Иерей Сергий Гайдар
Иерей Сергий Гайдар, клирик храма Иконы Божией Матери Курская-коренная «Знамение» в Орле вспоминал, как с детских лет ездил в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь к отцу Зосиме:
— С малых лет руководствуюсь проповедями, благословением батюшки Зосимы. Это всё очень помогало в жизни. Если возникали сложные вопросы, ты знаешь, что поедешь в Никольское, к батюшке Зосиме, тогда он ещё Савватием был, он всё тебе мудро расскажет, направит. И если он так сказал, то это всё, нужно было слышать, слушать и исполнять его благословение. Вспоминаю эти годы. Тогда из Запорожья было трудно добираться в Никольское. Один поезд только ходил до Ясиноватой. Но, Благодаря присутствующему здесь Андрею Петровичу и его мамочке Валентине Тимофеевне, впоследствии монахини Марии, мы вместе ездили к батюшке Зосиме. Вспоминаю, как добирались: мы, дети пяти-шести лет, ещё несколько взрослых человек с нами. У нас было до сорока сумок с собой, и продукты и другие вещи, потому что обитель тогда не была такой уж богатой, и нуждалась во всём. Помню, как мы долго ехали, и надо было всё это преодолевать ради встречи с батюшкой Зосимой.
Православный писатель Владимир Карагодин
Много и вдохновенно рассказывал автор книг Владимир Карагодин о прижизненном времени общения с батюшкой Зосимой, о его подвиге терпения и превозмогания болезней во имя Христа, о его отношении к просьбам помолиться:
— Я приехал на Светлой Седмице к батюшке Зосиме однажды, а он сидит грустный. Думаю, Светлая же Седмица. Спрашиваю: чего такой грустный? А он мне: Ты знаешь, Володя, не успел всех своих помянуть. Не успел за всех помолиться, о здравии попросить и за упокой. Эта грусть его, грусть святого человека, меня тогда поразила.
Впоследствии Владимир Карагодин написал песню об этой святой грусти духовного отца.
СХИМНИК
Памяти отца Зосимы
Словно Пасха, снова Воскресенье;
Схимник шёл, оплакивая грех:
Пролетела Служба, как мгновенье —
Помолится не успел о всех:
Не успел «о здравьи» помолиться,
Не успел о всех «за упокой» —
Душ толпа у келии томиться,
Он идёт с склонённой головой.
На заводе всех собрали женщин,
Старец приковал к себе их взгляд,
Был он краток: «Что же, бабы, грешны?»
«Грешны, батюшка» — все хором подтвердят
«Каетесь в грехах?», — миг в ожиданьи
«Каемся, отец!» — звучит ответ.
«Дай же Бог всю жизнь вам в покаяньи!»
Вот и всё ученье, весь совет.
Детки славно закружились в танце,
Хлопал от восторга целый зал,
А в углу сидел смиренный старец,
Неутешно плакал и рыдал:
«Как мне жалко их, до жгучей боли,
Что их ждёт, какой тяжёлый крест!»
Будущее Бог открыть изволил,
А любовь не знает слова лесть.
Хор пропел торжественно молебен,
И смотрел Царицы кроткий лик.
Схимник же, целуя вишни лепту,
Повторял: «Как в малом Бог велик!»
Радовались молча прихожане:
Скромный дар монаха угодил,
О величье Божьем он твердил —
Вишни же икону украшали.
Уже через год после окончания земного служения любимого в народе старца, исцелившего — нет, не себя болящего, — но множество душевных и телесных недугов людей, обращавшихся к нему за помощью, выходит в свет первая, ныне юбилейная книга со всевмещающим названием «Любовь превыше всего».
«Любовь превыше всего» — по словам очевидцев, это изречение апостола Павла более всего любил народный старец батюшка Зосима.
«Эти слова, как нельзя лучше, раскрывают сущность жизненного подвига о. Зосимы, великого старца нашего времени. Великого — не ради красного словца, а ради тех дел, которые он совершил. И то, с чем читатель познакомится в этой книге — это только капля в море его великой жизни» (из предисловия книги Владимира Карагодина «Любовь превыше всего»).
Надо отметить, скромный уроженец с. Никольское, воспитанник монастыря, по-христански не выпячивающий своё «Я», а потому не ставящий своё имя на обложках выпускаемых им книг, но обладающий даром славословия, кандидат исторических наук, культуролог и писатель Владимир Карагодин, неустанно продолжает собирать свидетельства прозорливости, исцелений, другие интересные истории, связанные с житием старца, во прославление в лике святых своего духовного отца схиархимандрита Зосимы. От первой книги до девятой, недавно вышедшей в Московском Издательском доме Академии им. Н.Е. Жуковского (Ген. Директор Агибалов Игорь Викторович) прошло ровно двадцать лет. Верю, что это не последняя книга о житии старца Зосимы. С нетерпением будем ждать десятую книгу. Такие книги интересно читать. Открываешь, вчитываешься и не можешь оторваться от пропитанных благодатной любовью строк, страниц, глав, книг.
Комментарии 1