Здесь, в гостиной полутемной, Под навесом кисеи Так заманчивы и скромны Поцелуи без любви. Это — камень в пенном море, Голый камень на волнах, Над которым светят зори В лучезарных небесах. Это — спящая принцесса, С ожиданьем на лице, Посреди глухого леса В очарованном дворце. Это — маленькая фея, Что на утренней заре, В свете солнечном бледнея, Тонет в топком янтаре. Здесь, в гостиной полутемной, Белы складки кисеи, И так чисты, и так скромны Поцелуи без любви. Валерий Брюсов
*
За тонкой стеной замирала рояль,
Шумели слышней и слышней разговоры,
Ко мне ты вошла, хороша, как печаль,
Вошла, подняла утомленные взоры…
За тонкой стеной зарыдала рояль.
Я понял без слов золотое признанье,
И ты угадала безмолвный ответ…
Дрожащие руки сплелись без сознанья,
Сквозь слезы заискрился радужный свет,
И эти огни заменили признанья.
Бессильно, безвольно — лицо у лица —
Каким-то мечтам мы вдвоем отдавались,
Согласно и слышно стучали сердца,—
А там, за стеной, голоса раздавались,
И звуки рояля росли без конца. .
23 октября 1896 Валерий Брюсов
Самым главным женщинам своей жизни Брюсов посвятил венок из 14 сонетов, каждый сонет дышит признательностью и теплотой. Но вот в последнем сонете Брюсов устроил интригу, не назвал имени адресата. Однако сегодня мы откроем тайну, расскажем, кому же поэт посвятил этот последний из 14 сонетов.
Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен? Я жизнь прошел, казалось, до конца; Но не хватало розы для венца, Чтоб он в столетьях расцветал, нетленен. Тогда, с улыбкой детского лица, Мелькнула ты. Но — да будет покровенен Звук имени последнего: мгновенен Восторг признаний и мертвит сердца! Пребудешь ты неназванной, безвестной,— Хоть рифмы всех сковали связью тесной. Прославят всех когда-то наизусть. Ты — завершенье рокового ряда: Тринадцать названо; ты — здесь, и пусть — Четырнадцать назвать мне было надо!
Посвятил он его Аделине Адалис, своей молоденькой студентке. Ее не испугала большая разница в возрасте, не испугало то, что Брюсов был ее учителем, Аделина просто потеряла голову. Надо сказать, что и Брюсов тоже. Они любили друг друга без всяких условий, самозабвенно. #ПоэзияиПоклонники
Валерий Брюсов был сложной личностью, и, хотя у него были многочисленные любовные связи, Нина Петровская (Его главная страсть, старше его на 6 лет, опытная, с которой у него был долгий и бурный роман, отмеченный взаимным притяжением и последующей болью, когда он охладел. Она была его "ангелом или дьяволицей", вдохновлявшей его стихи.) часто упоминается как женщина, которую он любил наиболее страстно и мучительно, посвятив ей значительную часть своего творчества, хотя эта любовь была полна драматизма, расставаний, и завершилась её самоубийством, а Брюсов переключился на Надежду Львову (Молодая поэтесса, которая сильно любила Брюсова и была для него "одной из многих", что привело к трагическому финалу.). Он искал в женщинах как опыт, так и вдохновение, но его истинная, глубокая привязанность к Петровской была уникальна, хотя и не принесла счастья никому из них. ...интернет...
Ах, нетрудно потерять голову, когда тебе посвящают строки, пронизанные любовью и восторгами признаний , когда сердца стучат в унисон, когда ты для него - роза в нетленном в столетиях венце! Когда мы бывали Томительно сцеплены ( Губы, и руки, И груди, и плечи), Изнемогая в сладостной муке, - Кем-то затеплены, Строгие свечи - Отсветы рая - В небе мерцали Перед иконами, Ангелы пели Гимны хвалений За небосклонами, И нежились тени, Как в девичьей постели, Над полями зелёными. Валерий Брюсов
Комментарии 4
...интернет...
Когда мы бывали
Томительно сцеплены
( Губы, и руки,
И груди, и плечи),
Изнемогая
в сладостной муке, -
Кем-то затеплены,
Строгие свечи -
Отсветы рая -
В небе мерцали
Перед иконами,
Ангелы пели
Гимны хвалений
За небосклонами,
И нежились тени,
Как в девичьей постели,
Над полями зелёными.
Валерий Брюсов