Притчи о заблудшей овце и потерянной драхме.
Суд Церкви и сила соборной молитвы
Об обретении заблудшей овцы. Господь возвестил, что умалившие сами себя ради Небесного Царства и заповедей Евангелия пользуются особенным покровительством Божиим, которое подаётся им через ангелов, предстоящих Господу: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного». Повелевая остерегаться небрежного отношения к нуждам «малых», Господь тем самым заповедал заботиться о них с любовью. Если высшие небесные существа имеют о них попечение, то можем ли мы презирать? Нам следует подражать ангелам в попечении о «сих малых»: как о детях, так и о духовно умаливших себя ради Христа. В словах Иисуса видится продолжение ответа на вопрос, кто больше в Царстве Небесном: больше всех пред Богом — «малые», и презирать их — великое преступление.
Сын Божий пришёл на землю «взыскать и спасти погибшее» человечество, тем более людям следует относиться друг к другу с любовью и взаимопониманием. Иисус назвал Себя в притче добрым Пастырем, который оставил целое стадо — сонмы ангелов на Небесах — и идёт спасать одну заблудшую овцу, уклонившуюся от Него своеволием, — погибшее человечество. «И если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся», — вот с какой любовью Господь заботится о падших грешниках, желая вернуть их из бездны погибели под Своё благое покровительство. «А найдя, возьмёт её на плечи свои с радостью», — так Иисус образно говорил о восприятии Им на Себя человеческого естества, всей тяжести грехов мира, об искуплении и обожении человека.
«И, придя домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашёл мою пропавшую овцу», — все Силы Небесные призовёт Господь к сорадованию о спасённом человечестве.
Притча о потерянной драхме. В этой притче, образ которой взят из повседневной домашней жизни, Иисус не менее ярко выразил попечение Божие о спасении грешников.
«Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжёт свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдёт, а найдя, созовёт подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму».
Драхма — мелкая монета; невелика и душа грешника в глазах мира, но для Владыки Неба и земли каждая человеческая душа имеет великую цену. В притче видится указание на подвиг Самого Христа, Который возжёг светильник христианства ценой многих Своих трудов даже до смерти, «подмёл» мир, очищая его от греха и «сыскал драхму» — образ Божий в душах, заваленных греховными страстями, и, возвещая о том Небесным Силам, делает их соучастниками Своей радости.
Каждый человек бесценен в очах Божиих, и Господь ищет обращения грешника в течение всей его жизни.
Об обретении согрешившего брата. Бог относится ко всем людям с любовью, поэтому заповедал и нам любить друг друга. Сказав ранее сильное слово против соблазняющих, Иисус теперь наставил и соблазняемых, дабы они не впадали в беспечность, но проявляли действенную любовь к своим обидчикам.
«Если же согрешит против тебя брат твой», свяжет душу свою грехом, не оставляй его без братского попечения, пожалей его. Когда он от гнева и стыда находится в болезненном состоянии духа, ты, здоровый, пойди к нему, больному, не обвиняй, не укоряй, но только «обличи его» — напомни о совершённом им поступке, которым он погрешил против заповедей Христа. Обличи наедине «между тобою и им одним», дабы не стыдить его в присутствии многих. Дружеское обличение, чистое и смиренное, будет лучшим лекарством. Если ты, имеющий право требовать удовлетворения за обиду, явишься пред ним с кроткой заботливостью, то он скорее усовестится, и нарушенный мир будет восстановлен взаимным примирением.
«Если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего», отпавшего через грех от Царства Христова, — сберёг для Бога. Ты приобрёл брата, а он — собственное спасение. Как бы ни был обидчик несправедлив к нам, надо заботиться более о его спасении, нежели о своём оправдании. Может, придётся пожертвовать самолюбием и даже перенести оскорбление, но велика отрада будет спасшему погибшую овцу, о которой столько заботится добрый Пастырь Христос!
«Если же не послушает», будет упорствовать в своём заблуждении, во вражде против тебя, — не оставляй его в столь гибельном положении. Так и врач, когда видит, что болезнь упорствует, не оставляет больного, но ещё более прилагает усилий. Если ты оказался слаб в одиночку переубедить брата, в помощь «возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово» (по Синайскому Законодательству свидетельство двух считалось истинным).
«Если же не послушает их, скажи церкви» в лице её предстоятелей — пастырей Христовых. Иисус здесь разумел не синагогу, которую никогда не называл церковью, но Свою Церковь, о которой Он ранее уже говорил, что «и врата ада не одолеют её».
Если же и суду пастырей Церкви не станет внимать, «то да будет он тебе как язычник и мытарь», общения с которыми евреи чуждались. С закосневшим во грехе братом Господь повелел прекращать христианско-братское общение, дабы не заразиться его духовной повреждённостью. Это не означает презирать его и отказывать в обыкновенных услугах, как вели себя евреи в отношении язычников и мытарей, — следует продолжать проявление любви к несчастному, заботясь о его спасении, но ненавидеть его греховное заблуждение и скорбеть о его отпадении от Церкви Христовой. На этих словах Господа основано церковное учение об анафеме.
Анафема есть суд Церкви — суд кроткий, но и грозный, как кроток, но и грозен Сам Господь. Анафема (греч. отлучение) является не проклятием с призыванием бед на грешников, но провозглашением во всеуслышание гибельности как учения, так и духовного состояния отлучаемых, которые отделили себя от Церкви и противостоят не только Церкви, но и Самому Господу Иисусу Христу. Цель анафематствования состоит в том, чтобы заражённые злым учением предельно ясно увидели свои заблуждения и прибегли к всецелебному врачеству покаяния, а здравые в вере узнали, кого и чего им следует остерегаться, чтобы не повредиться духовно.
Власть Церкви судить и разрешать.
В качестве последнего врачевания для упорствующих во грехе Господь учредил суд Своих пастырей, подтвердив их полномочие словами, сказанными ранее Петру.
«Истинно говорю вам», пастырям: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
Какую великую власть дал Спаситель апостолам, а в их лице — всем их преемникам, пастырям Церкви! Прощать грехи может не только Бог, но и священнослужители от Его Лица, — обитая на земле, они допущены распоряжаться Небесным. Такой власти не имеют ни ангелы, ни даже архангелы. Священники Нового Завета получили право не только свидетельствовать об очищении, как священники ветхозаветные, но и очищать, и притом не смертное тело от проказы, но вечную душу от смердящих греховных язв.
Спаситель установил, таким образом, три суда для согрешивших: перед лицом обиженного, перед лицом двух свидетелей, перед лицом пастырей. А кто и перед судом Церкви не смирится, не оставит грех или ложное учение, тот находится в опасности отойти в мир иной непрощённым, неразрешённым, связанным грехом.
Сила соборной молитвы.
Во всяком добром деле Господь всегда готов помогать нам, только бы среди нас пребывали единодушие и любовь, в которых, следовательно, заключена непобедимая сила христианства.
«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Согласно этому обетованию Божию, единодушное усилие в молитве двух или нескольких христиан увеличивает силу каждого. В этом — награда христианам за взаимную любовь, соединяющую человечество во имя Божие.
«Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них».
А где же большее собрание во имя Господне, как не в храме Божием?
В этом обетовании Господнем — залог неоскудевающей славы христианских храмов, которые для того и существуют, чтобы собирать верующих во имя Христово. Этим обетованием Иисус разрушает вражду и примиряет враждующих, после угроз отступникам Он возвещает верным великие награды за мир и согласие.
Почему же мы не всегда получаем просимое и после сильных пред Господом соборных храмовых молитв? Потому что просим бесполезного или же недостойны, чтобы Господь внимал нам, из-за того что пренебрегаем Господом сами, не радеем об исполнении Его святых заповедей. Пребывая же в духовном единении и любви между собой
с искренним стремлением ко Господу, мы получаем милость Отца Небесного, и Христос пребывает посреди нас.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Господи!