Это одна из многочисленных военных историй, о которой даже в советское время писали совсем немного и как-то вскользь. Что она для глобальной истории? Так, короткий фрагмент, эпизод, песчинка. Примеров героизма в той войне было много. Малые подразделения сдерживали наступление целых танковых корпусов. Смертельно раненые летчики таранили вражеские эшелоны. А пехотинцы, чтобы дать товарищам несколько секунд для захвата высотки, закрывали своими телами бойницы немецких дзотов. Но эта история про вооруженных трофейными винтовками ребят из волоколамской деревни Стеблево... С чьей-то легкой руки их теперь называют «волоколамскими мальчишами».
ГЛАЗА ПАРТИЗАН
В 1941-м Стеблево (с ударением на первый слог) было примерно такого же размера, как сейчас - дворов на пятьдесят, не больше. Неподалеку тогда еще стояла одноэтажная бревенчатая ткацкая фабрика. В ней работали многие местные.
- И бабушка моя там работала, - говорит житель Стеблево Андрей Анатольевич Николаев. Его отцу, Толику Николаеву, в декабре 1941 года только-только исполнилось 13 лет.
Толик рос без отца. С малых лет, как и все деревенские дети, приучен к труду. До войны несколько лет помогал в кузнице.
И тут - 22 июня, первая бомбежка Киева и Севастополя, война. Уже к осени немцы докатились до Подмосковья, готовились брать Москву. В Стеблево расквартировалось небольшое тыловое подразделение - ремонтники, говорят, какие-то. Немцы и французы.
- Они особо в деревне не зверствовали, но всех местных выгнали из домов и заняли избы, - говорит Андрей Николаев. - Отец рассказывал, что ему пришлось в огороде вырыть землянку. Там они с мамой и жили. Хотя уже вовсю заморозки начинались. Немцы отняли все припасы, так что приходилось как-то выкручиваться.
В небольшой деревеньке оказалось довольно много детей. В Иосифо-Волоцком монастыре, который тут недалеко, за лесом, после революции был детский дом. Во время немецкого наступления эвакуировать детей не успели. Детдомовских ребят разобрали по семьям. В Стеблево несколько таких детишек тоже было. Фашисты не обращали на них особого внимания. А дети (это уже после выяснилось) время от времени бегали в лес, рассказывали партизанам, сколько здесь у немцев солдат и техники.
ВЕТЕРАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ
15 декабря 1941-го все получилось стремительно. В окрестностях села возник мобильный отряд полковника Порфирия Чанчибадзе (войну закончил генерал-лейтенантом, Герой Советского Союза). Немцы даже толком боя не дали: бросились бежать кто на чем мог, побросав и много оружия, и личные вещи. Здесь, напомним, были в-основном техники и лишь несколько солдат. Отбив деревню, бойцы Чанчибадзе отправились дальше.
- Все знали уже, что при отступлении немцы жгут деревни, а тех, кто пытался помешать, расстреливали, многих угоняли с собой в Германию, - продолжает Андрей Анатольевич. - Это не просто разговоры были. Некоторые семьи из Стебелево собирали свой скарб и пытались уйти подальше. Но доходили до соседних деревень, видели спаленные дома и возвращались.
Стали держать совет, что дальше. Когда свои придут - никто не знает. Мужиков в селе нет. Одни женщины, старики и дети. Инициативу на себя взял инвалид Иван Володин. Ветерана Финской войны, комиссованного с серьезными ранениями, пока стояли немцы родные прятали где-то под домом. Он-то и возглавил оборону Стеблево.
- Выбор был такой: либо немцы все пожгут и наверное многих убьют, либо надо защищаться. Немцы бежали в спешке, в деревне оказалось много оружия. Отец мне потом рассказывал: даже пулемет был, несколько карабинов, пистолеты.
Комментарии 4