Преображение Господне
После того как ученики исповедали Иисуса Христа истинным Сыном Божиим, Он предрёк им Свои страдания и смерть ради спасения человечества. Чтобы убеждённость учеников в Его Божестве стала непоколебимой и твёрдой, Иисус намеревался показать им Свою Небесную славу и отправился с ними из Кесарии Филипповой на самую прекрасную гору Палестины — Фавор, высившийся в плодородной долине Ездрилонской южнее Назарета. Величественный Фавор, покрытый в конце лета дубовыми и фисташковыми рощами и благоухающими цветами, послужил дивным подножием преобразившемуся Господу.
Увидеть своего Учителя в Небесном величии и славе апостолам было необходимо, чтобы, став свидетелями Его уничижения и страданий, они познали, что Христос распят не по Своей немощи, но по Своему благоизволению — добровольно, из всепобеждающей любви к людям и во спасение мира. Увидев славу Его прежде поруганий, честь Его — прежде бесчестия, царственность Его — прежде страданий, силу Его — прежде смерти, ученики должны были уразуметь великую тайну Его вольного Креста.
По пути к Фавору Иисус не произносил проповедей, предоставляя ученикам возможность в безмолвии глубже запечатлеть в сердцах слова о Его Божестве, о Его страданиях и несении каждым из них свое-
го креста скорбей.
На восьмой день после знаменательных бесед о Своей смерти, Воскресении и Втором пришествии Иисус с учениками подошёл к
Фавору. Восходя на гору для молитвы, Спаситель взял с Собой трёх наиболее крепких духом апостолов — Петра, Иакова и Иоанна, которые были с Ним в важнейшие моменты Его земной жизни: они уже видели славное воскрешение дочери Иаира, будут они и свидетелями молитвенного подвига Спасителя в саду Гефсиманском накануне распятия. Для молитвы требовалось уединение; оставшиеся ученики это понимали и со смирением остались у подножия Фавора.
Иисус возводил учеников на вершину горы, показывая, что лишь возвысившись над земным, можно удостоиться Божественных созерцаний. Здесь, на вершине, было спокойно, в небе сияли звёзды, всё земное осталось внизу. Спаситель любил совершать молитвы в горах, в ночной тишине. Всю ночь продолжалось Его моление, ученики же,
совершив свои молитвы, под утро от утомления заснули. Иисус молитвенно приготовлял Себя к великому Крестному подвигу, укреплял Свой человеческий дух перед страданиями, молился Он и о Своих учениках, для которых Его смерть станет великим испытанием веры.
Во время молитвы обыкновенный образ Христа принял иной, совершенный вид —
Спаситель преобразился. «Просияло лицо Его, как
солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Он сиял несо-
творённым светом славы Отчей
—
тем светом, который по преизбыт-
ку изливался из Божественного существа Спасителя, светом, которым
Бог сиял до сотворения мира и сияет всегда, светом иной природы,
не свойственным нашему миру, светом, который христианские бого-
словы назвали нетварным фаворским светом. Святое тело Спасителя
всегда было облечено в Божественную славу, с первой минуты во-
площения оно совершенно обогатилось славой невидимого Божества.
Преобразившись, Иисус не стал Тем, Кем не был, но лишь сделал сла-
ву Свою видимой человеческими очами в той мере, в которой человек
может вместить созерцание Божества.
И вот, явились Ему во славе пророки Илия и Моисей, «они говори-
ли об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме».
Ученики же, пробудившись от необыкновенно яркого света, созерца-
ли Небесную славу Христа, узнали они и великих пророков (или из
содержания речей, или же Божественный свет, наполняя их разум и
чувства, так просветил телесные и духовные очи апостолов, что они
без слов узнали ветхозаветных мужей).
Иудеи не хотели верить
в Божество Иисуса, поно-
сили Его как нарушите-
ля Закона и богохульни-
ка, но вот, теперь сам за-
конодатель Моисей и рев-
нитель славы Господней
Илия предстояли Ему как
Богу, являя образ подчи-
нённости слуг Господину.
Призвав Моисея из цар-
ства мёртвых и Илию, взя-
того живым на Небо, Спа-
ситель показал, что Он —
Преображение Господа на ФавореГосподин Неба и земли,
Хозяин жизни и смерти. Великие мужи вели беседу с Господом о Его
страданиях, воскресении и вознесении
—
«исходе», и это убеждало апо-
столов, что смерть Христа, предречённая в Ветхом Завете, является не-
обходимой в деле спасения человечества.
Необычайное ликование наполнило сердца апостолов; они вкусили
того неизреченного блаженства, которое происходит от созерцания
Бога в свете и славе,
—
в том свете, который избранникам Божиим в
граде Небесном воссияет вместо солнца навечно, согревая их сердца
Божественной благодатью. Радость апостолов была столь велика, что,
когда Моисей и Илия собрались уже покинуть Господа, Пётр в умиле-
нии произнёс: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем
здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». В восторге
не понимая как следует своих слов, он предлагал Иисусу поселиться
на Фаворе в шалашах вместе с Моисеем и Илиёй, боясь же показаться
своенравным, добавил: «Если хочешь». Кроме радости и мира, вселя-
емых действием благодати Божией, апостолы, должно быть, ощутили
себя в особенной безопасности вблизи Моисея, одолевшего египтян,
и Илии, сведшего огонь с неба. И прежде Пётр ревностно желал убе-
речь Христа от страданий и смерти, говоря: «Будь милостив к Себе,
Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф 16:22),
—
и теперь в других
словах выражал ту же мысль, страшась, что Господь вновь пойдёт к
Своим злобствующим врагам.
«Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас
из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором
Моё благоволение; Его слушайте». Подобное облако стояло некогда
над скинией Моисея, являя присутствие Яхве. Глас Бога Отца в тех
же словах, что и в день Крещения Иисуса, вразумлял апостолов, а в
их лице и всё человечество, внимать учению воплотившегося Сына
Божия, хотя бы оно и казалось непонятным для падшего разума, хотя
бы и призывало к страданиям и Кресту вместо столь чаемых людьми
блаженства и славы.
Крещением началось открытое служение Господа Иисуса Христа
спасению рода человеческого, Преображением предначиналось слав-
нейшее в очах Божиих восшествие Его на Крест. Добавив к изречён-
ному при Крещении Сына слова «Его послушайте», Отец Небесный напоминал сказанное Им древле еврейскому народу через Моисея:
«Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе
Господь, Бог твой,
—
Его слушайте» (Втор 18:15). Домостроительство
Моисея и Ветхого Закона окончилось, теперь надлежало слушать
Христа и следовать за Ним.
Апостолы, оказавшись в облаке Господа и услышав глас Небесного
Отца, в трепетном страхе «пали на лица свои». Они боялись встать
и даже приподняться, «но Иисус, приступив, коснулся их и сказал:
встаньте и не бойтесь». А чтобы не осталось сомнения, что свидетель-
ство Отца относилось именно к Иисусу, Он уже стоял один. Фаворское
видение окончилось.
Второе предречение о смер-
ти и воскресении. Когда уче-
ники сходили с горы, Иисус
«не велел никому рассказы-
вать о том, что видели, доколе
Сын Человеческий не воскрес-
нет из мёртвых. И они удержа-
ли это слово, спрашивая друг
друга, что значит: воскреснуть
из мёртвых». Апостолы про-
должали недоумевать, для
чего умирать Мессии и каким
образом Он, Бог, может уме-
реть, да и не было такого от
«Никому не сказывайте о сем видении»сотворения мира, чтобы кто мог воскреснуть
—
сам, своей силой, вос-
стать из мёртвых. Тем более преждевременно было возвещать простому
народу о славном Преображении Иисуса и о явлении Ему великих
пророков Илии и Моисея: соблазн о Кресте, о видимом бессилии Бога
и Его подверженности смерти мог бы только увеличиться.
«И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии
надлежит прийти прежде», если Он, Мессия, уже с ними и время Его
исхода близко? Иисус ответил, «что Илия уже пришёл, и не узнали
его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий постра-
дает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Кре-
стителе», который воистину пришёл в мир в духе и силе великого
пророка Илии.
Во времена расцвета христианства на Фаворе стояло три церкви,
словно три кущи, которые хотел построить Пётр. Сам же апостол в
своей вселенской проповеди всегда указывал на Преображение как
на яснейшее доказательство Божественной силы и славы Спасителя.
Во Христе Божественная природа соединилась с человеческой
природой, и свет Преображения предуказал то преображённое со-
стояние, в котором спасённое человечество войдёт в жизнь будущего
века после Второго пришествия Христа, когда боголюбивые люди
просияют, словно солнце. Святые Божии, исполнением евангельских
заповедей стяжавшие благодать Господню, порой являются людям в
преображённом виде. Так, лик преподобного Серафима Саровского во
время его знаменательной беседы с Н. А. Мотовиловым засиял столь
ярким светом, что на него невозможно было взирать. Нимбы святых в православной иконописной традиции изображают именно нетварный
Божественный свет, вечный свет обо жения, Божественную благодать.
Иисус Христос
—
Бог от вечности, по Своему существу; человеку
же уготовано стать богом по дарованной Ему от Господа благодати,
и дар этот принесён падшим сынам Адама жизненным подвигом
Христа.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев