Из доступных источников мы знаем, что завод изначально специализировался на производстве оборудования для производства газированных вод. Однако, судя по описаниям 1909 года в «Иллюстрированном торгово-промышленном альбоме Орловской губернии», предприятие братья Кале уже трансформировалось в "Механический медно-котельный и машиностроительный завод", занимающийся выпуском передовых для своего времени перевозных нефтяных двигателей.
Эти двигатели получили высокую оценку на российских и международных выставках, что свидетельствует о качестве и инновационности продукции завода. Например, нефтяной двигатель, представленный на испытаниях в Ростове-на-Дону, продемонстрировал впечатляющую надёжность и экономичность, работая без перебоев целых 14 месяцев.
Политические потрясения начала XX века привели к национализации завода в 1918 году. Братья Кале покинули страну, а завод стал частью советской промышленности. Этот период был временем интенсивных изменений: завод неоднократно переименовывали, объединяли с другими предприятиями Орла, меняли профиль производства.
Рабочие завода адаптировались к новым условиям, демонстрируя высокую квалификацию и трудолюбие. Они занимались ремонтом автомобилей и броневиков, создавали новые модификации плугов, возвращались к производству двигателей, а в годы Великой Отечественной войны – выпускали предметы народного потребления: сковородки, зажигалки, вёдра.
Несмотря на трудности, грамотная кадровая политика завода помогла сохранить талантливых специалистов, таких как В.Э. Гох и А.А. Грибакин. Именно благодаря их опыту и профессионализму к 1927 году завод уже считался одним из ведущих в стране.
Завод получил первую премию – субсидию в размере 340 тысяч рублей на дальнейшее развитие, а также возможность отправить 4 сотрудников на стажировку в Америку.
Далее последовали годы интенсивного строительства тяжёлой промышленности в рамках первых пятилеток. Во время Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в Пензу и Кузнецк. После освобождения Орла от немецко-фашистских войск, предприятие было полностью восстановлено.
После войны завод специализировался на производстве оборудования для обувной и кожевенной промышленности. Станки, произведенные на заводе имени Медведева, пользовались спросом не только в Советском Союзе, но и активно экспортировались в Америку, Китай и страны Европы.
Как вспоминает Валентина Иванцова, заместитель директора завода и председатель профкома: «На нашем заводе выпускалось лучшее оборудование для кожевенно-обувной промышленности. Наши станки поставлялись и в Америку, и в Китай, и в страны Европы. Они очень ценились. Подобных им не было».
В 1961 году перед зданием управления завода был установлен памятник М.Г. Медведеву, командиру орловского Коммунистического отряда, погибшему во время Гражданской войны. Завод был назван в его честь в 1922 году.
В 1966 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени – одной из самых престижных наград СССР, что стало признанием заслуг предприятия и его коллектива.
История Орловского машиностроительного завода имени Медведева – это история преодоления трудностей, стремления к совершенствованию и достижения высоких результатов. Это история о людях, которые своим трудом внесли весомый вклад в развитие отечественной промышленности.
#историязавода #орёл #машиностроение #братьяКале #заводимМедведева #нефтяныедвигатели #обувнаяпромышленность #кожевеннаяпромышленность #советскаяпромышленность #ВеликаяОтечественнаяВойна #ордентрудовогокрасногознамени #памятникмедвадеву
Комментарии 2