Согласно данным 36-й истребительной авиадивизии, в 15:44 с аэродрома Харьков взлетели четыре МиГ-3 во главе с командиром эскадрильи 186-го ИАП капитаном Петром Андреевичем Крупеней. Это была очередная группа, отправленная для удара по аэродрому Полтава, откуда за несколько минут до этого стартовала пара под командованием Графа.
Граф однозначно пишет, что дрался с ведущим советской группы. И хотя , в круговерти воздушного боя , немец мог и не уследить, кто именно был его противником, биографии участвовавших в этом бою советских летчиков, с большой долей вероятности , позволяют считать, что в данном случае Граф не ошибся. Архипов, Николаенко и Чернышов окончили авиашколу только в 1940-м году и вряд ли обладали столь высокими навыками пилотирования.
Хотя Чернышов прекрасно знал матчасть, поскольку еще в 1936 году окончил школу авиационных техников и затем, долгое время, служил в Борисоглебской школе летчиков, где, видимо, и переучился в итоге на пилота, как примерно в то же время в Каче это сделал и легендарный Александр Иванович Покрышкин.
А вот комэск Пётр Крупеня имел за плечами довольно длинную лётную карьеру, служил в строевых частях ВВС с 1936 года, уже в 1938-м стал командиром звена, а с 1940-го командовал эскадрильей.
Видимо, именно его навыки произвели столь неизгладимое впечатление на Германа Графа.
Однако, нарисованная Графом идеальная картинка, в которой он вдвоем с ведомым наголову разгромил превосходящую группу советских истребителей, возглавляемую таким матерым асом, начинает буквально на глазах рассыпаться при внимательном изучении…
Списка заявленных III группой 52 эскадры побед!
Дело в том, что бой с МиГами вела не только пара Графа. В 16.20–16.25 три победы над И-26 заявили еще два пилота 9-й эскадрильи - две фельдфебель Альфред Эмбергер (Stfw. Alfred Emberger) и еще одну фельдфебель Йохан Клейн (Stfw. Johann Klein).
Таким образом получается, что пара Графа как минимум не может претендовать на все три сбитых МиГ-3, а возможно и вообще могла не сбить ни одного советского истребителя.
В любом случае, на шесть заявок у немецкой четверки только три подтверждения с советской стороны, что уже далеко не так блестяще, как представлено в воспоминаниях.
Кроме того оказывается, что сломить сопротивление не самых опытных советских воздушных бойцов удалось не какими-то ловкими маневрами, а использовав качественное превосходство Bf109F-4 при, как минимум, равных силах. При этом , единственного опытного пилота в группе немцы сбить так и не смогли!
Однако, что же случилось с тем «МиГом», который заставил так попотеть немецкого аса и почему он не вернулся назад? Ответ на этот вопрос кроется всё в тех же заявках на победы пилотов III/JG52 и в хронологии боя, любезно изложенной Графом.
Исходя из последней, получается, что после второй победы он вел бой с последним МиГ-3 еще в течение 15 минут.
С некоторым допущением можно предположить, что уцелевший советский пилот вышел из боя около 16.28 – 16.30. И вот тут выясняется еще одна существенная подробность: об уничтожении в 16.30 И-26 заявил унтер-офицер Эдмунд Россман (Uffz. Edmund Roβmann) из 7-й эскадрильи JG52, для которого эта победа стала двадцатой.
Конечно, это лишь догадка, но сбить одиночный самолет, который на последних каплях горючего, после тяжелого боя, тянул в сторону аэродрома, было одним из излюбленных приемов у «охотников» Люфтваффе на Восточном фронте.
С большой долей вероятности, можно предположить, что именно атака Эдмунда Россмана, который вел охоту в паре с еще одним будущим асом унтер-офицером Хансом Даммерсом (Uffz. Hans Dämmers), оборвала жизнь талантливого советского пилота, который, судя по его навыкам, со временем, мог бы оказаться в ряду лучших советских асов, но не вернулся из этого злополучного боевого вылета, как и трое его товарищей.
К сожалению, наверняка мы уже вряд ли узнаем его имя. Как и в сотнях подобных случаев, подвиги советских пилотов зачастую оказывались неизвестными даже их боевым товарищам, и о подобных примерах мастерства, мужества и героизма мы узнаем только из документов противника.
Ну что ж, хорошо, что у нас есть возможность отдать должное их памяти хотя бы таким образом.
В отличие , от фактически расстрелянного им советского летчика, Эдмунд Россман продолжал воевать на восточном фронте, совершил 640 боевых вылетов и заявил 93 воздушные победы.
Однако возмездие настигло и его: 9 июля 1943 года Россман произвел вынужденную посадку на советской территории и попал в плен, откуда вернулся только в 1949 году.
Он прожил долгую жизнь и скончался 4 апреля 2005 года в возрасте 87 лет.
Комментарии 4