Испанское золото и серебро, за которым в 17-18-м веках гонялись сотни пиратских кораблей, продолжает будоражить фантазию золотоискателей
и сегодня. Конечно, испанцы уже не возят в Европу драгоценности, принадлежавшие уничтоженным империям инков и ацтеков. Однако на морском дне остаются лежать затонувшие галеоны, в трюмах которых в метрополию переправляли не только оружие, медь и табак, но и золотые слитки с серебряными монетами.
Один из таких кораблей обнаружили во второй половине 20-го века. Речь идет о галеоне «Нуэстра Сеньора де Аточа», среди обломков которого нашим современникам удалось найти ценностей почти на полмиллиарда долларов. По оценкам экспертов поднятой оказалась лишь половина сокровищ этого корабля.
Испанский галеон «Нуэстра Сеньора де Аточа» был спущен на воду в 1620 году. Он получил свое название в честь одной из часовен расположен-
ного в Мадриде католического собора. Это был многопалубный парусный корабль водоизмещением 550 тонн, который мог развивать скорость до
8 узлов. Из-за риска подвергнуться нападению пиратов суда такого класса оснащались достаточно мощным артиллерийским вооружением – на
«Аточе» стояло 20 орудий.
Галеон «Аточа» вместе с 27 другими кораблями королевского флота Испании ежегодно перевозил драгоценные металлы и прочие ценности из
колоний в метрополию. Груженый конвой вышел из порта Гаваны 4 сентября 1622 года. На борту «Аточи» было 260 человек – 133 члена экипажа
(матросы и офицеры), 82 солдата, 48 гражданских лиц и рабы. Галеон вёз серебряные слитки общим весом 24 тонны, 1,8 миллиона отчеканенных
серебряных песо (ещё на 40 тонн), 125 слитков золота, а также серебряный лом, медь, индиго и табак. Это был только за декларированный груз.
Практика показывает, что помимо него возилась и контрабанда, а также масса личных драгоценностей.
Вечером 5 сентября погода ухудшилась, и корабли сильным ветром отнесло на север – к побережью Флориды. Галеоны были перегружены,
поэтому управлять ими в сложных погодных условиях оказалось практически невозможно. Ветер вынес конвой из 28 кораблей на коралловые рифы у берегов Флориды, в результате чего 8 из них затонуло.
Из 28 галеонов затонули 8, в том числе «Нуэстра Сеньора де Аточа», «Санта-Маргарита», «Нуэстра Сеньора де Консолясьон». С галеона
«Нуэстра Сеньора де Аточа» уцелело всего пятеро — трое матросов и два раба Всего на 8-ми кораблях погибло 550 человек, затонуло
ценностей более чем на 2 млн.песо. Это вызвало гнев короля Испании, который крайне нуждался в средствах для ведения Тридцатилетней
войны. На несколько лет Испания попала в крайне тяжёлое финансовое положение. Король распорядился любой ценой достать со дна
сокровища конвоя.
Место крушения «Нуэстра Сеньора де Аточа» находилось примерно в 56 километрах к западу от островов Ки-Уэст. Благодаря тому, что глубина в
месте затопления галеона составляла всего 16 метров[3], в первые дни после крушения место было легко определить по торчащим из воды
обломкам бизань-мачты. Однако в октябре, когда капитан Гаспар де Варгас во главе команды рабов-ныряльщиков и индейских ловцов жемчуга
прибыл к месту крушения и испанцы предприняли первую попытку поднять ценности со дна, штормы разметали остатки мачт и найти точно место
крушения было уже невозможно. Смогли лишь определить место крушения второго галеона с сокровищами — «Санта-Маргариты». После
нескольких месяцев изнурительной работы были найдены лишь несколько кусков обшивки «Аточи» и ничего более. Ныряльщики могли работать
только непродолжительное время на небольшой глубине, и у Варгаса не было возможности перемещать с места на место огромные количества
подвижного песка.
В 1625 году испанцы предприняли вторую попытку поднятия со дна сокровищ «Нуэстра Сеньора де Аточа» и «Санта-Маргариты». К месту
крушения прибыла поисковая партия во главе с капитаном Франсиско Нуньесом Мелианом. За следующие 4 года команда пловцов, вооружённая
воздушным колоколом (изобретением Мелиана), сумела извлечь из воды в общей сложности 380 слитков серебра и 67 тысяч серебряных монет с
«Санта-Маргариты», однако следов «Нуэстра Сеньора де Аточа» так и не нашли. В дальнейшем работы по поиску велись до 1641 года, но успехов
не принесли. Поиск места затопления галеонов с сокровищами на долгие столетия был прекращён, и сведения о катастрофе остались лишь в
испанских королевских архивах.
Судьбой «Аточи» спустя 350 лет заинтересовался американский дайвер Мэл Фишер.К моменту начала поисков галеона на счёту Мела Фишера
уже было несколько крупных успехов в поисках сокровищ испанских галеонов у побережья Флориды. Для поисков «Нуэстра Сеньора де Аточа»
Фишер организовал фирму «Трэжерс Сэлворз Инкорпорейтед» и привлёк инвесторов. На помощь ему пришёл историк Юджин Лайонз, который
проделал гигантскую работу в испанских архивах, чтобы выяснить хотя бы примерный район поисков, которые начались в 1970 году.
К лету 1971 года было обследовано 120 000 квадратных миль без какого-либо результата. Кладоискателям попадались только бочки, остатки
консервных банок и металлических снастей. Главной сложностью был толстый слой донных осадков, и Фишер придумал оригинальный водомёт
в виде изогнутого цилиндра, который закреплялся под гребными винтами катера и направлял водяную струю вертикально вниз. За 10 минут такое
устройство вымывало в песке яму глубиной 3 метра и шириной 9 метров.
Удача улыбнулась Фишеру лишь на шестой сезон поисков «Нуэстра Сеньора де Аточа». В 1975 году аквалангисты смогли поднять три золотых
слитка, около десятка пушек и множество монет.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев