Учение о борьбе с соблазнами
Высоко оценив в людях детскую чистоту и простосердечие, Спаситель возвестил, что строго накажет того, кто будет притеснять, соблазнять или склонять ко греху Его смиренных и незлобивых последователей.
«Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской». Увлёкший во грех последователя Христова губит его душу, за которую умер Христос. Он совершает
величайшее преступление, лучше было бы таковому утонуть: тело бы погибло, зато душа избежала бы тяжкого греха (казнь через потопление применялась у греков, римлян, сирийцев и финикиян), — вот как высока у Господа цена смиренного Его последователя.
Взирая с Божественным всеведением на мир, лежащий во грехе, Человеколюбец Господь с глубокой скорбью произнёс: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Падший человек приносит беды и скорби себе и своим ближним, и через это должен познавать всю опасность своей греховной повреждённости и через покаяние очищаться от страстей. Весь мир лежит во грехе, поэтому нельзя миновать соблазнов, но горе — несущим греховные соблазны и распространяющим грех, ибо таковые служат диаволу, стремящемуся погубить человека, за которого умер Христос.
Господь попускает грешникам творить злые дела, но лишь в той мере, которая необходима для наказания и исправления людей, дабы в скорби очистились их души, обнаружились для исправления их собственные греховные наклонности. Праведники же не только не терпят вреда от греховных соблазнов, но и возрастают в добродетели, как Иов Многострадальный, как ветхозаветный патриарх Иосиф или как царь Давид, долгие годы гонимый Саулом.
Желающим преодолеть соблазны Спаситель дал наставление пресекать их в корне: «И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки её: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает». То же повторил Иисус о соблазняющих ноге и глазе, имея в виду отсечение не членов тела, но развращённой воли, двигающей ими. Ибо кто твёрдо решил не смотреть на то, что соблазняет, тот вырвал у себя соблазняющий глаз, а кто перестал пользоваться своими руками и ногами для худых дел, тот словно бы отсёк их. Образ отсечения нужнейших членов ради спасения души Господь приводил ученикам и в Своей Нагорной проповеди.
С огнём и червём, непрестанно приносящими боль, Господь сравнил нескончаемые мучения грешников. Николаю Мотовилову, много послужившему преподобному Серафиму в устроении Дивеевской обители, было попущено Господом для духовного возрастания три дня ощущать жжение геенского огня, «несветимого и неугасимого», когда он «чувствовал, как сожигался, но не сгорал», а также в течение полутора суток испытывать терзание «неусыпного геенского червя», который, как писал Мотовилов,
«неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность».
Труден путь спасения, болезненна борьба с греховными соблазнами и страстными влечениями собственного естества, но, чтобы очиститься для Царства Небесного, человеку совершенно необходимо подвергнуться страданиям, «ибо всякий огнём осолится, и всякая жертва солью осолится».
Приближающийся к Господу Богу должен очиститься огнём бедствий, искушений и скорбей, который и есть жертвенная соль, делающая подвижника чадом Христовым; равно и в Ветхом Завете осоление храмовых жертв было обязательным, делало их благопотребными Богу.
«Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите?» Учение Христово спасительно, но если не следовать ему, то чем спастись греховному человечеству? «Имейте в себе соль» христианского учения — дух самоотречения и самопожертвования ради любви к Богу и ближним, «и мир имейте между собою». Неся в себе дух жертвенной любви, христиане будут иметь мир между собой, не станут превозноситься над ближними, и не будет им нужды рассуждать, кто из них больший в Царстве Небесном.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
Господи!