой циничный ответ: это человек с Альцгеймером, со склерозом… И потому, увы, отчасти уже не совсем человек. Еще раз – увы. Человеческий мозг не может работать адекватно, если не работает память. То есть, понятно, дефекты памяти – это признак дефектов мозга. Но это еще и следствие: при плохо работ
Вспомнить всё: триллеры, исследующие феномен памяти. Три детектива с элементами фантастики
Показать еще
  • Класс
«Отчего бабы не рожают?» Шесть книг-аргументов: о любви, нелюбви, детстве и родительстве
Каких только тем не поднимаем мы, обсуждая книги! Даже падение рождаемости затронули. Первая фраза в заголовке – как раз из комментария одного из читателей блога. Человек выдал целую «простыню» о падении рождаемости в России, которое объяснил тем, мол, «бабу не обманешь»: сослался на тягостную политико-экономическую ситуацию. Ипотека и квартиры не доступны, зарплаты не растут и т.д. и т.п. Вы наверняка такие разговоры слышали, можно не повторяться. Со всем этим я могла бы и согласиться – у нас всегда есть что покритиковать и на что пожаловаться. Вот только к рождаемости это никакого отношения не имеет. Ибо известна статистика: рождаемость падает во всех технически развитых богатых странах. Чем выше уровень технического прогресса и урбанизации в стране – тем меньше семьи, тем меньше детей в семьях. Много детей рождается в странах бедных, с сельскохозяйственным производством, общинным и религиозным укладом жизни. Так что разговоры о том, что бабы не рожают потому, что их мужики (и госуд
«Отчего бабы не рожают?» Шесть книг-аргументов: о любви, нелюбви, детстве и родительстве
Показать еще
  • Класс
Немного снега в дождливый октябрь. 4 зимних детектива
Заготавливаем детективы на зиму. Небо скисло, задождило, ветер прогоняет с деревьев последнюю припозднившуюся листву, первые заморозки пробуют землю по утрам своим холодным зубом. И уже хочется зимы, и душа снега просит. Но зимы еще нет, а вот детективы с зимней, снежной и ледяной атмосферой - есть. Заготовила для вас, мои дорогие, подборочку. И это не на Новый год – можно уже сейчас. К празднику еще наберем! 😊 16+ 352 страниц 2025 год Думаю, лучшее, что есть в Англии и англичанах – ненавязчивый британский юмор, прелестные сады вокруг уютных усадеб и классические детективы. В данной книге автором обещано как раз все самое лучшее, а именно: английское поместье, занесенное снегом, и классический британский детектив с фирменным британским юмором. 1927 год. Незадачливый писатель Мариус Куин, ровно год назад написавший детектив, который стал бестселлером, переживает ужас потери вдохновения. У его издателя - собственные ужасы: горят сроки, надо развивать достигнутый коммерческий успех и нет
Немного снега в дождливый октябрь. 4 зимних детектива
Показать еще
  • Класс
Два австрийца и трагедии Стефана Цвейга
Я вряд ли смогу дать точное определение тому, что чувствую инстинктивно: есть писатели, а есть беллетристы. Цвейг, мне кажется, беллетрист. Но и среди беллетристов встречаются великие. Просто у каждого литературного мастера – свой дар, свой талант. Гоголь и Булгаков особенно тонко чувствовали смешное и страшное. Что, кстати, вполне закономерно: ведь страшное и смешное - это два экстремума, лежащих на одной шкале, в одном ряду человеческой эмоциональной гаммы, оба приводят к разрядке, катарсису, хотя и разными путями. Достоевский и Толстой – непревзойденные мастера психологии, «черные копатели» человеческих душ. Чехов, Хэмингуэй, Набоков – стилисты. Куприн, О.Генри – рассказчики… Понимаю, что кому-то сейчас захочется резко возразить, заспорить… Не надо! Эти «списки» и определения мои абсолютно субъективны, это то, как я чувствую этих авторов – и только для примера. Только чтобы очертить хоть немного яснее то, что я пытаюсь сказать о Цвейге. Я отношу его к беллетристам. И Цвейг для меня
Два австрийца и трагедии Стефана Цвейга
Показать еще
  • Класс
Шесть книг о жутких домах
Октябрь – месяц темный, колдовской. Осенью вообще как-то тянет на ужастики, нет? Как бы то ни было, я решила пойти «по классике» и сделать подборочку о «нехороших» квартирах и домах. Смотрите, что интересного удалось накопать. 18+ 592 страницы 2023 год Ужастики настолько входят в моду, что даже вот «Рипол-Классик» решило запустить собственную серию «New Horror». Книга, которая меня заинтересовала там, относится к жанру южной американской готики. Неподалеку от Канзас-Сити в местности с впечатляющим названием Кровавый ручей стоит старый заброшенный дом. Его хозяин когда-то строил его с любовью, рассчитывая на счастливую жизнь в нем. Но мечты не сбылись: человека убили. Трагедия легла на ни в чем не повинный дом черной тенью, и с тех пор он только и делает, что притягивает зло. Нечто жуткое поселилось внутри него. Оно годами ждет, чтобы проявить себя. И вот однажды злу представится отличный шанс: в заброшенный дом придут люди. Они всего лишь хотели устроить развлекательное шоу. Но у зла с
Шесть книг о жутких домах
Показать еще
  • Класс
Он – дракон. Лучший рассказчик Японии
Рассказ – не самый простой жанр, во всей мировой литературе наберется, я думаю, лишь пару десятков его мастеров. Рюноскэ Акутагава – один из них. Японский писатель, проживший всего 35 лет, вошел в историю прозы – как японской, так и мировой - с фамилией Акутагава. Но его родные отец и мать носили фамилию Ниихара. Имя Рюноскэ, означающее «Дракон» (иероглиф «рю») дали мальчику, потому что родился он в 1892 году - утром, между 8 и 10 часами («тапу-но токи», «час дракона») 1 марта - день Дракона месяца Дракона, согласно старинной японской системе времяисчисления. Рюноскэ не исполнилось и года, когда его мать, уже имевшая проблемы с психикой, была помещена в психиатрическую клинику. Диагноз: сумасшествие. По традиции осиротевшего ребенка отдали на воспитание в семью дяди – старшего брата матери, Акутагавы Митиаки, у которого не было своих детей. Безумие матери сильно повлияло на Рюноскэ: помимо наследственных проблем с психикой и склонностью к депрессии само знание о трагической судьбе мамы
Он – дракон. Лучший рассказчик Японии
Показать еще
  • Класс
Показать ещё