«Мы были уже готовы приступать к изготовлению рабочих чертежей, по которым строители могли возводить здание. Конечно, нужны немалые средства. Но я убежден, – говорит архитектор, – они бы нашлись, будь на то воля властей и наша гражданская воля. Все шло вроде нормально, много заинтересованных людей было. При мэре Александре Мигуле был отведен под стройку сквер. Это половина территории, на который стоял когда-то собор. Но комиссия по возвращению исторического наследия города решила, что этого недостаточно. Во-первых, потому что вековые деревья, которые пришлось бы вырубить, тоже представляют историческую ценность: они видели те стены, и пустить их под топор просто неправильно. Да и, в принципе, места все равно бы не хватило. Храм стоял бы в тесноте в окружении довольно унылых построек».
Архитекторы и власти спорили, как сделать правильнее. А тем временем сменилось руководство местной епархии.
«Со сменой руководства епархии интерес к проекту угас. Я его не вижу со
стороны нового епархиального управления. А интерес этот нужен – ведь речь идет о воссоздании культового исторического здания», – говорит Валерий Сикерин.
Примерная стоимость стройки, по подсчету комиссии при губернаторе Олеге Кожемяко, в которую входили жертвователи, строители, – 400-450 миллионов рублей в ценах 2007 года. Можно и дешевле, если использовать тесаный кирпич, как раньше. Но Сикерин уверен, что сейчас надо строить хорошо, как позволяет современная технология, чтобы кирпичная кладка была ровной и красивой. Ведь в оригинале она должна быть открыта, а не спрятана за штукатуркой.
Такой же собор, но в другом месте Благовещенска
«На основе всех собранных к тому времени материалов я выполнил еще одну работу, – рассказывает Сикерин. – Когда объявили конкурс на застройку «Золотой мили», я принял участие, и мой вариант, кстати, взял первое место. И там как раз есть наш Шадринский собор. Я посчитал, что такой вариант возможен. Такой же собор, но в другом месте.
Думаю, в этих обстоятельствах стройка в другом месте возможна. Тем более что на старом месте не сохранился даже фундамент. То есть зацепиться особо не за что. Если решим все же строить, то это не будет реконструкция в полном смысле слова. Например, когда строили Триумфальную арку, мы хотя бы нашли исторический фундамент и поставили новую арку ровно на то место, где была прежняя. А Шадринский собор, учитывая эти соображения, можно воссоздать в другом подходящем месте города.
Нет комментариев