В соответствии с положениями Буринского трактата, договаривающие стороны линию границы определили на местности, по их результатам были составлены соответствующие документы: 1. разменное письмо об определении границ между Россией и Китаем от пограничной Кяхты до вершины реки Аргунь с приложением реестра установленных пограничных маяков (знаков). 2. разменное письмо о дополнительном определении границ между Россией и Китаем от Кяхты до горного хребта Шабин-Дабага с приложением реестра пограничных маяков (знаков).
Пограничная линия на востоке начиналась от горы Абагайту на берегу реки Аргунь в её верховьях, севернее озера Далайнор, проходила к западу по линии фактически существовавших на момент подписания Буринского и Кяхтинского трактатов казачьих пограничных военных постов в Забайкалье и китайских (бывших монгольских) пограничных уртелов (в основном на участке от реки Аргунь до русской пограничной крепости Кяхта), а в тех районах, где они отсутствовали, — преимущественно по естественным рубежам (горным хребтам, сопкам и рекам).
На участке между Кяхтой и Саянами граница проходила главным образом по горным хребтам. Однако граница, установленная в районе северо-западной части Монголии и Урянхайского края (ныне-Тувы), реально существовала только юридически (в договоре), но не фактически. В результате подписания Кяхтинского трактата Россия потеряла часть своих земель. Во-первых, в верховьях реки Аргунь, поскольку за Российским государством, согласно Нерчинскому договору, закреплялся весь левый берег Аргуни «до самых вершин». В результате допущенной ошибки в установлении территории Урянхайского края значительный район территории между горными хребтами Саянский и Танну-Ола остался как бы ничейной землей, хотя кочевавшие в этом районе Сибири аборигены уже платили дань Российскому государству.
Во исполнение положений этого и других мирных договоров России и Китая, подписанных в разные годы, в нашем южно-сибирском регионе в период с 1741 по 1768 годы возникла новая казачья пограничная линия: Каратуз - Шедатская крепость - Кебежский и Усть-Ойский - Саянская крепость - Означенный- Арбатский - Монукский - Таштыпский казачьи форпосты. Центром всей этой пограничной линия от Каратуза на востоке до Таштыпа на её западном участке, явл. Саянская крепость, начальнику гарнизона которой подчинялись все пограничные казаки этого участка русско-китайской границы.
Так, по свидетельству русского путешественника и военного агента П.А. Чихачёва, лично посетившего эти места, гарнизон Саянского форпоста состоял из 117 казаков нижних чинов, одного урядника и трех унтер-офицеров, возглавляющих отдельные пограничные посты. Кстати, довольно солидным было в Саянской крепости и число коней. Их на тот момент насчитывалось 234 головы.
Охрану на этой «линии» стали нести небольшие группы красноярских и томских казаков, проживающие в основанных ими форпостах: Арбатах, Моноке (первоначальное название этого казацкого поселения - Байкалова деревня) , Таштыпе, Абаканской, Саянской и Шедатской крепостях, Кебеже, Кужебаре, Каратузе и некоторых других местах довольно протяженного Абаканского участка русско-китайской границы, проходящего в предгорьях Саян. В этой связи, я думаю, что читателям этого небольшого материала будет интересно прочесть текст приказа, который озаглавлен вот таким образом: "Повеление начальства пограничным казакам, поселившимся на Абаканской пограничной линии". Он гласил: «Иметь всетвёрдую и крепкую осторожность, и буде где, паче чаяния, и от чего Боже сохрани! приход неприятельских людей или воровское их неприятельское собрание в каких-либо местах внутри или близ Российских жилищ и ясачных улусных людей и волостей и об их шалостях казакам уведано будет, то за таким злохитрым, ветренным, легкомысленным, необдуманным неприятелем, не упуская ни мало времени, чинить своею вооружённою рукою всекрепкия поиски и воинские отпоры".
Комментарии 1