Фильтр
И-211: Призрак неба, или Как два мотора не всегда двойная удача.
Автор Игорь Гладников Представьте себе 1947 год. Мир ещё не до конца отряхнул пепел Второй мировой, а в ОКБ Микояна уже вовсю думают о будущем. Истребители с поршневыми двигателями? Это уже вчерашний день. Наступает эра реактивной тяги. И вот в этой гонке рождается самолёт, который мог бы стать легендой, но остался лишь красивой и умной «ошибкой». Знакомьтесь: И-211 (он же «Е»). Самолёт, который был «слишком», когда всем нужно было «достаточно». Зачем два мотора на один самолёт? Или Логика против Логики После войны у СССР было два трофейных «сокровища»: немецкие двигатели Jumo-004 и BMW-003. Мощности одного такого «сопла» на первые советские реактивные истребители (вроде МиГ-9) едва хватало. Инженерная мысль сработала просто, как автомат Калашникова: если одного мало, давайте поставим два! Так появилась концепция двухдвигательного истребителя. Логика железная: два двигателя это надёжнее (на одном, в случае чего, домчишь), и тяги больше. И-211, имеет два двигателя РД-20 И вот тут н
И-211: Призрак неба, или Как два мотора не всегда двойная удача.
Показать еще
  • Класс
Ту-95: Медведь, который до сих пор рычит. Почему винтовой самолёт кошмар современной ПВО?
Автор Игорь Гладников Представьте себе диалог двух пилотов НАТО где-нибудь над Северным морем. «Внимание, на радаре цель. Высота 12 км, скорость… 900 км/ч? Странно. Идентификатор… «Bear». О Боже, это же он». «Кто? F-35?» «Хуже. Ту-95. Дед прилетел проверить, как мы тут без него». И вот в небе появляется силуэт, который, кажется, сошёл со страниц учебника истории. Огромный, с четырьмя винтами, которые крутятся так бешено, что их не видно, а только слышно наводящий ужас рёв, за который его прозвали «Летающей электростанцией» или просто «Медведем». Это не самолёт, это летающий аргумент. И он до сих пор на службе. Как так вышло? Давайте разбираться, без скучных терминов. 1. Рождённый в ярости Холодной войны В начале 50-х США уже вовсю летали на стратегических бомбардировщиках B-52, которые могли доставить ядерный «подарок» куда угодно. СССР нужен был адекватный ответ. Задача для авиаконструктора Андрея Туполева звучала как издевательство: создать самолёт с дальностью более 15000 км,
Ту-95: Медведь, который до сих пор рычит. Почему винтовой самолёт кошмар современной ПВО?
Показать еще
  • Класс
И-190: Последний писк моды эпохи бипланов. Почему «чайка» не взлетела?
Автор Игорь Гладников Приветствую вас, любители истории, техники и парадоксов! Сегодня мы поговорим об одном из самых «ностальгических» самолётов в истории. Нет, он не бил рекордов скорости, не сбил ни одного вражеского самолёта и даже толком не воевал. Зато он стал лебединой песней целой эпохи эпохи истребителей-бипланов. Знакомьтесь: И-190, последний из «некропланов» Николая Поликарпова. А теперь пристегните ремни (или привязные ремни, как тогда говорили), мы погружаемся в удивительный мир, где будущее уже наступало, но прошлое не хотело уходить без боя. Контекст: 1939 год. Мир на пороге «Блицкрига», а в СССР… «Давайте улучшим биплан!» Чтобы понять феномен И-190, нужно представить себе авиационный расклад конца 30-х. Весь мир носится с идеями скоростных монопланов. Мессершмитты, Спитфайры, наши будущие МиГи и Яки уже проектируются или даже летают. Они похожи на острые кинжалы одна моторная «свеча», крыло одно, шасси убирается. Скорость их главный бог. А в СССР у Николая Поликар
И-190: Последний писк моды эпохи бипланов. Почему «чайка» не взлетела?
Показать еще
  • Класс
Ил-22: Первенец, который чуть не отправил своих создателей в нокаут.
Автор Игорь Гладников Представьте: 1946 год. Мир еще не отошел от войны, а в советских КБ уже кипит работа над будущим. Будущее пахнет керосином и грохочет так, что дрожат стекла. На сцену выходит первый советский реактивный бомбардировщик Ил-22. Не путать с современным воздушным пунктом управления Ил-22! Это был совсем другой зверь. И история его это история героического прорыва, который... немного не туда прорвался. Рождённый в муках реактивной эры После войны стало ясно: поршневые самолёты доживают свой век. Нужен был реактивный ударный самолёт. Задача упала на плечи Сергея Владимировича Ильюшина и его ОКБ. И они создали Ил-22. Не просто самолёт, а целый комок дерзких инженерных решений и... неизбежных болезней роста. Внешне он был впечатляющ и немного неуклюж, как щенок дога. Четыре турбореактивных двигателя ТР-1 (первые отечественные, между прочим!) были не под крыльями, а встроены в фюзеляж, попарно. Элегантно? Да. Проблемно? Ещё как! Представьте, как механикам нужно было к
Ил-22: Первенец, который чуть не отправил своих создателей в нокаут.
Показать еще
  • Класс
И-185: Истребитель-призрак, который мог переписать войну. Почему он так и не взлетел?
Автор Игорь Гладников Знакомьтесь, герой нашей сегодняшней истории Истребитель И-185. Не тот, что на слуху, как Ил-2 или Як-3, а машина-загадка, самолёт-«что если». Если бы у авиации был свой «Ночной дозор», И-185 точно был бы могущественным магистром, который остался в тени. Созданный в легендарном ОКБ Николая Поликарпова (того самого, «короля истребителей», отца «Ишачка» и «Чайки»), этот самолёт мог стать грозой люфтваффе уже в 1942 году. Но не стал. Почему? Садитесь поудобнее, история будет жаркой, как работа двигателя М-71 на взлётном режиме. От «короля» с любовью, или Как рождался «супермен» 1940 год. Война уже гремит в Европе. Поликарпов, чей авторитет немыслимо высок, понимает: его «Чайки» и «Ишачки» герои, но будущее за скоростью и огневой мощью. Нужен новый, радикальный истребитель. И он его создаёт. И-185 был не эволюцией, а революцией. Взгляните на эту красоту: Аэродинамика: Чистые, плавные формы, закрытый фонарь кабины (пилоты старой закалки ворчали: «Как в аквариуме!
И-185: Истребитель-призрак, который мог переписать войну. Почему он так и не взлетел?
Показать еще
  • Класс
Ту-155: Как советские инженеры заставили самолёт летать на «жидком воздухе» и чуть не устроили революцию.
Автор Игорь Гладников Представьте себе: середина 80-х. В СССР вовсю идёт перестройка, на экранах «Пираты XX века», а в небе вполне обычный с виду самолёт Ту-154. Но этот особенный. Его пассажирский салон превращён в адскую кухню с криогенными баками, а вместо керосина он может заправляться… чем-то, от чего у любого авиатехника волосы встают дыбом. Это Ту-155, летающая лаборатория, чья история смесь гениальности, безумия и ледяного дыхания будущего, которое так и не наступило. Зачем? Или криогенный детектив В 70-х весь мир схватился за голову: нефть дорожает, ресурсы не безграничны. Нужны альтернативные виды топлива. И советские учёные, окинув взглядом таблицу Менделеева, сделали ставку на самого простого и распространённого кандидата водород. А запасной вариант сжиженный природный газ (СПГ). Но как испытать двигатель на таком топливе? На земле можно. Но в полёте, при разряженном воздухе, перепадах температур и давлений? Это как тестировать работу карбютора, не выезжая из гаража. Н
Ту-155: Как советские инженеры заставили самолёт летать на «жидком воздухе» и чуть не устроили революцию.
Показать еще
  • Класс
И-180: Истребитель, который мог всё, кроме одного. Или Почему у гения бывают проколы.
Автор Игорь Гладников Знакомьтесь, герой нашей сегодняшней истории И-180. Не просто кусок металла и дерева с пропеллером, а настоящий кинозвезда, трагический герой и предмет горячих споров в курилках авиазаводов. Его создали в легендарном ОКБ Николая Поликарпова человека, которого не зря звали «королём истребителей». Если бы авиация была сказкой, Поликарпов был бы тем самым волшебником, в чьей мастерской рождались крылатые богатыри: «небесные тихоходы» У-2, юркие «ишачки» И-16... А потом наступил 1938 год. Мир стремительно несся к большой войне, а в небе уже хозяйничали новые, более скоростные и строгие монопланы. Поликарпову срочно нужен был наследник, достойный славы И-16. И он его создал. И назвал И-180. И тут началось самое интересное. Дизайн от Бога (и Поликарпова) Представьте себе: вы авиаконструктор. Ваш старый, но удалый И-16 этакий лихой хулиган с мотором впереди, короткий, верткий, но уже не самый быстрый. Вам нужно сделать нового красавца. И Поликарпов сделал. И-180 был
И-180: Истребитель, который мог всё, кроме одного. Или Почему у гения бывают проколы.
Показать еще
  • Класс
Су-30: «Братец» Су-27, который вырос и стал главным по всему.
Автор Игорь Гладников Знакомьтесь: Су-30. Если бы истребители были семьей, то Су-27 это харизматичный, немного самовлюбленный старший брат, звезда авиасалонов, одиночка-перехватчик. А Су-30 это его младший, но более умный брат, который пошел учиться на менеджера. Он тоже может красиво летать, но его главный талант командовать. Причем не только в воздухе, но и на земле, и даже на море. Это не просто истребитель. Это авиационный «центр управления полетами» с ракетами. И шутки про «два стула» здесь как раз к месту, ведь в кабине два пилота. От «одиночки» к «лидеру»: история с поправкой на здравый смысл В конце 80-х советские стратеги задумались: а что, если наш великолепный Су-27, который видит далеко и летает далеко, научить еще и думать за других? Идея была гениальной в своей простоте: взять платформу Су-27УБ (учебно-боевой, двухместный), впихнуть в нее побольше топлива (чтобы летала 3,5 часа без дозаправки это как перелет из Москвы в Париж туда-обратно), поставить радар с режимом «
Су-30: «Братец» Су-27, который вырос и стал главным по всему.
Показать еще
  • Класс
И-30: Яковлев, который чуть не стал «Мессершмиттом» по-советски. История «почти» гения.
Автор Игорь Гладников Привет, любители покопаться в «А что, если?..» истории! Сегодня на нашем историческом авиаразборе самолет-загадка, самолет-парадокс, «внутренний немец» в дружной семье яковлевских истребителей. Знакомьтесь: И-30 (Як-3, но не тот). Да-да, вы не ослышались. Это не опечатка. Пока весь мир знает и восхищается легендарным Як-3 этаким супер-боксером в мире истребителей, у него был почти нереальный старший брат. Брат, который родился раньше, выглядел иначе и… канул в лету. Почему? Давайте разбираться, не забывая пристегнуть ремни и убрать подносы. Часть 1: «Ой, а что это у вас тут?» или Немецкий след в русской душе. 1940 год. Война в Европе уже вовсю пылает. Советские инженеры, как заправские разведчики, изучают трофейные и не очень немецкие технологии. И вот взгляд падает на Bf 109. И не просто падает, а прилипает. Что всех поражает? Цельнометаллическая конструкция! У нас-то дефицит дюраля, основная масса истребителей деревянные или смешанные. А тут весь такой блест
И-30: Яковлев, который чуть не стал «Мессершмиттом» по-советски. История «почти» гения.
Показать еще
  • Класс
Ил-38: Морской дозорный, который любит посчитать китов (и подлодки)
Автор Игорь Гладников Если вы думаете, что самолёты с четырьмя двигателями это исключительно гламурные трансатлантические лайнеры или махины ВВС, то вы просто не знакомы с Ил-38. Представьте себе трудягу, который выглядит так, будто его собирали в гараже энтузиасты под девизом «а давайте вот это прикрутим сюда!». Но не обманывайтесь внешней простотой. Это одна из самых важных и долгоживущих машин в истории авиации, морской дозорный, который уже более полувека сторожит просторы Мирового океана. И да, у него четыре двигателя. Не для пафоса, а для выживания. Рождение «Дельфина»: Когда пассажирский лайнер пошёл служить на флот Анекдотичность ситуации в том, что Ил-38 это, по сути, гражданский самолёт, укрощённый военными. Его прародитель прекрасный, надёжный пассажирский Ил-18, «летающий паркет», гвоздь программы «Аэрофлота» 1960-х. Инженеры ОКБ Ильюшина взяли этот фюзеляж, сказали «нам нужно не чай пассажирам разливать, а искать подлодки», и начали колдовать. Что они сделали? Удлинил
Ил-38: Морской дозорный, который любит посчитать китов (и подлодки)
Показать еще
  • Класс
Показать ещё