Предыдущая публикация
Консультирование пострадавших от сектВиталий Питанов

Консультирование пострадавших от сект

10 октпредложил 
Виталий Питанов

Что думают о консультировании сектантов другие психологи…

Кроме моего подхода к работе с сектантами, есть и другие специалисты. Одним из классиков по этой теме в России можно назвать российского учёного, социального психолога Евгения Новомировича Волкова.
Хочу привести выдержку из его статьи: «Консультирование по случаям интенсивной манипуляции и социальной зависимости: методы и содержание». Для более глубокого ознакомления с трудами данного эксперта рекомендую посетить его сайт: https://evolkov.net .
«…Каков же план действий консультанта, если клиент оказался готовым к восприятию помощи, и какие инструменты должны быть в его распоряжении для надёжного обеспечения положительного результата?
Во-первых, необходимо создать все условия, чтобы общение с первого же контакта длилось как можно дольше, наилучший вариант — полный день. Должна быть также обеспечена возможность непрерывного продолжения консультирования в течение ближайших 3-4 дней как минимум, желательно иметь перспективу до недели (в моей практике были случаи полутора-двухнедельных консультирований при разной продолжительности работы в течение дня).
Во-вторых, чрезвычайно желательно, а в большинстве случаев просто необходимо, работать бригадой из двух-трёх специалистов и одного-двух помощников из числа бывших культистов с таким расчётом, чтобы на сеансе всегда присутствовало минимум двое членов бригады.
В-третьих, критически важно договориться с культистом об отказе от общения с его группой и лидерами на время консультирования.
В-четвёртых, категорически нельзя проводить консультирование вместе двух или более членов культа (супругов, братьев и сестёр, друзей), их обязательно надо разводить во времени и пространстве, иначе они могут сильно подкреплять друг у друга преданность культу.
Место консультирования должно отвечать условиям длительного общения без присутствия посторонних, с возможностью приема пищи и отдыха во время перерывов.
Техника: ноутбук или компьютер с аудиоколонками и с подключением к интернету, медиа-проектор или ТВ для показа видео и презентаций, диктофон, ватман или листы бумаги для рисования схем.
Говоря о содержании консультирования, все американские специалисты по работе с жертвами культов подчёркивают две важнейшие составляющие: социально-психологическое просвещение (обучение) и побуждение к критическому мышлению, прежде всего в отношении культовой ситуации.
Первый элемент состоит из интенсивного мини-курса социальной психологии, прежде всего той её части, которая раскрывает механизмы манипуляции — межличностной и групповой.
Он включает в себя, помимо бесед-лекций, яркие научно-популярные и учебные фильмы по воздействию людей друг на друга и по тем когнитивным иллюзиям и ошибкам, которые свойственны человеку в социальном взаимодействии и которыми активно пользуются манипуляторы и мошенники, например, «Человеческое поведение: эксперименты», видеосюжеты об экспериментах С. Эша, С. Милгрэма, Ф. Зимбардо, фильм канала Discovery «Вершины злодейства: Лидеры культов» (Most Evil: Cult Leaders) и др.
Есть два знаменитых игровых фильма, но основанных на реальных событиях: «Волна» (The Wave) — об эксперименте школьного учителя истории в Сан-Франциско в 1967 г., создавшего за неделю из своих учеников фактически фашистскую организацию (в этом году вышел германский римейк под название «Эксперимент-2: Волна»); и «Дитя Муна» (Moon Child) — о судьбе юноши, попавшего в Церковь Объединения корейского «мессии» Муна. В последнем фильме прошедшие депрограммирование бывшие мунисты играют самих себя.
Стоит обратить внимание и на победителя Каннского кинофестиваля — фильм «Белые повязки», как говорят аннотации, посвящён корням тоталитаризма и показывает жизнь жёсткой религиозной общины.
Сейчас в интернете чуть ли не каждый день появляются документальные и анимационные ролики антикультового содержания, из поразивших меня назову «Руководство к жизни».
Полезны также видеосюжеты новостей или тематических телерасследований о конкретных культах и культовых лидерах, но на первом этапе консультирования они не должны касаться той группы, к которой принадлежит клиент.
Из книг по социальной психологии и непосредственно по проблеме культов я отмечу несколько ключевых, содержание которых консультант по социальным зависимостям должен уметь доходчиво доносить до клиентов: знаменитая книга Р. Лифтона «Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма», «Эпоха пропаганды» Э. Аронсона и Э. Пратканиса, «Психология влияния» Р. Чалдини, «Социальное влияние» Ф. Зимбардо и М. Ляйппе, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Маски авторитарности» Дж. Крамера и Д. Олстед, «Истинноверующий» Э. Хоффера, «Освобождение от психологического насилия» С. Хассена, «Энциклопедия заблуждений» Р. Т. Кэрролла. Существенным подспорьем может быть сборник афоризмов С. Ежи Леца «Почти всё».
Нет и не может никакого жёсткого универсального плана, с чего подобное консультирование начинать и в каком порядке проходить, важно лишь общее содержание и обозначенные выше главные задачи.
Конкретный ход взаимодействия консультантов и клиента во многом определяется поведением последнего: если клиент сначала проявляет пассивность в общении, то консультанты идут по классическому «семинарскому» плану бесед; если же клиент сразу активно вступает в дискуссию и предлагает свои темы для обсуждения, то консультанты подхватывают их как материал для пробуждения критического мышления, а социально-психологический «ликбез» осуществляется в виде иллюстративных вставок.
В любом случае самой главной задачей является побуждение клиента к активному диалогу, обсуждению и переосмыслению культового опыта.
При первых признаках проявления у клиента реалистического критичного отношения к идеологии и практике группы и к лидерам начинается второй этап, в ходе которого все внимание сосредотачивается на личном опыте культиста и на его культовой организации.
Консультанты должны иметь наготове как можно больше документированных фактов, свидетельств и исследований, показывающих манипулятивно-мошенническую сторону и деструктивный характер данного культа и его лидера(ов), а также хотя бы одного-двух бывших членов того же культа, согласных поделиться своим опытом прозрения.
Продолжительность первого этапа может варьироваться от одного до полутора-двух дней, за исключением самых тяжёлых случаев.
Второй этап длится столько, сколько требуется культисту, чтобы выговориться и эмоционально освободиться, но не меньше целого дня.
Как указывалось выше, в большинстве случаев 3-4 дней консультирования достаточно, чтобы определился положительный или нулевой результат (если не учитывать возможность отложенных по времени эффектов).
Консультирование по манипуляциям и социальным зависимостям во многих отношениях отличается от традиционного помогающего консультирования по «обычным» жизненным проблемам, и его не могут правильно организовать и провести «обычные» психологи-консультанты или психотерапевты без серьёзной специальной подготовки…».

Что думают о консультировании сектантов другие психологи… - 5384184418064

Нет комментариев

Новые комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Следующая публикация
Свернуть поиск
Сервисы VK
MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
Войти
Консультирование пострадавших от сект

Консультирование пострадавших от сект

ЛентаТемы 579Фото 569Видео 1Участники 641
  • Подарки
Левая колонка
Всё 579
Обсуждаемые

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

Зарегистрироваться