Прочно вошло в традицию Аркинской школы проведение недели национальной культуры в ноябре и родного языка в марте. Тема этой недели – Национальная культура эвенов Приохотья через наставничество в развитии талантливых и одаренных детей. Наставничество «ученик – ученик» позволяет повысить мотивацию, приобрести новые навыки, а также возможность двигаться дальше.
В роли наставников выступили учащиеся, например, у первого класса - пятый, у пятого - девятый. Эта работа внесла в повседневную школьную жизнь разнообразие, новизну.
Неделя началась с обряда очищения багульником, который провели М. А. Данилова, Л. Н. Константинова , А. А. Слепцова, А. А. Ревина. Впервые прозвучала песня «Герои Арки», и, завязывая цветной лоскуток во время обряда «Делбургэ», каждый загадал желание, чтобы война закончилась и солдаты вернулись домой.
Все школьники приняли участие в акциях «Оберег для солдата», «Письмо защитнику Отечества», «Северная открытка для защитника Отечества», которые будут отправлены с посылками на фронт. Посылки формируются, и на Новый год земляки получат весточки из дома.
В понедельник провели акцию «Лепешка добра». Угощались эвенскими лепешками, а младшие школьники узнали, что резать ножом ее нельзя, только разламывать. В День языков писали словарные диктанты и выявили самых грамотных по трем языкам. Кто-то написал на «отлично» на двух языках – русском – эвенском, английском – эвенском, русском – английском. В 5 классе на Есенинских чтениях прошел урок на трех языках, ученики переводили стихотворение «Береза». Ребятам было трудно, но интересно.
Все желающие приняли участие в Большом этнографическом диктанте, 100–бальный результат получили директор школы С. А. Левина и девятиклассница Анастасия Андреева.
Кривошапкинские чтения были посвящены 85–летию известного эвенского поэта и писателя, публициста, общественного деятеля Андрея Васильевича Кривошапкина. В его стихах, повестях, романах, рассказах отражены вехи биографии родного народа с давних времен до сегодняшнего дня. На новом историческом витке развития нашего общества с его клубком проблем и противоречий эвенский писатель снова обращается к своим истокам, к прошлому своего мужественного, выносливого народа. Об этом боль и забота писателя, общественного деятеля и просто человека Андрея Кривошапкина.
Художественный анализ стихотворения «Золотые олени и материнский наказ» вызвал душевный отклик у третьеклассников, а девятиклассников призвал задуматься о «бездонной мудрости, путеводной нити материнского наказа»и о том, как «золотые олени огонь высекают в мой стих».
Мастер-класс по изготовлению шумовых игрушек из рога, кости, копыт оленя, где дети сами выбирали материал, подбирали украшения, рисовали на лопатке оленя, лося, барана, очень понравился ребятам. Они узнали, почему молодым нельзя гадать на бараньей лопатке, а детям играть с костями медведя. Игрушки будут использоваться в играх, на уроках, во время проведения праздников.
Делать нитки из сухожилий оленя и соединять их учились у мастериц. Прочная нить на изделиях, одежде сохранялась десятилетиями. Интересно, как у маленькой Карины Осениной сработала генетическая память: девочка села и точными движениями скрутила нитку. У каждого ребенка в роду были прекрасные мастерицы, о чем говорили детям на уроке. Учащихся познакомили с традиционными женскими инструментами. Очень старинный скребок для обработки шкур показала М. А. Данилова. Этот скребок из цельного дерева сделал когда-то ее отец для матери почти 100 лет назад! Ученики учились работать инструментами, выделывать шкуру, что оказалось весьма непросто.
На уроке эвенского языка и родной литературы к младшим школьникам пришли старшеклассники. Читали и переводили эвенские сказки, вели диалоги, пополняли словарный запас на родном и английском языках. Наставники и наставляемые работали слаженно, творчески.
В школьном историко-этнографическом музее «Гулун» увлекательно прошла квест-игра «Путешествие по родному селу». Организаторами выступили ребята из актива музея. Игра всем понравилась, даже первоклашки активно отвечали на вопросы, старшие помогали в поисках ответов.
На переменах старшеклассники проводили общешкольные динамические паузы. На внеурочных занятиях устраивались спортивные соревнования, северные игрища в сборных командах. Подвижные игры Севера провели пятиклассники в детском саду, дошкольникам очень понравилось.
Для старшеклассников работа дискуссионного клуба «Я - гражданин России» стала площадкой для обсуждения самых актуальных тем о патриотизме, о любви к малой родине, о государственной символике, о сегодняшних защитниках Отечества, о будущем России. Формат проведения способствовал открытому диалогу между сверстниками, все расположились в элбэме, сидя на шкурах. Интересные высказывания, точные определения, дружеские советы и серьезные размышления давали старшеклассникам возможность глубже понять, задуматься о своем будущем, о дальнейшем выбранном пути, а также ответить на вопрос: «В чем состоит ваша гражданская ответственность?». В конце предложили фант-игру «Какой вы представляете Россию через 20–30 лет?». Учащиеся дали очень интересные ответы о том, в какой России они хотели бы жить. Это - сильное государство, комфортная жизнь в любом уголке страны, новейшие достижения во всех областях науки и техники, создание лекарств от тяжелых болезней, повышение рождаемости, никаких военных конфликтов, в приоритете – здоровье, образование, работа, жилье, экология. В итоге пожелали всем участникам дискуссионного клуба быть достойными гражданами страны, знать и чтить ее многовековую историю и подвиги предков, ее национальное многообразие.
Завершилась неделя национальной культуры этническим танцевальным марафоном «Ритмы бубна». Такое мероприятие прошло в первый раз, поэтому вызвало у школьников интерес. Пятнадцать пар от первоклассников до выпускников состязались на время, кто дольше протанцует. Такие страсти разгорелись, никто не хотел сходить с дистанции! Критерии оценивания – национальный костюм (от головного убора до обуви), танцевальные движения, характерные для этнического танца. Все участники с огромным воодушевлением и веселым настроением без устали танцевали, пока жюри не остановило марафон, тем самым вызвав недовольство соревнующихся. 1 места по оценке жюри достались – Макару Пучкову и Евгении Степановой (3 класс), Анастасии Андреевой и Дарине Ведминской (9 класс).
По итогам недели все классы и активные участники мероприятий награждены грамотами. Неделя национальной культуры охватила учебную и внеурочную деятельность, дополнительное образование, выявила учащихся, которые проявили творческие способности, показали знания, сплоченность классных коллективов. Тема наставничества «ученик – ученик» получит дальнейшее развитие в Аркинской школе.
Г. Слепцова,
учитель эвенского языка,
руководитель этнического центра «Маранна»
с. Арка


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4