Предречение Иисуса о страданиях, смерти, воскресении
и Втором пришествии. Учение о несении креста
Тайну спасения рода человеческого Господь открывал с премудрой
постепенностью. Теперь, когда апостолы исповедали и точнее уяснили
истину о Его истинном Богосыновстве, им надлежало воспринять серд-
цем и другую высочайшую истину
—
необходимость искупительных
страданий и смерти Господа ради спасения человечества. Они верова-
ли в Иисуса как Спасителя мира, но ещё не знали, как Он спасёт мир.
Предречение о страданиях, смерти, воскресении. «С того време-
ни Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему до
лжно идти в
Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и
книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть»,
—
Христос
впервые открыто и ясно возвестил о Своих страданиях и смерти как
необходимых условиях открытия Своего Царства; ранее Он говорил
об этом прикровенно. Так, в первое посещение Иерусалимского хра-
ма Иисус сказал: «Разорите храм сей»,
—
имея в виду храм Своего
Пречистого Тела; в речи к фарисеям Он предрёк знамение пророка
Ионы; жертвенным Агнцем называл Христа Иоанн Предтеча. Эти
иносказания постепенно подготавливали учеников к восприятию ис-
тины о страданиях и смерти Того, Кто, по верованиям иудеев, как
обетованный Царь-Мессия богоизбранного народа должен был пре-
бывать с ними вовеки.
Теперь Господь предвозвестил Свои страдания и смерть, позднее
скажет, что будет выдан язычникам, и уже незадолго до страданий
Он предречёт, что будет распят. И каждый раз для облегчения вну-
тренней боли учеников, внимавших Его предсказаниям, Иисус будет
прибавлять, что в третий день Он воскреснет.
Речь Христа повергла учеников в смущение и недоумение, Его сло-
ва о смерти казались им противоречащими исповеданной ими истине
о Его Богосыновстве. И Пётр решается прекословить Тому, Кого толь-
ко что назвал Богом. Пламенный и решительный, он не мог вынести
столь скорбных слов горячо любимого Учителя. По-человечески ду-
мая, что страдать и умирать Сыну Божию не нужно и не свойственно,
«отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе,
Господи! да не будет этого с Тобою!» Пётр полагал, что силе врагов
Богочеловек должен противопоставить Своё Божественное всемогу-
щество, но не страдать, как немощный человек.
Именно этот лёгкий путь предлагал Иисусу сатана в Иудейской
пустыне. Воспользовавшись чистыми чувствами Петра, его предрас-
судками иудея и духовной неразвитостью, этот искуситель и теперь
подсказывал устами апостола губительный путь, противный воле Бога
Отца. Поэтому Иисус со всей решительностью «сказал Петру: отойди
от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что
Божие, но что человеческое». Как человек, Пётр считал необходимым
предотвратить страдания и смерть Учителя.
О Богосыновстве Иисуса Пётр знал по откровению свыше и не погре-
шил сомнением. Но он ещё не был готов вместить полноту Божествен-
ных откровений об искупительной силе страданий и смерти Мессии,
и, начав рассуждать по-человечески, подпал под влияние искусителя-
сатаны. Это и показал Иисус Своим ответом, вовсе не для того назвав
ученика сатаной, чтобы посрамить его человеческую заботливость.
О несении креста. Для спасения необходимы не только искупи-
тельные страдания Сына Божия, но и духовный труд самого человека,
его усилия в исполнении евангельских заповедей. Мы должны со сми-
рением нести ниспосланные Промыслом Божиим скорби и напасти,
которые Иисус назвал нашим крестом: «Если кто хочет идти за Мною,
отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Что это
значит? Отвергающийся кого-либо не принимает в нём никакого уча-
стия, точно так же и в деле исполнения заповедей Христовых следует
не жалеть себя, отвергнуть пристрастие к телесным услаждениям, к
удовольствиям жизни временной, а если потребуется
—
пожертвовать
своим благополучием. Не мирские выгоды и почести предлагал Иисус
ученикам в ожидаемом ими Царстве Мессии, но труд, скорбь и лише-
ния. Самоотвержение ради следования Христовым заповедям
—
един-
ственный спасительный путь для падших сынов Адама.
Если же «кто хочет душу свою сберечь», восхотев избежать в своей
жизни скорбей и страданий, пойти по пути угождения плоти, после-
довать помыслам самолюбия и гордыни, «тот потеряет её», бесценную
свою душу, окажется не способен к вечной жизни. «А кто потеряет
душу свою ради Меня»,
—
кто решится ради следования Евангелию
пожертвовать земными удовольствиями, «тот обретёт её» и унаследует
Царство Небесное.
Как Бог, Иисус мог избавить Своих последователей от всех бед и
несчастий, но скорби необходимы падшему человеку, чтобы очистить-
ся от греха и в труде следования заповедям Христа обрести внутрен-
нюю способность ко вступлению в блаженную вечность. И земной
отец
—
если балует своего сына, то губит его, если же наказывает
—
бе-
режёт, как возвестил Господь через премудрого Соломона: «Не остав-
ляй юноши без наказания: ты накажешь его розгою и спасёшь душу
его от преисподней» (Притч 23:13). Обрекая на страдания, Господь бе-
режёт нас как Отец чадолюбивый. Каждому из нас дарует Он спаси-
тельный крест
—
личную меру страданий, уготованную всеведущим
Богом, наказующим, очищающим и милующим.
«Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе сво-
ей повредит?» Душа человека ничтожна и нища, если она не обрела
добродетели каждодневным трудом; тогда она не способна к вечной
жизни, и какая ей польза от богатств преходящего мира? Если же кто обрёл даже и все богатства мира, «какой выкуп даст за душу свою»,
чтобы войти в Царство Небесное, если душа его горделива и сласто-
любива, если не способна жить высокими идеалами? Если плоть че-
ловека наслаждается и богатеет, а душу его ожидает гибель, то разу-
мно ли так жить? Если рабы живут в довольстве и неге, а сам госпо-
дин
—
в крайней нищете, какая ему польза от того, что он господин?
Плоть должна не властвовать над человеком, но следовать чистым
порывам его души, душа же
—
устремляться к высоким идеалам духа,
тогда восстановится гармония тела, души и духа, разрушенная грехо-
падением человека в раю. Если же дух утрачивает стремление к Богу,
то душа всё больше тяготеет к плотским утехам, и тогда плоть, ста-
новясь хозяйкой человека, увлекает его в погибель.
Предречение о Втором пришествии. Нет для человека заботы важ-
нее спасения души, ибо настанет день Страшного суда, когда все зем-
ные дела прекратятся: «Приидет Сын Человеческий во славе Отца
Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его».
Иисус придёт как Царь и Бог во главе Своих ангельских воинств, окру-
жённый тем же величием и славой, какими окружён и Сам Небесный
Отец. Усилия каждого человека в деле спасения будут тогда праведно
взвешены Христом, и определится вечная участь каждого.
Чтобы ободрить учеников после столь тяжких слов о Своей смер-
ти, Иисус сказал, что некоторым из них покажет величие и славу, с
которыми Он вновь придёт в мир во Втором пришествии: «Истинно
говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят
смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии
Своём», узрят «Царствие Божие, пришедшее в силе». Иисус виделся
людям немощным человеком, подобным всем смертным сынам Адама,
но через несколько дней на горе Фавор Он показал Себя трём избран-
ным ученикам в великой Небесной славе
—
Себя не только Бога, но и
Человека, и притом на грешной земле, что поистине можно назвать
Царством Божиим, пришедшим на землю в силе.
Царственную славу Христа все ученики увидели и тогда, когда
Он по воскресении Своём вознёсся на Небеса в человеческой плоти и
как Бог воссел на Престоле. Царством Божиим, пришедшим в силе,
до которого дожили многие ученики Спасителя, стало также распро-
странение Церкви Христовой среди народов мира.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев