НА СУББОТНИКЕ.........................................
.
Ну, кто не помнит в те годы эти самые Всесоюзные ленинские коммунистические субботники!
Никельщики вот не приходили, а (внимание!) - выходили на них, и кто как. Кто - по идейным или карьерным соображениям, кто - из-за боязни начальства, кто - за отгулы или материальную помощь. В общем,- сугубо добровольно.
День рождения Ленина - 22 апреля - приходился тут как нельзя кстати. Субботник устраивали в ближайшую к этому дню субботу. Снег тогда почти везде полностью сходил и уже даже подсыхало - самое время помахать веником возле цеха и посадить саженцы у заводоуправления! Такие мысли гуляли в головах многих, но на самом деле существовала целая стратегия этого мероприятия, сравнимая разве что с фронтовой артподготовкой перед наступлением.
Начиналось все с горкома партии (а может быть, и повыше), где как бы поддавались на добрую инициативу, как известно, неожиданно всплывавшую из трудовых масс, и утверждали планы работ по районам города. А дальше все решала плановая дисциплина. Райкомы партии, в свою очередь, давали цифры предприятиям - выполнить, дескать, "субботние" работы объемом не меньше, чем в прошлом году! А лучше - больше.
С этой целью на заводах и фабриках Орска, в мастерских, в конторах и в других учреждениях города создавались специальные штабы, где собирались самые лучшие и деятельные умы трудового коллектива. На ЮУНК это были, естественно, начальники цехов и других немаловажных служб. Еще загодя. за день-за два, а то и за неделю до субботника руководители участков в цехах обходили свои владения, зыркали бдительно по сторонам, заглядывали во все уголки и аккуратно, методично вносили свои замечания в блокнотик. Так сказать, брали на карандаш все места, где что-то надо было сделать. И если в такое время какой никельщик абсолютно бездумно начинал убирать что-то на своей рабочей территории, старший мастер ему советовал: оставь, братец, отдохни, сейчас это не нужно - на субботнике уберем!
Потом эти листки из блокнота шли в служебную записку, записки шли наверх и цеховая машинистка, морщась от обилия букв и цифр, стучала на пишущей машинке, создавая совокупный цеховой план по субботнику, уже обсчитанный в бухгалтерии по цифрам. почти точка в точку совпадающим с суммами прошлогоднего плана. То есть, не меньше, но и не больше! За вранье никто не хотел отвечать...
Цеховые планы шли в заводоуправление, где стучала на машинках уже группа машинисток, распечатывая по частям уже комбинатский план по планированию и проведению субботника. Его подписывали:
1. заместитель директора (начальник штаба),
2. секретарь парткома,
3. секретарь комитета ВЛКСМ, и
4. председатель профкома.
Потом ставилась печать и пухлый том бумажек отправлялся в райком партии. А оттуда - в горком.
Подготовка на бумагах прошла, теперь дело за практикой.
И вот он, день субботника!
По всей территории комбината из невидимых репродукторов, предназначенных для подачи звуковой тревоги в случае пожара или химического ЧП, играла бравурная музыка. Никельщики махали лопатами, метлами, сажали саженцы и делали все, что им было предписано планом.
Специальный микроавтобус с пресс-группой курсировал между цехами, делая фотоснимки работающих и интервьюируя прорабов субботника, которые отмечали, кто тут (на данном месте) лучше потрудился, сколько металлолома собрали и отправили на переплавку, сколько саженцев посадили, сколько собрали и увезли мусора. И так далее. Забегая вперед, скажу, что на следующий день, в воскресение, подписчики многотиражной газеты "За советский никель" получили специальный, праздничный номер с описанием проведенного субботника...
К обеду, как правило, все цеха с планами своими справлялись, - конечно, перевыполнив его на положенные 1-2 процента, и отправлялись домой - кто с карьерной перспективой, кто с очередным отгулом, а кто - с чувством выполненного коммунистического долга. То есть, все шли домой довольно удовлетворенные.
На первом снимке ниже - пресс-группа субботника. Снимал (т.е. нажимал на спуск) я.
Слева направо. Мужчина, кажется, из профкома, затем Лукомская, корреспондент газеты "За советский никель". Неизвестная девушка, затем Татьяна Кицнова с комитета ВЛКСМ. Далее - Борис-фотограф из ОЛЭИР, именно он передал мне настроенный фотоаппарат, чтобы я снял группу.
И справа - бойцы комитета комсомола комбината. Замсекретаря Сергей Морычев и сам секретарь Петр (фамилию не помню).
На втором снимке - мы с Татьяной Кицновой на фоне микроавтобуса. Как бы свидетельство, что я тоже там был...)
На третьем снимке - фото "На субботнике". Девчата несут к трактору металлолом со двора ДАЦ-2. Судя по всему, это уже другой субботник, не связанный с мероприятием из первых снимков, но я вот его сюда выставил, так как он в тему.
Слева на нем - Валя, старшая сестра медслужбы ЮУНК, комсомольская активистка.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 10
А девчат из ДАЦ-2 по лицам - помню, но уже имен и фамилий - конечно, не помню..
Он только жалобно улыбнулся в ответ, и мы разошлись...)