Предыдущая публикация
Село Черная слобода

Село Черная слобода

6 янв

Песочинская сельскохозяйственная школа.

Время, события, люди
Автор - заместитель председателя Путятинского районного отделения Общероссийской организации «Российское общество историков-архивистов» Кондрашов Владимир Николаевич
18.04.2018 г. с.Песочня
Материал подготовлен к 100-летию Рязанского областного архива, напечатан в районной газете «День за днём в Путятине» и сапожковской районной газете «Сапожковские вести».
Светлой памяти преподавателей и учеников Песочинской сельскохозяйственной школы и её бессменному руководителю Ясенецкому Б.И. посвящаю я эту работу.

Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949848399744


Песочинская сельскохозяйственная школа 1 разряда была учреждена в Песочинском казенном имении Главного Управления Землеустройства и Земледелия в с. Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии на основании высочайше утверждённого Положения о сельскохозяйственном образовании от 26 мая 1904 года. Вопрос о её открытии был возбуждён 26 июля 1907 года. Дело по рассмотрению проекта Песочинской низшей сельскохозяйственной школы было заведено в августе 1907 года. Правда, дело по каким-то причинам в архив не поступило. Открыта была школа в этом же году, скорее всего 1 сентября, хотя точной даты не найдено ни в одном из источников.
Песочинская сельскохозяйственная школа 1 разряда была учреждена в Песочинском казенном имении Главного Управления Землеустройства и Земледелия в с. Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии на основании высочайше утверждённого Положения о сельскохозяйственном образовании от 26 мая 1904 года. Вопрос о её открытии был возбуждён 26 июля 1907 года. Дело по рассмотрению проекта Песочинской низшей сельскохозяйственной школы было заведено в августе 1907 года. Правда, дело по каким-то причинам в архив не поступило. Открыта была школа в этом же году, скорее всего 1 сентября, хотя точной даты не найдено ни в одном из источников.
Песочинская сельскохозяйственная школа принадлежала Песочинскому казённому имению, являвшемуся лишь небольшой частью некогда крупного хозяйства, площадью свыше 30 тысяч гектаров, принадлежавшего известному общественному деятелю 19 века, реформатору, публицисту и издателю, Президенту Императорского Московского общества сельского хозяйства, славянофилу А.И.Кошелеву, приобретшего имение в 1835 году у князя В.В.Долгорукого, обер-шталмейстера Императорского двора, позднее Вице-президента Вольного экономического общества. Песочня стала резиденцией и административным центром его огромного хозяйства, достигшего максимального расцвета уже к середине 19 века.
Кошелев умер в 1883 году, продолжателей его дела не нашлось, а в 1889 году конкурсное управление над принадлежавшими ему имениями предложило Крестьянскому поземельному банку купить Песочинское имение.
После высочайшего соизволения на покупку имения, в Министерство земледелия и государственных имуществ поступило ходатайство Крестьянского поземельного банка о приобретении министерством Песочинского имения. Сделка состоялась в 1894 году. Крестьянский банк приобретает Песочинское имение за 1,5 млн. рублей с целью распродажи большей части земли местным крестьянам.
Рязанское губернское земство, опасаясь, что при распродажи земли уникальная усадьба с многочисленными постройками и винокуренным заводом не получит соответствующего назначения, обратилось согласно постановления № 30 от 08.02.1899 года губернского земского собрания в Министерство земледелия и государственных имуществ с ходатайством о приобретении этой части имения для учреждения в нем среднего сельскохозяйственного училища, выразив готовность участвовать в расходах по учреждению и содержанию училища.
Министерство земледелия и государственных имуществ удовлетворило ходатайство рязанского земства и 17 июля 1899 года последовало высочайшее соизволение на передачу Крестьянским поземельным банком в состав государственных имуществ как центральной части Песочинского имения с усадьбой и винокуренным заводом, так и части лесных угодий. Передача эта была обусловлено ешё и тем, чтобы Министерство земледелия не прекращало производство спирта на винокуренном заводе № 11, крупнейшем в губернии, и покупало необходимую сельскохозяйственную продукцию по существующим рыночным ценам от песочинских крестьян-заемщиков.
Приняв Песочинское имение в свое заведование, Министерство земледелия и государственных имуществ отделило 1255 га пахотной и сенокосной земли при усадьбе и 555 га лесного массива в особое хозяйственное управление, образовав «Песочинское казенное имение», которое поступило в ведение Департамента земледелия. Лес поступил в заведование Департамента лесного хозяйства.
В имении развивались следующие отрасли: винокурение, полеводство с луговодством, молочное скотоводство с маслоделием, пчеловодство, лесоводство.
В последние годы существования имения начало бурно развиваться садоводство и производство элитного посадочного материала яблонь и других плодовых культур. Эта отрасль включала в себя: питомник – 5.45 га, плодоносящий сад – 9,8 га; вновь заложенный сад – 15,2 га. Всего: 30,45 га.
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949848387456


В состав имения входило две лесные дачи: «Трубецкой лес» и Михайловский лес», главными задачами которых являлась заготовка и доставка дров в имение и для винокуренного завода. При обеих дачах были организованы небольшие хозяйства птицеводческого направления. Имелись также небольшие земельные наделы для выращивания зерновых культур, картофеля и овощей. Кроме того, при дачах содержались лошади, коровы, овцы, пасеки.
Доходность имения после смерти Кошелева была невысокой из-за несоответствия стоимости строений усадьбы к стоимости земли и лесных насаждений. При Кошелеве усадьба со всеми строениями обслуживала свыше 32 тысяч га земли, а при образовании казённого имения - в 30 раз меньше.
Совершенно очевидно, что многие строения оказались лишними. В связи с этим, Департамент земледелия начал активную работу по вопросу открытия в Песочне кроме функционировавшей там низшей сельскохозяйственной школы ряда учебных заведений пищевой промышленности и винокурения, превратив тем самым Песочню в мощный центр аграрного образования.
Начинания эти не воплотились в жизнь. Мешало отсутствие железной дороги (ближайшая станция находилась в 25 км от Песочни в Шилове). Потом началась Первая Мировая война, затем революция. Большевистская смута во главе со срочно «завезённым» в Россию Лениным боролась за установление Советской власти: толпы людей, ораторы с помутневшим разумом и опустошёнными душами призывали, проклинали, убивали… . Школа была разгромлена. (в 1929 году на базе школы открылся техникум крупного социалистического картофелеводческого хозяйства, ставший позже широко известным в нашей стране Песочинским сельскохозяйственным техникумом).
Песочинское казенное имение совместно со школой решало и ряд специальных задач, как казённого, так и учебного характера:
1. Быть проводником улучшенных приемов сельскохозяйственного производства, применения современной техники, улучшенных семян, пород животных с инвестированием получаемых доходов в развитие самого имения.
2. Обслуживание сельскохозяйственной школы и подготовка базы для открытия здесь других сельскохозяйственных училищ на основе наработанного опыта.
3. Выработка на основе учебного плана школы особой учебной практики, предусматривающей совпадение интересов как учащихся, так и имения.
В отчете о работе школы за 1912 год её главной задачей названо: «подготовление преимущественно путём практических занятий, сведущих и умелых исполнителей по сельскому хозяйству»
Обучение в сельскохозяйственной школе продолжалось 3 года и распределялось на 3 класса. В школе преподавались как общеобразовательные предметы, характерные для двухклассных сельских училищ: русский язык, арифметика, география, отечественная история, геометрия, ботаника, физика, зоология, закон божий, так и специальные: законоведение, организация хозяйства, сельскохозяйственное счетоводство, животноводство, общее земледелие, частное земледелие, садоводство, огородничество, гигиена. Уроки продолжались 55 минут с пятиминутными переменами. Каждый учащийся школы был обязан посещать дополнительные занятия по обучению ремеслам, связанным с изучаемыми отраслями сельского хозяйства: гончарное и плотницкое дело, ткачество, плетение из лозы, цветоводство, дендрология. Учащиеся также были вовлечены в активную научную работу и выступали с её результатами на ежегодно проводившихся сельскохозяйственных выставках, регулярно завоёвывая серебряные и бронзовые медали. На учебно-демонстрационном поле проводилось сортоиспытание 44-х(!) сортов картофеля отечественной и зарубежной селекции, зерновых и кормовых культур. а также отрабатывались агротехнические приёмы их выращивания. Большая работа осуществлялась по ознакомлению и практическому применению сельскохозяйственных орудий: сеялками различных модификаций, сенокосилкой, сноповязалкой, пахотными орудиями, так как все полевые работы производились во многом силами учащихся.
Учёба продолжалась с начала октября до конца марта, затем в апреле следовали переводные экзамены по общеобразовательным предметам, а по специальным – в августе.
В первый класс принимались молодые люди со свидетельствами об окончании курса в двухклассных сельских училищах или в двухклассных церковно-приходских школах, в училищах духовных, уездных и городских.
Ученики разделялись на казённокоштных и своекоштных. Плата за пансионеров составляла 100 рублей в год, за полупансионеров – 50 рублей, Допускались и приходящие учащиеся. Правда, только с разрешения педагогического совета. Обучение приходящих мальчиков было бесплатным.
При школе был интернат. Ученики, как было заведено в дореволюционной России, носили форменную одежду единого покроя: черные блузы с жёлтыми металлическими пуговицами, черные шаровары с зеленым кантом, поддевки с зелёными воротниками и таким же кантом и черные фуражки с таким же зеленым кантом летом, зимой - полушубки и папахи. Всё с логотипами имения. Даже на посуде в столовой имелась надпись зелёного цвета: «Песочинское имение».
В 1911 - 1912 учебном году в школе учились 41 человек, окончили курс – 8 человек. Всего за пять лет до 1912 года было выпущено 48 человек, что свидетельствовало как о сложности обучения, так и строгости преподавателей. Выпускники школы распределялись помощниками уездных земских агрономов, мастерами луговодства, садоводства, конторщиками, культурными надзирателями. Выпускники школы были востребованы в частных и казённых имениях Рязанской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Витебской и ряде других губерний.
Следует отметить, что в сравнении с другими подобными учебными заведениями. Песочинская сельскохозяйственная школа находилась в несколько худших условиях: отсутствовал подготовительный класс, а поступавшие из сельских школ подростки были недостаточно готовы к учению. Кроме того, отсутствовали подходящие для обучения и развития учащихся учебники. Поэтому преподаватели тратили много времени для составления конспектов, особенно для младших классов.
Преподавателями школы состояли лица со средним специальным или высшим образованием, принимавшиеся на работу на конкурсной основе. Управляющий школой Борис Илларионович Ясенецкий, работавший в школе с 1909 года, закончил Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, одно из первых высших сельскохозяйственных учебных заведений, открывшихся в Европе. Находился он в Люблинской губернии Царства Польского. Закон божий преподавал Алексей Степанович Ягодин, выпускник Рязанской духовной семинарии. Находился на службе со дня основания школы – с 1 сентября 1907 года. Преподавателем специальных дисциплин был Василий Иванович Лозовой, закончивший Харьковское земледельческое училище и педагогические курсы при нем. Константин Семёнович Барабошкин также состоял преподавателем специальных дисциплин. Он закончил Московскую земледельческую школу. Преподаватель общеобразовательных предметов, Исай Евграфович Надоров, закончил Алферовскую учительскую семинарию. Медицинскую часть обслуживал Николай Валентинович Дуплицкий, врач Песочинской земской больницы, выпускник Московского университета (!). В школе трудились по вольному найму: унтер-офицер, заведующий ремесленными работами, учитель пения. Обслуживали здание школы швейцар, два сторожа-истопника и две кухарки. Всего штат школы состоял из 13 человек вместе с персоналом.
Своего собственного хозяйства школа не имела. Для практики из угодий имения были выделены специальные участки; 1) для системы культурных растений; 2) для учебно-демонстрационного поля; 3) для учебно-практических занятий. Собственной земли в имении не хватало и в 1911 году была выкуплен земельный участок у притча Троицкой церкви площадью 11,6 га.
Кроме классных занятий, в зимний и летний периоды проводились учебно-демонстрационные занятия в каждом классе: по 4 часа в неделю зимой и по 6 часов - летом.
Согласно Уставу школы практическим занятиям отводилось главное место. Цель практических занятий определялась следующим образом: «1) учащийся должен получить навыки в исполнении сельскохозяйственных работ; 2) практические занятия должны служить дополнением и освещением теоретического обучения; 3) практические занятия должны воспитать у учеников уважение к труду и привычку к трудовому режиму».
Проходя основную сельскохозяйственную практику, ученики 1-2 классов попутно работали на скотном дворе и в саду, 3 класс знакомился со всеми основными отраслями хозяйства имения, а также и с соседними хозяйствами.
Практика для младших учащихся была выстроена таким образом, чтобы соблюсти качество её прохождения и принести максимальную пользу в решении производственных задач имения. Младший школьник не выполнял обязанности подённого работника, а тщательно и интенсивно обучался. Для старших классов практика организовывалась при условии максимального проявления инициативы и учебных навыков.
В этих целях в школе было выделено три специальных участков: 1) для системы культурных растений; 2) для учебно-демонстрационного поля; 3) для учебно-практического поля.

Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949848433024


Первый класс работал на участке культурных растений, где знакомился со всеми культурными растениями и помогал второму классу на учебно-демонстрационном поле, где знакомился с наивысшими формами техники полеводства, близкой к огородной. Второй класс работал на учебно-демонстрационном поле и помогал третьему классу на учебно-практическом поле, где техника работы приближалась к полевым условиям. Третий класс работал на учебно-практическом поле и помогал администрации имения в производственных работах, применяя на практике полученные в школе знания. Особое внимание уделялось работе в саду. Учащиеся к концу обучения были научены посеву, пикировке дичков, окулировке, формированию кроны и интенсивным технологиям ухода за плодоносящим садом. Научившись так работать, ученики были совершенно готовы к работе на полях обычной интенсивности, но в более крупных масштабах в государственных имениях и частных хозяйствах.
Распорядок дня учеников школы был довольно жестким. Зимой вставали в 6 часов, летом - в 5 часов 15 минут. Затем следовала обязательная молитва. В половине седьмого завтракали. Зимой следовала полуторачасовая подготовка к учебным занятиям. Летом отправлялись в половине шестого на сельскохозяйственные работы. Учебным и практическим работам посвящалось от 11-ти (зимой) до 12 часов (летом). Перед сном, а ложились в 9 часов, ученики проходили процедуру обязательного наряда в здании школы. Наряды, которые проводились в половине девятого вечера перед сном представляли из себя собеседования учеников с директором и преподавателями школы, где подводились итоги прошедшей недели и намечались планы на будущую. Проводились они еженедельно по вторникам.
Педагогические Советы школы проходили практически каждый месяц. Рассматривались вопросы учебной и воспитательной работы, как то: распределение и расписание практических и теоретических курсов, расписание переводных и выпускных экзаменов. На одном из заседаний рассматривались вопросы введения по рекомендации Министерства просвещения и Департамента земледелия гимнастики до учебных занятий, празднования 100-летней годовщины Отечественной войны 1812 года, сценарий открытия памятника Александру II, организации экскурсий и спектаклей.
Большое внимание администрация школы уделяла нравственному воспитанию учеников, чему способствовал особый трудовой режим пребывания их в учебном заведении. Всё было направлено на воспитание профессионально подготовленного, трудолюбивого, скромного человека. Кроме воспитательного воздействия общего характера применялись и такие воспитательные меры, как посещение по воскресеньям богослужений в местной церкви, организация всенощных в самой школе с песнопениями, которые как считали преподаватели положительно влияли на выработку возвышенных чувств в юных душах. Большинство учеников участвовало в церковном хоре и помогало местным священникам при богослужении.
Свободное, особенно праздничное время, организовывалось крайне рационально и с пользой. Здесь применялись такие формы работы как пение в школьном хоре, летние прогулки в лес, на луга, к реке, где устраивались игры и приготавливался чай и полевая каша. Ученики играли в городки, крокет, катались на лодках на большом пруду. Зимой обустраивался каток.
На Масленицу, Троицу и Новый год проводились ученические спектакли с большим стечением публики, в основном из Песочни и окрестных сёл, но приезжали и из Сапожка. Чаще организовывались музыкально-танцевальные вечера с участием местного населения. При школе работал свой оркестр. Проводились и тематические литературные вечера. В 1912 году один из вечеров был посвящен 300-летию со дня кончины патриарха Гермогена.
Важной составляющей частью учебно-воспитательной работы школы были ежегодные экскурсии, которые проводились в конце мая с учениками 2-3 классов. Экскурсия начиналась на пристани в Шилове. Садились на пароход и плыли по Оке через Касимов, Муром до Нижнего Новгорода. Там осматривали достопримечательности города, музеи, выставки народных промыслов. Наведывались в павильоны Нижегородской промышленной ярмарки.
Главной же целью экскурсий была Казань и находившееся там сельскохозяйственное училище. В течение двух дней в сопровождении Директора училища и преподавателей ученики Песочинской сельскохозяйственной школы осматривали учебные кабинеты, учебное поле, инвентарь, пасеку, а также всё хозяйство училища. Были посещены также Казанский кремль и музеи города. Следует отметить, что билеты предоставлялись пароходством со значительной скидкой, а во время путешествия обслуживающий персонал был крайне любезен и внимателен.
Совершались также экскурсии на Песочинский крахмальный завод братьев Полуниных, во время которых заведующий предприятием рассказывал о значении крахмального завода для Песочинского края, показывал производственные машины, способы хранения крахмала.
В 1912 году по рекомендации Департамента земледелия в школе ввели гимнастику до занятий и военную подготовку, которой руководил принятый по вольному найму местный унтер-офицер. Вместе с учениками-подростками местных школ с. Песочни была организована целая рота из 80-ти человек, которая принимала участие в параде на торжественных мероприятиях по открытию памятника Императору Александру II и при посещении школы рязанским губернатором Оболенским. Выезжали также по просьбе уездного начальства и на праздники в Сапожок.
Медицинская помощь оказывалась постоянным врачом Песочинской земской больницы. Он еженедельно посещал школу и кроме того навещал больных учеников по своему усмотрению. Необходимые лекарства выдавались дежурным учителям также из местной больницы. Для заразных больных в школе было отведено совершенно изолированное особое помещение. Учащиеся болели редко. Так, в 1912 году было зафиксировано всего лишь 93 заболевания, в основном простудных, и то лечились воспитанники школы амбулаторно.
Бельё менялось еженедельно, постельное – раз в две недели. При школе имелась вновь построенная со всеми удобствами баня взамен малоподходящего, приспособленного помещения.
Вода в школу и отдельные строения имения подавалась с помощью тарана, механического приспособления для подъема воды на значительную высоту, и набиралась в большой бак, расположенный на возвышенном месте у фермы, в специальном помещении,
откуда вода поступала по трубам в имении по мере необходимости. Воду для употребления и приготовления пищи доставляли из родника.
Питание одного ученика при соблюдении постных дней обходилось школе на одного ученика в 61 руб.50 коп. в год. Кормили учеников 4 раза в день. Пища была разнообразной, простой и сытной. Практически все продукты производились в имении. Строго определённое меню составлялось на неделю, проверялось школьным врачом и утверждалось управляющим школой Ясенецким. Преподаватели школы питались строго вместе с учениками.
В финансовом отчёте за 1912 год денежные средства школы состояли из: 1) пособия от казны из специальных средств Песочинской лесной дачи, которая находилась в микрорайоне посёлков Рассвет, Тарасовка, Проточный, Городок, Маровка – 11 185 рублей; 2) платы стипендиатов Сапожковского и Скопинского земств – 200 рублей; 3) платы за полупансионеров и своекоштных учеников – 1150 рублей; 4) платы за посещение сельскохозяйственных чтений крестьянами – 150 рублей; 5) платы за участие в работе сельскохозяйственных курсов народными учителями – 100 рублей.
Вместе с прочими доходами бюджет Песочинской сельскохозяйственной школы составлял по данным 1912 года 13 242 рубля 48 коп. Столько же было и потрачено. Достаточные средства выделялись на текущий ремонт здания школы и приобретение учебных пособий, библиотеку и экскурсии – 1382 рубля.
В 1914 году управляющий Песоченской сельскохозяйственной школой Б.И. Ясенецкий, который совмещал управление учебным заведением с управлением имением и на общественных началах заведовал Песочинским сельскохозяйственным обществом ставил вопрос о преобразовании школы в низшее сельскохозяйственное училище. Но вопрос этот не был тогда не решён. Вместе с тем, в письме Департамента земледелия ученому комитету от 21 января 1916 года Песоченская сельскохозяйственная школа названа уже низшим сельскохозяйственным училищем.
Школа в кратчайшие сроки получило репутацию одного из лучших в России и пользовалось большой популярностью. Красивые места, великолепная база, много умных и интеллигентных людей способствовали тому, что именно Песочню выбрало Министерство просвещения для ежегодного прохождения практики слушательницами Московских Голицынских высших сельскохозяйственных курсов, хотя учебные заведения подобного профиля находились намного ближе к Москве. Неоднократно бывали здесь и слушательницы Петербургских Стебутовских высших сельскохозяйственных курсов. В частности, в 1907 году они производили почвенные исследования окрестностей с. Песочни. По итогам работы в первом номере журнала «Почвоведение» была опубликована статья «Почвенный очерк окрестностей с. Песочни, Рязанской губернии».
Курсы при школе организовывались крайне достойно. Кроме слушательниц, приезжали преподаватели из Москвы, привозили массу учебных пособий, читали лекции, давали практические советы при посещении помещичьих и крестьянских хозяйств. Правда те же преподаватели отмечали высокий уровень лекций учителей самой сельскохозяйственной школы, что было не удивительным: в Песочне работало едва ли не сильнейшее в губернии сельскохозяйственное общество. В училище также повышали свою квалификацию учителя естествознания из всех уездов Рязанской губернии.
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949848456832

Можно себе представить, какой великой стала бы Песочня, если не большевистская смута и последовавшие за ней катаклизмы, в которые с угрожающей регулярностью попадала и продолжает попадать наша страна. Но это уже совсем другая история.
P. S. Из воспоминаний Кондрашовой Серафимы Ивановны, 1905 года рождения: «Осенью 1929 году собралась в Сасово на рынок купить кое-что из одежды, там дешевле было. На поезд в Шилове села. Вошла в вагон, осмотрелась и вдруг у окна заметила Ясенецкого Б.И. Он управляющим сельскохозяйственной школой в Песочне работал. Строгим, но очень добрым человеком был. Иногда девчонкой работала в имении, он всегда к причитающимся мне деньгам, свои давал. А раз даже рубль дал, серебряный, николаевский, как сейчас помню. Всегда жертвовал деньги на проведение праздников. Не чурался нас, простых людей. Хотя сам был дворянином. И не просто каким-то захудалым, а настоящим, породистым. Красавец из себя: рослый, статный, черноволосый, с прекрасным голосом. А как рапсодии Шопена исполнял на фортепиано!
Сначала подумала, что не он, до того неважно выглядел: в потрёпанной одежде, осунувшийся, поседевший, с потухшим взглядом, Спросила, как дела, где работает. По выражению лица поняла, что всё плохо. Мне показалось, что в его глазах блеснули слёзы. Потом он сказал, что рад открытию техникума в Песочне – продолжению его дела. Ещё помню, резанули меня слова о том, что его, потомственного дворянина, новая власть за человека не считает. Выйдя из поезда, долго смотрела вслед Ясенецкому. Сгорбленный, подавленный жизнью старик, а ему тогда и пятидесяти лет не исполнилось. В 1937 году поползли слухи от песоченцев, живущих в Сасове, что его забрали в НКВД, а позже расстреляли.
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894566784
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894578048
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894582144
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894587264
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894597504
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894606976
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894614400
Крестьяне наводят порядок в усадьбе Кошелевых
Песочинская сельскохозяйственная школа. - 949894630528
В.Н. Кондрашов на краеведческих чтениях
Автор благодарит коллектив СПК «Родина» и лично Агеева Н.И. за любезно предоставленные материалы

Комментарии 6

Татьяна Клементьева(Андросова)
Татьяна Клементьева(Андросова)
Спасибо большое за статью!
7 янв
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Валентина Грошева (Ярыгина)
    Валентина Грошева (Ярыгина)
    Спасибо большое,было очень интересно узнать историю учебного заведения в котором училась.
    7 янв
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Валентина Грошева (Ярыгина)
    Валентина Грошева (Ярыгина)
    Раньше об этом умалчивали
    7 янв
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Олег Черняев
    Олег Черняев
    Очень хорошая работа, материал использован добротный.
    Добавлю, что упомянутый в статье Б.И.Ясенецкий был автором двух печатных пособий:
    - Краткий курс организации хозяйства / Б.И. Ясенецкий, зав. Песочин. казен. имением и упр. Песочин. с.-х. шк.. — Санкт-Петербург , 1913., 79 с.
    - Сельскохозяйственное счетоводство /зав. Песочин. казен. имением и упр. Песочин. с.-х. шк.. — Санкт-Петербург , 1913., 129 с.
    7 янв
    , отредактировано
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Николай Годияк
    Николай Годияк
    Спасибо за предоставленный исторический матерьял нашего родного техникума
    Хотелось отметить то что забыли исторически ценное бывшее имение
    Кошелевых
    Какая красота была построена и содержалась Хозяевами в то время а сейчас посмотри на что похожа все черезчур умными стали и докатились до чего и ничего хорошего не предвидится .
    8 янв
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    татьяна лукина(Ногина)
    татьяна лукина(Ногина)
    Прочитала и слезы накотились.Сколько было сделано в то время и много приезжало в Песоченский техникум получать образование.Выходили специалисты агрономы,а сейчас ,где они? Сидят в интернете.Огромное спасибо Кондрашову В.за статью.
    6 июн
  • Нет комментариев
    Новые комментарии
    Новые комментарии
    Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
    Следующая публикация
    Свернуть поиск
    Сервисы VK
    MailПочтаОблакоКалендарьЗаметкиVK ЗвонкиVK ПочтаТВ программаПогодаГороскопыСпортОтветыVK РекламаЛедиВКонтакте Ещё
    Войти
    Село Черная слобода

    Село Черная слобода

    ЛентаТемы 55Фото 174Видео 5Участники 187
    • Подарки
    Левая колонка
    Всё 55
    Обсуждаемые

    Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного

    Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.

    Зарегистрироваться